Самовоспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 11:28, реферат

Краткое описание

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ В.Н.КАРАЗИНА

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

«Самовоспитание»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Группы ПС-33

Терентьева Алина

Проверил:

Подоляк Я.В.

 

 

 

Харьков 2013 

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало  совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и  будет всегда. Ведь всегда будут  рождаться, жить и умирать люди; и  всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей  искать пути к совершенствованию  своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное  время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь  разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

 

 

Сущность и  виды самовоспитания

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Основной целью самовоспитания является формирование и развитие личных качеств человека, которые нужны  ему для жизни, учебы и деятельности, а также устранение тех негативных привычек, которые ему мешают учиться, трудиться, общаться, решать свои проблемы.

Цель самовоспитания исходит  из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе  и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы  ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды  могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может  составить список черт, которые следовало  бы усилить, и список черт, которые  следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и  выработка желаемых качеств характера  и способностей может быть целью  самовоспитания.

В зависимости от целей  и мотивов самовоспитание может  быть: интеллектуальным, физическим, эмоциональным, морально-этическим, трудовым, сексуальным, экологическим и т.д.

В интеллектуальном самовоспитании важную роль играет умение добывать знания самостоятельно, различая в них главное и второстепенное. Чтобы из огромного информационного потока выбрать полезные сведения, необходимо воспитать у себя культуру умственного труда, научиться организовывать свое время. Интеллектуальное самовоспитание осуществляется также с помощью ежедневного чтения хорошей литературы разных жанров, просмотра различных фильмов, прослушивания классической музыки, общения с умными людьми.

Физическое самовоспитание. Если тело беспомощно и нетренированное, то это прямо влияет на протекание психических процессов, например, на умственную деятельность или работоспособность. Даже если человек выбирает в качестве профессии интеллектуальный труд, из этого не следует, что нужно пренебрегать своим телом, которое требует не только красивой одежды, но и достаточной тренировки, благодаря которой мышцы не утратят тонус, потребность в нормальном питании, соблюдение гигиены и т.д. Формирование навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а также поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требования удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы.

Эмоциональное самовоспитание – воспитание чувств и тренировка эмоциональных состояний; совершенствование эмоционального интеллекта, цель которого распознавать эмоции, правильно их интерпретировать и осуществлять контроль над ними.

Морально-этическое  самовоспитание требует сознательного выбора определенных мировоззренческих идей и внедрения их в систему моральных ценностей. Через взаимодействие с другими людьми можно получить представления о своих моральных принципах и этических качествах. Только самодисциплина и чувство гражданского долга позволяют выполнять требования морали и общественной этики.

 

 

Методы самовоспитания

Самовоспитания, как правило, начинается с самопознания, развития самосознания, осмысливания своих слов и поступков, чувств и мотивов поведения. Самопознание осуществляется с помощью таких методов:

  • Самонаблюдение – наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления.
  • Самоанализ продолжает самонаблюдение, но представляет собой более углубленное самопознание, когда человек рассматривает цель и мотив отдельного поступка или подвергает анализу какие-либо недостатки своего характера, ищет приемы их устранения.
  • Самоотчет – это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности.
  • Дневник – удобная форма самоотчета в письменном виде, помогает человеку вспомнить конкретные факты из своей жизни, проанализировать их  и составить более полную программу самовоспитания.
  • Самооценка – оценка человека самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

К основным методам самовоспитания относятся: самоинформирование, самоупражнение, самоубеждение, саморелаксация, самовнушение.

Самоинформирование - это разработка программы работы над собой, самостоятельное изучение литературы, усвоения новых знаний; продумывание прочитанного, конспектирование, заучивание положений. Самоинформирование обеспечивает умственное развитие личности. Книги открывают юношам и девушкам новые горизонты, информируют, вызывают удовлетворение и чувство самостоятельного приобщения к знаниям. Чтение – это не только развлечение, но и труд, работа ума. Хорошая книга, как хороший человек, дает не только знания, но и излучает энергию, воодушевляет на творчество.

Решающее значение в самовоспитании имеет самоупражнение в определенных действиях и поступках. В результате упражнений намеченный для себя образ поведения превращается в привычку. Привычка формируется в результате многократного повторения определенных поступков. Вначале для совершения нового поступка требуется большее усилие, чем в последующем. Особенно серьезные усилия нужны, если само по себе действие или поступок непривлекательны для человека или если он оказывается неподготовленным к ним. Так, например, ему достаточно сложно выполнять все домашние задания по всем учебным предметам, но никакого труда не требуется для того, чтобы пойти на вечеринку с друзьями.

Когда человек не уверен, как ему поступить в той  или иной ситуации, используют метод самоубеждения. По сути, это дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против».

Часто в случае неуверенности  в выборе профессии или правильности оценки своих качеств человеку приходится анализировать различные ситуации, убеждать себя в правоте своих  действий. Самоубеждение связано как с осуждением собственных поступков, так и с утверждением новых отношений. Оно требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка.

