Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Проведенное исследование позволило установить, что уроки ручного труда при рациональной их организации могут способствовать коррекции речи учащихся специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако, как выяснилось, в практике этому вопросу уделяется недостаточное внимание.
Данное исследование позволило определить содержание и методические приемы развития речи, которые могут быть с успехом применены на уроках ручного труда в подготовительном классе специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Вложенные файлы: 1 файл

изо.docx

— 47.60 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Известны разные виды речевых нарушений, имеющих различную степень выраженности в зависимости от силы и времени поражения. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, у некоторых из них отмечается общее недоразвитие речи. При сохранном слуховом анализаторе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении (нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки, поэтому сложен звуко-буквенный анализ и т. д.). При тяжелых нарушениях фонематического слуха наступает недоразвитие всей речевой функции. На овладение грамотой влияют и нарушения произношения. Все это следует учитывать при проведении логопедического обследования.

Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с «безречевыми» инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых.

Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности, которая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью.

Трудность определения умственной отсталости заключается в том, что, в отличие от других аномалий (глухота, слепота), для умственной отсталости нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить.

 

 

  1. Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения в младших классах

 

Ведущей фигурой в специальной коррекционной школе является учитель. Главная его функция — управление процессами обучения, воспитания, коррекции и развития детей с интеллектуальными нарушениями. Для того чтобы грамотно и эффективно управлять этими процессами, учитель должен хорошо знать особенности умственно отсталых детей, содержание и специфику работы с ними.

Педагог руководит усвоением учебного материала школьниками. Без его помощи умственно отсталые дети не могут усвоить многие знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. Учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в повышенном внимании со стороны педагога.

Специальная школа требует от учителя постановки таких задач, решение которых способствовало бы в целом максимальной подготовке школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в обществе, их социальной и профессиональной независимости.

Все поставленные задачи (образовательные, воспитательные, коррекционные) должны решаться комплексно на протяжении всех уроков и во внеурочное время. Учитель должен понимать и четко осознавать, что уроки трудового обучения не просто вооружают умственно отсталых учащихся определенным набором умений и навыков, а представляют собой подготовительный этап профессиональной подготовки школьников. От того, насколько эффективно будет организован их труд на данном этапе, зависит усвоение детьми более сложных умений и навыков при работе в школьных мастерских, а в дальнейшем и в условиях производства. Кроме того, уроки трудового обучения являются одним из основных средств коррекции психофизических недостатков умственно отсталых школьников. Поэтому учитель несет особую ответственность за соблюдение коррекционной направленности обучения и воспитания.

Одно из условий эффективности процесса обучения — профессионально-педагогическая подготовленность учителя, его умение владеть коллективом детей, знание их особенностей, выбор рациональной методики работы.

Для успешной работы с умственно отсталыми учащимися на уроках трудового обучения в младших классах большое значение имеет профессиональная компетентность учителя. В данном случае это подразумевает высокий уровень технологических знаний в рамках программы трудового обучения, безупречное владение инструментами, безукоризненное выполнение трудовых операций. На уроках учитель должен уметь работать с различными видами традиционных и нетрадиционных материалов, знать новые технологии их обработки.

Кроме того,педагог обязан в совершенстве владеть методикой преподавания трудового обучения. При подготовке к урокам труда учитель должен умело пользоваться психолого-педагогической и методической литературой, правильно выбирать тип урока, ставить нужные цели и задачи, рационально распределять учебное время. На уроке важно использовать наиболее эффективные методы и приемы обучения, уметь организовать самостоятельную работу учащихся. Учитель должен знать, как необходимо работать с разнообразными пособиями, в какой последовательности обучать детей умению ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, каким образом сформировать у них трудовую программу действий, в какой момент необходимо провести дополнительный инструктаж и т. д. Однако этого недостаточно для реализации главной функции педагога.   Первостепенное значение для учителя-дефектолога имеют его личностные качества. Недаром говорят, что хороший учитель всегда добрый, чуткий, вежливый, понимающий. Он любит детей, доверяет им, справедлив в своих оценках и суждениях.

