Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 07:51, доклад
Стоящая перед массовой школой задача соединить обучение с производительным трудом не менее важна и для специальной коррекционной школы. Однако наряду с общими задачами специальная коррекционная школа имеет еще и свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отсталых школьников. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового обучения и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового обучения связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития учащихся.
Остановимся на наиболее важных волевых качествах, формируемых у школьников при правильной постановке процесса воспитания на занятиях по труду в специальной коррекционной школе.
Целеустремленность — это подчинение человеком своих действий и усилий определенным целям, осознаваемым как жизненно важные и практически ценные. Особе значимы для воспитания целеустремленности далекие: перспективные цели. При включении выполняемых в каждый данный момент действий в далекие, перспективные задачи человек не может не действовать целеустремленно, так как смысл того, что он делает, он видит в цели, которая в будущем будет достигнута. Действия, выполняемые человеком с установкой на достижение перспективной цели, способствуют формированию у него целеустремленности как черты личности. Вместе с тем следует отметить, что воспитательное значение перспективной цели, ее общественная ценность определяются ее нравственным содержанием и межличностными отношениями. Целеустремленность всегда связана с преодолением трудностей и с проявлением настойчивости в работе. Следует, однако, иметь в виду, что о целеустремленности как о положительной черте личности можно говорить лишь тогда, когда поставленная цель полезна и значима для коллектива и общества.
Самостоятельность — волевое качество личности, выражающееся в стремлении проявлять собственную инициативу в работе, не дожидаться помощи и подсказок других. Столкнувшись с трудностями, самостоятельный человек не ждет помощи со стороны других, а сам ищет путей их преодоления и делает все возможное для того, чтобы добиться цели. Это, конечно, не исключает, а, наоборот, предполагает наличие готовности прислушиваться к советам и рекомендациям других. Как известно, самостоятельность — важное условие достижения успешных результатов в процессе обучения и развития. Однако по мере систематического проявления самостоятельности в учебной, трудовой и общественной деятельности у школьника начинает формироваться самостоятельность как черта характера. Другими словами, умение и привычка действовать всегда самостоятельно превращается в устойчивое качество личности, обозначаемое понятием «самостоятельность». По мнению некоторых исследователей, основа самостоятельности в учебной деятельности — способность к переносу ранее усвоенных знаний, навыков и умений в другие условия деятельности. Побуждая ученика к активной самостоятельной работе вместе с тем оказать ему конкретную помощь, в которой он нуждается. Иногда бывает, что учащийся активно и добросовестно относится к работе, хочет получить наилучшие результаты, но это ему не удается из-за того, что он не умеет правильно ее организовать. Не имея опыта в преодолении встречающихся трудностей, ученик начинает чувствовать себя беспомощным, терять веру в свои силы. В таких случаях ученику надо помочь, ободрить его. Надо систематически приучать его к самостоятельности, вырабатывать у него умение приводить себя в состояние мобилизационной готовности, когда это нужно, и настойчиво добиваться поставленной цели.
Дисциплинированность
— это очень ценная черта
характера, выражающаяся в
Настойчивость — умение
и привычка доводить начатое дело
до конца. Это важная волевая черта
характера, которую следует формировать
у воспитанников
Коллективизм — черта характера, выражающая отношение человека к другим людям, с которыми он участвует в совместной деятельности, направленной на достижение определенных целей.
Учащийся, обладающий чертой
коллективизма, принимает активное
участие в жизни ученического
коллектива, уважает своих товарищей,
хорошо к ним относится. Его личные
интересы подчинены интересам
Важную роль в развитии
коллективизма у
Заключение
В заключение следует отметить,
что качества личности органически
связаны между собой и поэтому
нельзя по одному отдельно взятому
качеству судить о личности в целом.
В зависимости от соотношения
данного качества с другими определяется
его общественная ценность и значимость.
Такие, например, качества личности, как
самостоятельность, инициативность, настойчивость,
имеют положительное
Воспитывая учащихся вспомогательной школы в процессе трудового обучения, следует прежде всего вырабатывать у них чувство долга, приучать к тому, чтобы в своих действиях и поступках они руководствовались только необходимостью соблюдать требования учителя, быть послушными, но и осознанием необходимости совершать справедливые поступки в отношении товарищей, школы, школьного коллектива, приносить пользу другим людям.
В процессе трудового обучения большое внимание должно быть уделено сообщению необходимых знаний и сведений о правилах и нормах поведения. Это очень важно, так как умственно отсталый ребенок многого знает и не понимает. Следует, однако, подчеркнуть, что одно знание того, как нужно себя вести и поступать в различных условиях, не гарантирует правильного поведения. В ряде случаев ребенок в состоянии рассказать, как надо вести себя в той или иной ситуации, а в жизни ведет себя вопреки своим знаниям. Очень важно поэтому приучать учащихся к правильным нормам поведения, не ограничиваясь сообщениями знаний и сведений о правилах поведения. В большей мере, чем в массовой школе, во вспомогательной школе необходимо следить за тем, чтобы у школьников не возникал разрыв между знаниями о правилах и нормах поведения и их реальным поведением. Любое качество личности включает в себя мотив, отражающий отношение человека к своим поступкам, к своему поведению, и закрепленный способ поведения. Качество личности представляет собой сплав мотивов и соответствующих форм поведения. Формирование правильного отношения к своему поведению и поступкам и закрепление соответствующих способов поведения – одна из важнейших задач вспомогательной школы.
Литература
1. Борков Т.Н. «О формировании у школьников организованности в труде».
Москва, 1988 г.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С «О детях с отклонениями в развитии».
Москва, 1990 г.
3. Тарасов В.Н. «Трудовое обучение в вспомогательной школе и трудовое
устройство окончивших школы». Москва, 1998 г.
4. Чукова Н.Г. «Развитие самостоятельности в старших классах в процессе
овладения политехническими умениями». Москва, 2000 г.
Информация о работе Роль труда в развитии личности детей с ограниченными возможностями