В том случае, когда для применения метода самоубеждения у человека не хватает аргументов в пользу принимаемого решения, но он уверен в его правильности, используют метод самовнушения.

Психологи подчеркивают, что  наряду с сознательными факторами  в жизнедеятельности человека заметную роль играют и бессознательные, прежде всего установка. Это своего рода психологическая готовность к определенному  поведению, проявлению своих личностных качеств. Установка важна и в  самовоспитании личности не только как  ожидание желаемых качеств, но и как  готовность их формировать, изменять себя. На формирование установки и нацелено самовнушение, необходимое в самосовершенствовании.

Техника самовнушения несложна. Важна сама обстановка, в которой  самовнушение происходит. Лучше его  осуществлять утром, только что проснувшись, или вечером, непосредственно перед сном. Это особое, переходное между сном и бодрствованием состояние психофизического расслабления, на фоне которого легко «проходят» в подсознание и принимаются им важные утверждения, определяющие отдельные стороны поведения человека.

Саморелаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее путем самостоятельного расслабления основных групп мышц. Она используется для снятия нервно-психического напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Эмоциональные реакции чаще всего проявляются внешне, что позволяет контролировать и снижать их силу. Это достигается, во-первых, путем переключения внимания с эмоционально значимой ситуации на внешние реакции и, во-вторых, путем расслабления определенных мышц.

Нерешительным и неуверенным  молодым людям также нужно  использовать самостимулирование: самоприказ, самоподкрепление, самопоощрение, самопринуждение.

Самоприказ – короткое и четкое распоряжение, сделанное самому себе. Он помогает сдерживать эмоции, соблюдать требования этики, вести себя достойно в любой обстановке.

Самоподкрепление целесообразно применять после разных неудач: на работе, в учебе, в спорте и т.д., чтобы не потерять уверенности в своих силах, в своей обязательной будущей победе.

Самопоощрение применяется по достижению человеком определенных успехов в деятельности или самовоспитании. Оно стимулирует активность, создавая основу для устранения лени и других недостатков.

Самопринуждение применяется, когда самовоспитание наталкивается на внутреннее противодействие, например из-за лени, страха или слабой воли. Оно подкрепляет признание собственной вины, недовольство собой и тогда человек лишает себя каких-либо запланированных развлечений, удовольствий.

 

 

 

Как я занимаюсь  самовоспитанием

Я, как и любой человек, который хочет развиваться и  совершенствоваться, занимаюсь воспитанием  своей личности, то есть самовоспитанием. Это конечно тяжелый труд, но он того стоит. Самовоспитанием я начала заниматься относительно недавно, а точнее после того, как поступила в высшее учебное заведение. В школе я как-то даже об этом не задумывалась, поскольку там не требовалось особой активности, чтобы получить хорошую оценку. Достаточно было знать предмет и просто написать контрольную работу. А вот в ВУЗе все совсем иначе. Тут на каждом занятии нужно быть активным, нужно участвовать в разговорах и постоянно высказывать свою точку зрения. А это для меня трудно, потому что я по своей натуре не особо активная, застенчивая и не люблю выступать перед аудиторией. Вот поэтому я и начала заниматься самовоспитанием.

Началось мое самовоспитание с того, что я каждый день писала себе план того, что бы я хотела сделать. В него входили как мои планы  во время учебы, например, выступить  на семинаре или активно участвовать  в каком-либо обсуждении на лекции, так и планы после учебы. Я всегда старалась и сейчас стараюсь выполнять то, что запланирую, но это не всегда получается, особенно во время учебы в виду моей застенчивости. Поэтому я нашла для себя довольно действенный способ от этого избавиться и выполнять свой план. Это приемы самоубеждения и самовнушения. Каждый раз, когда я боюсь или стесняюсь ответить на занятии, я мысленно убеждаю себя в том, что даже если мой ответ будет неправильным, меня же за это не накажут, я просто выскажу свою точку зрения, то, что я думаю и знаю по данному вопросу. Иногда я просто мысленно говорю себе «Ну ты же все знаешь, просто подними руку и скажи это». Это мысленное убеждение и внушение очень помогает мне в процессе учебы и придает силы для дальнейшей активной деятельности.

Также важным компонентом хорошего обучения в ВУЗе является самостоятельное освоение знаний вне занятий. Для этого нужно читать очень много литературы по специальности. Но также важным моментом развития полноценной личности является чтение литературы разных жанров, потому что в процессе чтения большого количества специальной литературы живая устная речь заменяется профессиональной фразеологией и наполняется терминами, которые люди другой специальности не понимают. Я много читаю и это для меня очень важно, поскольку в книгах я нахожу много различной интересной информации, которая касается моей личной жизни, жизни окружающих людей и эта информация помогает мне решать некоторые личные проблемы и быть всеобще развитым человеком.

Информация о работе Самовоспитание