Обязательное качество для олигофренопедагога — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как к высшей ценности на земле, независимо от наличия у него каких-либо дефектов развития. Умственно отсталый ребенок, так же как и ребенок, нормально развивающийся, нуждается в любви, понимании, сочувствии, уважении со стороны взрослого. Гуманизм проявляется не только в озабоченности судьбой ребенка с интеллектуальными проблемами, развитием его личности, но и в искреннем желании помочь этим детям справиться с трудностями в обучении и поведении. Поэтому зачастую добрый взгляд, поглаживание по голове, ласковое слово, одобрительный жест значат не меньше, чем целая педагогическая методика. Педагог-дефектолог должен обладать душевной чуткостью, педагогической зоркостью, позволяющими ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Учитель — эталон для подражания, он должен быть носителем высокой личной культуры. Поэтому такие качества, как дисциплинированность, справедливость, эмоциональная уравновешенность, аккуратность, опрятность, высокий уровень речевой культуры, должны быть свойственны любому педагогу, а учителюдефектологу в особенности.

Уроки трудового обучения несут большую эстетическую нагрузку. Педагог помогает детям понять и почувствовать как естественную красоту окружающего мира, гармонию природы, так и рукотворную красоту. Поэтому знание приемов выразительного показа определенных чувств, умение использовать в своей деятельности выразительные средства языка, жестов являются неоспоримой составляющей педагогического мастерства.

Сугубо профессиональными следует считать такие черты характера педагога-дефектолога, как спокойствие, самообладание, уравновешенность, сдержанность. Эти качества дают учителю возможность успешно управлять поведением и деятельностью умственно отсталых детей. Учитель в самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Учащиеся не должны видеть растерянность, беспомощность учителя, ему необходимо постоянно контролировать свои действия и поведение.

Трудолюбие, высокая организованность и оптимизм, вера в предстоящий успех позволяют учителю добиваться высоких результатов в работе с умственно отсталыми детьми.

 

  1. Анализ урока труда

 

Анализ урока трудового обучения имеет большое значение для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы по формированию у детей общетрудовых навыков и умений. Анализируются подготовка учителя к уроку, содержание, организация и методика проведения урока.

Примерная схема анализа урока трудового обучения.

1.        Тема, цель и задачи урока; реализация цели и задач в процессе урока.

2.        Тип урока, его место в системе других уроков трудового обучения, связь с предыдущими занятиями, соответствие поставленным задачам, содержанию программы, возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.

3.        Основные этапы урока, их взаимосвязь, рациональность использования времени на каждом этапе урока.

4.        Реализация дидактических принципов в процессе ведения урока.

5.        Эффективность методов обучения, используемых в процессе урока; целесообразность их выбора:

-методы введения нового материала (объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);

-методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль);

-методы формирования и закрепления умений и навыков (беседа, упражнения и др.).

Содержание и методика проведения урока:

-организационный момент: подготовка учителя к уроку (рабочее место, доска, мел, наглядные пособия и т.д.), готовность учащихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внимания учащихся, учет времени данного этапа;

-вводная беседа: сообщение темы урока, возбуждение интереса к новому материалу, постановка учебных задач; использование приемов ориентировки учащихся в новом материале; проявление их активности (сосредоточенность внимания, желание дать ответ, его осмысленность);

-ориентировка в задании: анализ образца изделия (муляжа, макета, игрушки и т.д.), последовательность анализа; использование приемов, направленных на активизацию самостоятельности учащихся при ориентировке в задании;

-планирование предстоящей работы: использование наглядных пособий (предметно-операционных карт, графических и словесных планов) при обучении планированию; стимуляция самостоятельности детей при планировании работы (соответствие используемых учителем приемов планирования возрастным и индивидуальным возможностям детей);

-практическая работа учащихся: помощь, оказываемая учителем школьникам при возникновении затруднений, приемы, направленные на активизацию самостоятельности учащихся в работе, приемы индивидуального подхода, осуществляемые учителем во время практической работы учащихся; фиксирование учебного времени, использованного на данном этапе;

-отчет о проделанной работе: активизация самостоятельности школьников, использование учителем наглядных материалов, помощь, оказываемая учителем школьникам;

-оценка деятельности учащихся на уроке: мотивировка оценок; итог урока: выявление, достигнуты ли цель и задачи урока, учитывались ли индивидуальные особенности детей.

