Роль спортивно- массовых мероприятий в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности спортивно-массовой работы в школе с учащимися младших классов.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность спортивно-массовой работы в младшем звене школы;
- проанализировать на практическом примере особенности реализации спортивно-массовой деятельности в школе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы проблемы организации спортивно-массовой работы в школе
1.1 Роль и место спортивно-массовой работы в школе
1.2 Понятие и сущность спортивно-массовой работы с младшими школьниками
1.3 Организация спортивно-массовой работы в младшем классах школы
2. Методика организации и проведения спортивно-массовой работы
2.1
2.2 Сценарии физкультурно-оздоровительных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

дмитриенко.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах – девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю. Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников[16, c.122]. На сегодняшний день в общеобразовательных школах особенное внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с младшими школьниками.

В программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

В последние годы значительно увеличилось количество детей, которые часто и длительно болеют. Влияние многих факторов приводит к ослаблению иммунитета, что влечет за собой: увеличение числа и длительности заболевания; увеличение тяжести течения заболевания; частые переходы заболеваний в хроническую форму; развитие тяжелых осложнений.

Частые заболевания младших школьников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций.

Специфической задачей физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками является активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления.

В целом физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня содействует улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности. Специфические задачи конкретных видов физкультурно-оздоровительной работы диктуются закономерностями работоспособности младших школьников в течение урока, учебного дня, недели, четверти, учебного года.

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, также принадлежит и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой, главной целью - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности [14, c.54].

Можно сделать вывод, что одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, учителей начальных классов и медицинских работников.

 

 

 

1.3 Организация спортивно-массовой работы в младшем классах школы

 

На современном этапе в младшей школе осуществляется специально разработанная программа, которая работает по трем направлениям:

  1. Валеологическое образование.
  2. Физкультурно-оздоровительная работа.
  3. Консультативно-информационная работа с педагогами, детьми, родителями.

Программа физкультурно-оздоровительного приоритета включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания. Вся работа ведется на диагностическом обследовании. Диагностическая работа проводится 2 раза в год в виде игровых ситуаций, в интересной и занимательной форме. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются педагогами, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.

Также большое внимание уделяется занятиям физической культурой в младших классах:

- совершенствование жизненно-важных  навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;

- обучение физическим  упражнениям из гимнастики, легкой  атлетики, подвижным играм и техническим  действиям спортивных игр;

- развитие основных физических  качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

- формирование общих представлений  о физической культуре, ее значении  в жизни человека, укреплении  здоровья, физическом развитии и  физической подготовленности;

- развитие интереса к  самостоятельным занятиям физическими  упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;

- обучение простейшим  способам контроля за физической  нагрузкой, отдельными показателями  физического развития и физической  подготовленности.

Функции физического воспитания в начальной школе следующие:

  1. обеспечение определенной физической подготовленности детей в процессе их роста и развития;
  2. коррегирование функциональных расстройств здоровья у нуждающихся в этом школьников;
  3. поддерживание необходимого уровня умственной работоспособности в процессе занятий;
  4. воспитание у детей отношения к физкультуре как приоритетному условию сохранения здоровья в течение жизни.

Содержание уроков физкультуры в начальной школе определяется программой для учащихся 1–4-х классов, адаптированной к разным уровням здоровья детей. Необходимый перечень оборудования и инвентаря для проведения занятий по физической культуре представлен в Приложении.

По результатам ежегодного медицинского осмотра школьников распределяют по трем медицинским группам: основная, подготовительная и специальная. Для детей каждой из выделенных групп установлены обязательные и дополнительные виды физкультурных занятий. Дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижаются. Для детей подготовительной группы, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (наиболее распространены нарушения осанки), целесообразно включать в физкультурные занятия специальные корригирующие упражнения.

Спортивные секции в школе - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Врачебный контроль, осуществляемый врачом, является важной частью медицинского обслуживания и физического воспитания учащихся младшего звена. Совместно с учителями младших классов, учителем физической культуры врач планирует занятия. Врач проводит врачебно-педагогический контроль, отбирает 1 – 2 учащихся для наблюдения за адаптацией организма к физической нагрузке во время занятий. Врач, совместно с учителем физического воспитания проверяет санитарно-гигиенические условия места занятий, состояния спортивной формы и обуви, интересуются самочувствием учащихся. Врач определяет оздоровительную значимость занятий в классах с учетом санитарно-гигиенических условий проведения занятий, наличия навыка правильной осанки и дыхания, улучшения самочувствия.

Кроме того, в младшем звене школы проводятся дни здоровья. В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования "Веселые старты", "А, ну-ка мальчики!", "А, ну-ка девочки!", "Папа, Мама, Я - спортивная семья!",в зимних условиях - катания на лыжах, санках .

Физическое здоровье детей- младших школьников неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
  3. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
  4. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  5. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  6. Профилактические прививки
  7. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  8. Профилактика плоскостопия /ежедневно
  9. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  10. Физкультминутки /ежедневно/
  11. Подвижные игры /ежедневно/
  12. Прогулки /в теплое время года/
  13. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в школе во многом зависит от взаимодействия учителей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

В своей работе учителя младшего звена используют различные виды занятий, среди которых преобладают:

  1. сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  2. занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  3. занятия-тренировки основных видов движений;
  4. занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  5. занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:

  1. Физическое состояние детей, посещающих школу.
  2. Оптимизация двигательного режима детей в школе.
  3. Профилактика заболеваний.
  4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  • воздушно-солнечные ванны
  • хождение босиком по песку.

В содержание оздоровительного физкультурного занятия в СШ№4 включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей:

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.

Основные правила.

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. "Догонялки". Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок".

Информация о работе Роль спортивно- массовых мероприятий в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста