Самоотношение подростков с задержкой психического развития отбывающих наказание в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Понимание самоотношения как целостной личностной характеристики, обеспечивающей мотивацию поведения и деятельности, способствует полноценному развитию индивида, изменению его позиции в обществе. Построение жизненных перспектив – личностного и жизненного самоопределения – невозможно без обращения к личностному опыту, багажу накопленных знаний, впечатлений, опыту отношений. Поэтому нами поставлена цель – изучить особенности самоотношения подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ проблемы самоотношения подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы……………………………………..………………………....7
Самоотношение как целостная личностная характеристика……..7
Психология подростков с задержкой психического развития…..14
Личностные особенности подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы....19
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

NAPRIMER.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

 

самоотношениЕ подростков с задержкой  психического развития отбывающих наказание  в местах лишения свободы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретический  анализ  проблемы самоотношения подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы……………………………………..………………………....7

    1. Самоотношение как целостная личностная характеристика……..7
    2. Психология подростков с задержкой психического развития…..14
    3. Личностные особенности подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы....19

Заключение……………………………………………………………………...29

Список  использованной литературы………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Понимание самоотношения как целостной личностной характеристики, обеспечивающей мотивацию поведения и деятельности, способствует полноценному развитию индивида, изменению его позиции в обществе. Построение жизненных перспектив – личностного и жизненного самоопределения – невозможно без обращения к личностному опыту, багажу накопленных знаний, впечатлений, опыту отношений. Позитивное самоотношение формируется в межличностном общении взаимодействии и реализуется через систему межличностной коммуникации. Сформированное позитивное самоотношение дает возможность человеку открыто воспринимать новый жизненный опыт, способствует осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях.

Подростковый  возраст наиболее сензитивен для  индивидуализации подростка с отклонениями в развитии. Внешнее ситуативное регулирование его поведения все более уступает внутреннему, решающую роль приобретает самоотношение. Вследствие того, что пубертатный период развития по своему содержанию является переломным, переходным и критическим, самоотношение в этом возрасте подвергается особому испытанию и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Исследование  самоотношения подростков с задержкой  психического развития представляется нам весьма актуальным в силу его  социальной и педагогической значимости. Проблемой исследования является отсутствие целостного, системного, психолого-педагогического изучения особенностей социального и личностного развития подростков данной категории, что позволяет констатировать важность разработки проблемы формирования их позитивного самоотношения.

По мнению ведущих  отечественных ученых Б.Н. Алмазова, И.В. Беляковой, Д.Н. Исаева, Н.Л. Коноваловой, И.И. Мамайчук, В.Г. Петровой, Л.М. Шипициной в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с адаптацией подростков с задержкой психического развития. Именно подростки этой группы, в силу присущих им отклонений либо сами становятся жертвами преступлений, либо совершают противозаконные действия. Так, среди несовершеннолетних отбывающих наказание в местах лишения свободы значительную часть составляют подростки с задержкой психического развития.

На наш взгляд, позитивное самоотношение подростков с задержкой психического развития необходимо им в регуляции своего поведения. По мере развития оно может  способствовать повышению их адаптационных возможностей в социуме. В связи с этим приоритетной задачей специальной психологии может стать подготовка подростков с задержкой психического развития к успешной интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития.

Поэтому нами поставлена цель – изучить особенности самоотношения подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Объект  исследования – подростки с задержкой психического развития, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Предмет исследования - самоотношение как целостная личностная характеристика подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Задачи  исследования:

  1. Теоретически изучить проблему самоотношения подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
  2. Эмпирически исследовать особенности самоотношения подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
  3. Разработать предложения по профилактике личностных отклонений у подростков с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ  САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

 

    1. Самоотношение как целостная личностная характеристика

Внутренний  мир личности и ее самосознание издавна  привлекали внимание философов, ученых и художников. Самосознание личности является одной из центральных проблем  философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.  Изучением и разработкой вопросов, связанных с самосознаниям занимались такие видные ученые как К.А. Абульханова, В.М. Бехтерев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Маркин, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Э. Эриксон,  К.Г. Юнг,  Е.А. Яблокова.

В настоящей  работе мы проведем теоретический анализ эмоционального компонента самосознания – самоотношения. Изучение которого, на наш взгляд, становится возможным лишь в контексте  изучения проблемы самосознания.

Эмоциональный аспект самосознания в психологии описывается посредством разнообразных терминов: самоуважения, самопринятия, самоотношения, эмоционально-ценностного отношения к себе, эмоционального компонента самооценки. Отечественные учёные используют разные термины для характеристики эмоционального аспекта самосознания, которые недостаточно чётко разделяются. И. С. Кон, вслед за Н. Розенбергом, выделяет самоуважение, которое понимается как итоговое измерение «Я», выражающее меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок [31, с.123].

