Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 07:51, доклад
Стоящая перед массовой школой задача соединить обучение с производительным трудом не менее важна и для специальной коррекционной школы. Однако наряду с общими задачами специальная коррекционная школа имеет еще и свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отсталых школьников. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового обучения и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового обучения связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития учащихся.
Введение
Стоящая перед массовой школой задача соединить обучение с производительным трудом не менее важна и для специальной коррекционной школы. Однако наряду с общими задачами специальная коррекционная школа имеет еще и свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отсталых школьников. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового обучения и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового обучения связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития учащихся.
Неполноценность головного мозга и связанные с нею особенности высшей нервной деятельности не определяют полностью психическое развитие и формирование личности ребенка - олигофрена. Как правильно указывает Т.А.Власова, «само по себе наличие первичной патологии большинства видов дефектов еще не предрешает тяжести аномального развития и не является фатальным для судьбы ребенка у истоков аномального развития лежит тот или иной вид нарушения познания окружающей действительности и социального общения…» Если в процессе обучения и воспитания применяются эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения, свойственные олигофрену, в значительной степени компенсируются.
При изучении психики ребенка советская психология исходит, прежде всего, из принципа развития. Психические процессы (восприятие, память, мышление), согласно представлениям Л. С. Выготского, по мере развития ребенка вступают в сложные взаимодействия между собой, образуя межфункциональные новообразования: категориальное восприятие, логическую память, речевое мышление. Их нельзя разложить на соответствующие компоненты, как нельзя разложить воду на водород и кислород, сохранив, присущие воде свойства. Психические процессы и свойства формируются у ребенка, будь он нормальным или аномальным, в процессе взаимодействий с окружающим миром. Они не могут, поэтому не зависеть от социальных условий и от воздействия, оказываемого на ребенка в процессе воспитания и обучения широком значении этих слов. Влияние особенностей нервной системы умственно отсталых детей на развитие их личности опосредствуется влиянием общественной среды. В свою очередь, возникающие особенности психических процессов и свойств, как в познавательной, так и эмоционально-волевой сфере вносят существенные изменения в во взаимодействие ребенка с окружающей средой и сказываются на его поведении и практической деятельности. Отсюда ясно, что влияния физиологических нарушений неоднозначно проявляются на всех этапах обучения и воспитания учащихся специальной коррекционной школы: в младших классах они играют гораздо большую роль, чем в старших. С возрастом и по мере обучения и воспитания потребности, мотивы и интересы умственно отсталого ребенка претерпевают значительнее изменения, сказывающиеся на процессе формирования его личности, на его отношениях к окружающему миру и к самому себе.
Совершенно несостоятельны представления о том, что умственно отсталый ребенок, независимо от характера обучения воспитания, может достигнуть только строго определенного предела в своем развитии. Согласно так называемой «теории потолка», умственное развитие олигофрена в степени дебильности не моет превышать уровень развития ребенка средних способностей 9-10 лет. Достигнув этого уровня, умственно отсталый ребенок в степени дебильности якобы останавливается в своем развитии, так как биологические причины фатально ограничивают его возможности. Нарушение деятельности центральной нервной системы, конечно, влияет на развитие ребенка, но не создает заранее «потолок», выше которого оно ни при каких условиях не может подняться. Развитие аномального ребенка, как и нормального, характеризуется качественными сдвигами. В зависимости от коррекционных приемов, применяемых в процессе обучения и воспитания, повышается уровень развития умственно отсталого школьника. Приверженцы научной и реакционной «теории моральной дефектности», игнорируя роль воспитания в развитии личности умственно отсталого ребенка, без всякого основания связывают умственную отсталость с моральной дефективностью, видя в каждом умственно отсталом ребенке кандидата в преступники. Советская действительность и результаты обучения и воспитания умственно отсталых детей во вспомогательной школе полностью отвергают эти «теории».
