Роль экстрапирамидной системы в формировании речевой функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:57, реферат

Краткое описание

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Содержание

Введение
Функциональное значение различных отделов мозга для речевой деятельности………………………………………………………………3
Экстрапирамидная система.
Нарушения экстрапирамидной системы…………………………….……6
Роль экстрапирамидной системы в формировании речевой функции…………………………………………………………………..…9
Речевые расстройства при органических и функциональных поражениях ЦНС…………………..……………………………………………………11
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовое.docx

— 441.89 Кб (Скачать файл)

У мозжечка связи двусторонние с мышцами и корой головного мозга. Мозжечок получает афферентную информацию от проприорецепторов, вестибулярного, слухового, зрительного аппарата и др., оказывает влияние на красное ядро, РФ ствола и посылает импульсы к гамма – мотонейронам спинного мозга. Часть афферентных импульсов поступает в кору головного мозга (прецентральные и лобные извилины 4 - 6 поля Бродмана).

Мозжечок в основном работает на подсознательном уровне.

Мозжечок имеет два полушария и червь. От больших полушарий идут три пары ножек. Серое вещество - клетки, белое - проводящие пути.

Кора - несколько слоев клеток. Клетки Пуркинье обеспечивают интеграцию импульсов, поступающих в мозжечок. Старая система – червь, срединное положение, обеспечивает равновесие, сохранность центра тяжести.Новая система - полушария – координация движения, их согласованность и точность.Совместная работа обеспечивает точную координацию.

 

Ядра мозжечка

Зубчатое (парное), расположено в полушариях, основное ядро для эфферентных путей, начало денто-рубро-спинального тракта. Наиболее важные  нисходящие пути идут именно через это ядро к красным ядрам противоположной стороны и РФ ядра покрышки (монаковский пучок).

Кровельное ядро - парамедианное, парное ядро полушарий. От него идут пути к ядру Дейтерса и ядрам РФ. Кровельное ядро связано с ядром шатра червя мозжечка, с вестибулярными ядрами. Через ядро проходят импульсы, стимулирующие кору мозжечка. В черве мозжечка заканчиваются филогенетически более старые связи с зрительным нервом, глазодвигателями, пути от туловища и вестибулярного аппарата.

Проводящие пути мозжечка .

Афферентные:

  • Задний спинно-мозжечковый путь (Флексига) - н\н, неперекрещенный

  • Путь проприоцептивной чувствительности- н\н

  • Вестибулярный путь от ядра Дейтерса -н\н

  • Передний спинно-мозговой путь (Говерса) - в \н, дважды перекрещенный

Эфферентные:

  • Денто-рубро-спинальный путь (монаковский) в\н

  • Предверно-спинномозговой - н\н

  • Ретикуло-спинальный - н\н

  • Медиально-продольный пучок - н\н

От коры головного мозга:

  • Лобно-мосто-мозжечковый - ср\н

  • Затылочно-височно-мосто-мозжечковый путь - ср\н

Красное ядро отдает множество связей к экстрапирамидной системе. Этот путь идет в сетчатой субстанции моста и продолговатого мозга, а в спинном мозге в боковых канатиках. Обеспечивает уровни построения движения:

  • Рубро – спинальный - регуляция тонуса и моторики.

  • Таламо – паллидарный - уровень синергий.

  • Пирамидно – стриарный (пространственного поля )

  • Кортикальный уровень (предметного действия - теменно-премоторный)

Отсутствие перекреста или двукратный перекрест мозжечковых путей приводят к гомолатеральной связи одного полушария мозжечка и конечности, поэтому мозжечковые расстройства проявляются на своей стороне.

Очаги в боковых канатиках также вызывают мозжечковые расстройства на своей половине тела.

Полушария головного мозга соединены с противоположными гемисферами  мозжечка, поэтому при поражении головного мозга и красного ядра  мозжечковые расстройства отмечаются на противоположной стороне.

В мозжечке существует некоторая соматотопика.Червь отвечает за туловище, полушария – за конечности.

Клинические проявления поражения мозжечка:

  • нарушение равновесия,

  • расстройство походки.

  • гиперметропия

  • адиадохокинез

  • мимопопадание

  • интенционный тремор и нистагм

  • расстройство речи и почерка

  • мегалография

  • мышечная гипотония

  • головокружение

  • атаксия мозжечковая бывает статической и динамической.

  • следует дифференцировать мозжечковую атаксию от лобной, сенситивной и вестибулярной.

 

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

К таким структурам относятся:

-периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);

-ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;

-ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др. Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония,, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия.

Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:

-подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, а также с выраженным нарушением просодических характеристик речи – ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра;

-проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга). Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств;

-корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную, иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.

Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития Может приводить к сложной дизентеграции всего речевого развития в целом:. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Роль речевых кинестезии в развитии речи и мышления впервые была показана И.М. Сеченовым и в дальнейшем развита в исследованиях И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.Н. Соколова и других авторов. Большую роль кинестетических ощущений в развитии речи отмечал Н.И. Жинкин: “Управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук... Таким образом, кинестезии есть не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение... Отсутствие обратной связи прекратило бы всякую возможность накопления опыта для управления движением речевых органов. Человек не смог бы научиться речи. Усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает выучку речи”.

Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур: премоторно-лобной и теменно-височной областей коры – и замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции. Таким примером может быть недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.

Аналогичная недостаточность интеграции может отмечаться в работе двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной систем.

 

 

 


Информация о работе Роль экстрапирамидной системы в формировании речевой функции