Педагогическое мастерство учителя:

- подготовка к проведению урока, использование записей, наглядных средств обучения;

-владение методикой стимулирования познавательной активности учащихся;

-использование способов развития самостоятельности, системности мышления (внутрии межпредметные связи), творческого мышления;

-способы оценки достижений учащихся на занятии;

-невербальное поведение преподавателя, стиль общения с учащимися, меры воздействия на них, проявление педагогического такта преподавателя.

Подготовленность учителя к уроку. Учитель должен понимать особую роль трудового обучения в коррекции недостатков, развитии и воспитании умственно отсталых школьников. Он должен хорошо знать программу трудового обучения и владеть методикой работы с учащимися на уроке, учитывая их психофизические особенности и уровень трудовой подготовки, уметь выполнять учебные поделки из разного вида материалов, составлять предметнооперационные и графические планы, поддерживать у школьников интерес к труду и т. д.

На первых порах учитель пишет поурочные конспекты каждого занятия, в дальнейшем ему достаточно использовать только план-конспект урока. В том и другом случае должны быть выделены тема, цель и задачи урока, четко определены этапы урока, виды учебного материала и конкретных упражнений, перечислено необходимое оборудование. Задачи должны формулироваться кратко, конкретно и соответствовать программным требованиям.

Подготовку учителя к уроку можно условно разделить на два этапа.

Учитель на уроке:

- подготовка к уроку;

         - использование необходимых записей;

- чередование видов деятельности (рассказ, слушание, оказание помощи учащимся при выполнении работы и др.);

- четкая организация работы;

- контакт с классом;

- индивидуальный подход к учащимся;

- увлеченность предметом.

Работа учителя с учащимися:

- подготовка учащихся к уроку;

- поощрение их активности на разных этапах урока;

- использование разных видов деятельности учащихся (речевая, слушание, практическая и самостоятельная работа и др.);

- воспитание культуры труда, дисциплины.

 

Развитие речи на уроках ручного труда в специальной школе для детей с

тяжелыми нарушениями речи

 

Формирование речи у детей с нарушениями ее развития является одной из важнейших проблем логопедии. Однако, многие аспекты данной проблемы оказываются еще недостаточно изученными. Разработаны общие основы системы специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Но они нуждаются в дальнейшей конкретизации и выявлении дополнительных средств, обеспечивающих эффективность коррекционного воздействия.

Теоретическое и экспериментальное обоснование системы обучения детей с недоразвитием речи содержится в исследованиях Р.Е. Левиной, С.С. Ляпидевского, Е.С. Иванова, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой, И.К. Колповской, А. Микульските, О.И. Усановой, С.Н. Шаховской, Р.И. Шуйфер, Л.М. Чудиновой и др.

Благоприятные условия для развития речи могут быть созданы на уроках ручного труда. Известно, что формирование речи детей младшего возраста требует насыщенности наглядным и конкретным материалом (Е.А. Аркин, Р.М. Боскис, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.Г. Розенгарт-Пупко, Е.И. Тихеева, Л.В. Занков, М.Л. Закожурникова, Н.С. Рождественский, Ф.А. Сохин и др.).

На уроках ручного труда дети манипулируют с материалами и инструментами, выполняют наглядно созерцаемые действия. Все это способствует запоминанию предметов, их признаков, а также производимых действий, помогает планировать трудовую деятельность. Постепенно у ребенка вырабатываются понятия, которые закрепляются в словах и их разнообразных грамматических формах, что в большой мере способствует развитию связной речи (Н.М. Аксарина, Л.Л. Люблинская, Н.П. Сакулнна, Е.И. Тихеева, H. Aronson, В. Hart, А. Кегn и др.).

Информация о работе Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках трудового обучения в младших классах