Как и учащиеся массовой школы, учащиеся специальной коррекционной школы руководствуются в процессе учения не одним мотивом, а несколькими. В зависимости от отношения школьника к своим сверстникам и другим членам школьного коллектива, от семейных обстоятельств, от познавательных интересов, успеваемости и других, влияющих на него факторов, определяется соотношение мотивов.
Важную роль в развитии мотивов школьников с ограниченными возможностями играет его самооценка и уровень притязаний. В исследованиях Ж. И Намазбаевой и Н. Л. Коломинского , проведенные под руководством Ж. И. Шиф, показано, что самооценка и уровень притязаний учеников претерпевают значительные изменения по мере освоения программы специальной коррекционной школы.
Если в младших классах
учащиеся обнаруживают тенденцию переоценивать
свои личностные качества, то в старших
классах они начинают более критично
оценивать свои личностные качества.
Эти сдвиги в развитии, несомненно,
связаны с развитием их мотивационной
сферы, с тем, что школьники начинают
руководствоваться в своих
Итак, мотивы деятельности умственно отсталого ребенка определяются в сильной степени местом, которое занимает данная деятельность в структуре его личности. Поэтому одно из важнейших условий повышения уровня мотивации – соединение обучения и воспитания с деятельностью, находящей отклик в структуре его личности. При выполнении такого рода деятельности ребенок проявляет к ней живой интерес и желание добиться хороших результатов, что сказывается положительно на его общем развитии.
Важную роль в формировании общественных мотивов деятельности на уроках труда играет приближение выполняемой работы к производственным условиям. Это подчеркивают многие учителя вспомогательной школы. Формирование общественных мотивов деятельности у детей-олигофренов происходит в процессе достижения общественно значимой цели. Если учителю удается заинтересовать учащегося трудовым заданием и направить его внимание на достижение социально значимых результатов, то это побуждает его к активной деятельности, повышает уровень мотивации.
Роль труда в развитии личности детей с ограниченными
возможностями.
Из общей психологии известно, что внешние воздействия на человека всегда опосредуются его внутренними условиям. К внутренним условиям детей-олигофренов, определяющим развитие их личности, относятся особенности их психического развития и деятельности нервной системы. Эти особенности накладывают большой отпечаток на формирование личности учащихся специальной коррекционной школы.
Вместе с тем было бы совершенно неверно думать, что развитие личности ребенка с ограниченными возможностями предопределяется имманентно присущими ему свойствами, как это утверждают некоторые представители идеалистической психологии и дефектологии. Психическая деятельность нормального ребенка и ребенка с ограниченными возможностями формируется под влиянием взрослых и окружающей действительности. Психологи и дефектологи считают, что дефекты сами по себе не могут определить поведение и черты личности. В условиях специально организованного обучения и воспитания можно в существенной мере преодолеть недостатки психического развития и сформировать необходимые качества личности и общественные нормы поведения. Исключительно важную роль в формировании личности умственно отсталого ребенка играет труд, осуществляемый им сначала под руководством учителя, а по окончании школы самостоятельно в рабочем коллективе. Следует, однако, подчеркнуть, что в процессе учебной трудовой деятельности становление и формирование положительных качеств личности школьника с ограниченными возможностями возможно лишь при наличии направляющего влияния учителя, воспитателя и других общающихся с ним лиц. При отсутствии этого влияния труд не оказывает на учащихся должного воспитательного воздействия.
В доступной для учащихся специальной коррекционной школы форме необходимо довести до их сознания, что в нашей стране достоинства человека оцениваются прежде всего характером и значимостью его труда. По тому, как человек относится к своим трудовым обязанностям, к запросам и требованиям, которые предъявляет к нему страна, судят о его моральных качествах, о его преданности идеалам советского общества. В этой связи следует отметить, что задачи нравственного и идейного воспитания учащихся в специальной коррекционной школе такие же, как в массовой школе. Однако решение этих задач в условиях специальной коррекционной школы имеет свою специфику: оно невозможно без применения специальных коррекционных приемов и методов, направленных на преодоление недостатков психического развития учеников-олигофренов. «Наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность воспитания учащихся специальной коррекционной школы остается такой же, как и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач» . Наблюдения и специальные психологические исследования показывают, что под влиянием правильно организованного труда жизнь умственно отсталого школьника становится богаче, содержательнее. Безразличное и пассивное отношение к миру уступает место активному отношению к окружающей действительности; появляются новые потребности и интересы, желание добиться успешных результатов в работе, высокой оценки со стороны других людей. На всех этапах своего развития специальная коррекционная школа уделяла большое внимание не только обучению учащихся знаниям, навыкам и умениям, но и формированию у них положительных черт личности. Сюда относятся в первую очередь такие качества личности, как трудолюбие, коллективизм, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость. Благодаря своей конкретности и доступности для чувственного восприятия цели и задачи трудовой деятельности осознаются школьниками с ограниченными возможностями в достаточной степени ясно. Это способствует развитию их познавательных интересов и эмоционально-волевой сферы и, следовательно, создает необходимые предпосылки для развития личности.
Чтобы повысить интерес и активность учащихся специальной коррекционной школы в процессе трудового обучения учителя стараются всеми средствами и приемами довести до их сознания важность и полезность того, что они делают, подчеркнуть практическое и общественное значите их труда. Возможность изготовления вещи, представляющей практическую и общественную ценность, вдохновляет учащихся и побуждает к активной и целеустремленной деятельности. Положительная оценка подученных результатов, похвала и одобрение учителя вызывают у школьника стремление старательно относится к труду в будущем.
В процессе трудового обучения и воспитания личность школьника с ограниченными возможностями значительно меняется. Благодаря труду, организуемому и направляемому учителем, у школьников появляются новые потребности и интересы, оказывающие большое влияние на их общее развитие. По мере развития новых потребностей изменяются строение и мотивация деятельности и начинают интенсивно развиваться целенаправленные способы действия и произвольные формы психической деятельности, имеющие исключительно важное значение для формирования личности детей-олигофренов.
Стремясь достигнуть возможно лучших результатов в процессе труда (осознаваемого как практически важный и полезный), учащиеся начинают правильно относиться к своим действиям, действовать обдуманно, подчинять все, что они делают, требованиям представляемой цели. Это оказывает большое положительное влияние на развитие произвольности и регулирующей функции познавательных процессов. Ведь для того чтобы добиться желаемых результатов, нужно предварительно осмыслить трудовое задание, установить определенные связи и отношения между деталями и операциями, запомнить то, что имеет актуальное значение для последующих действий, и т. д. Возникающие в процессе труда потребности в целенаправленной деятельности: планировании, согласовании, контролировании, корригировании действий в соответствии с представляемой целью — оказывают большое влияние на продвижение учащихся в общем психическом развитии, на обогащение их личности нужными в жизни умениями и качествами. В связи со сказанным следует отметить, что поведение умственно отсталого школьника, так же как и поведение нормального, определяется прежде всего его потребностями. Это не исключает того, что нарушение психических процессов, в частности мышления, играет очень важную роль в жизни и деятельности олигофрена. Однако, как бы велико ни было значение мышления в регуляции деятельности учащегося, оно не является движущей силой его поведения. Движущая сила поведения — потребности, возникающие в процессе общественно-трудовой деятельности. Потребности, связанные с трудом, выступают перед школьником с ограниченными возможностями в виде жизненно важных целей, практически значимых задач. Эти цели и задачи, конечно, регулируются мышлением. Однако толчком в постановке целей и задач являются потребности. Выявление условий, при которых труд оказывает положительное влияние на развитие личности учащихся, имеет чрезвычайно важное значение не только для массовой школы, но и для специальной коррекционной.
Соотношение между интеллектуальными и эмоционально-волевыми процессами, как и личность в целом, складывается у детей-олигофренов в процессе деятельности. Изменение этого соотношения на различных этапах развития умственно отсталых детей определяется прежде всего направляющим воздействием учителя в процессе обучения и воспитания, проводимой им коррекционной работой с целью преодоления недостатков психического развития.
Информация о работе Роль труда в развитии личности детей с ограниченными возможностями