Б.В.Кайгородов отмечает, что самоотношение представляет собой центральное образование  личности. Позитивное самоотношение  в значительной степени  определяет  социальную  адаптацию  личности,  является регулятором ее поведения и деятельности.  Хотя,  конечно,  следует  отдавать себе отчет в том, что самоотношение не есть нечто данное,  изначально  присущее личности. Само формирование самоотношения происходит в процессе деятельности  и межличностного взаимодействия.

Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в  системе  отношений человека к миру. Но, несмотря на  это (а  может  быть,  именно  благодаря  этому), в структуре  отношений личности самоотношению принадлежит особое место [34, с. 562].

Самоотношение реализуется в особых актах познания (вернее самопознания), эмоциональных  состояниях и действиях относительно самого себя. Самоотношение включает в себя:

-  когнитивный  компонент;

- эмоциональный  компонент;

- конативный  компоненты.

Первый, когнитивный  компонент самоотношения показывает посредством каких психических  функций, относящихся к разряду  познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе. С самого начала следует отметить: подобно тому, как в процессе переработки информации о предметах событиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и в плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая “брала бы на себя” всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане самоотличие “обслуживается” процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения.

Когнитивный компонент самоотношения по тому признаку, какие гностические функции включены в его функционирование, сложное гетерономное образование. При анализе этого компонента не следует упускать из виду одно важное обстоятельство: процессы самоотражения (самосознания и самопознания) сопровождаются самооценкой, вернее, когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, ибо задача «работы» самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчет в процессе активности и знать что-то о себе, но и (наверное, в первую очередь) в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям (“хороший – плохой”, “годный – негодной” и. т. д.). Путем процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и какова она есть, не только то, что она сделала, но и что и как она может сделать[44, с. 321].

Второй компонент  самоотношения - конативный. Этот компонент  выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес  или как готовность к таким  действиям. Простое перечисление таких действий или готовностей рисует нам довольно пеструю картину: имеются в виду манипуляторно - инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовальность, самоприятие, одобрение самого себя, доверие себе и самосогласие и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекцию, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т. д.

Действия или  эскизы действий относительно самого себя по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе – как к объекту воздействия или как к субъекту действия. Однако способы отношения к себе – «Я» как объект и «Я» как субъект – внутренне дифференцируют не только действия в адрес самого себя, т. е. конативный компонент  самоотношения, но и познавательные и эмоциональные отношения к себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения).

Эмоции, возникшие  в рамках объектного способа отношения  к себе, несут печать позиции внешнего наблюдателя, подходящего к себе самому как к средству достижения личнозначимой цели. Эмоции в адрес себя могут быть положительными и отрицательными, олицетворяющими удовлетворенность или неудовлетворенность собою, приятие или неприятие себя и т. д. Положительные эмоции связаны повышением уровня собственной эффективности в плане достижения каких – то целей,  неудовлетворенность же – с его занижением.

Результаты  интегративной работы в сфере  самопознания, с одной стороны, и  в сфере эмоционально- ценностного самоотношения – с другой, объединяются в особое образование самосознания личности – в ее самооценку. Вопрос о самооценке наиболее исследован в современной психологии. Традиционно самооценка в отечественных исследованиях представлена в двух основных формах  (общая и частная); как содержащая два компонента (когнитивный и эмоциональный) [34, с. 578].

Содержание  самооценки многоаспектно, так же как  сложна и многоаспектна сама личность. Выделяют следующие характеристики самооценки:

а) осознаваемая и неосознаваемая;

б) категоричная и проблематичная;

в) прогностическая, актуальная, ретроспективная;

г) адекватная и  неадекватная;

д) устойчивая и  неустойчивая;

е) реальная и  демонстративная;

ж) высокая и  низкая; и т.д.

По своему внутреннему составу самооценка сложна не только потому, что многоаспектна, но и потому, что ее элементы могут отличаться различными уровнями осознанности. Наличие уровней осознанности компонентов самооценки связано с тем, что результаты самопознания и самоотношения сами могут находиться на разных уровнях осознанности.

Самооценка  на каждом этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень  развития эмоционально- ценностного  отношения к себе, с другой - она  включается в процесс дальнейшего  формирования самоотношения личности. Р. Х. Шакуров, исследуя генезис свойств личности, в которых выражается ее эмоционально- ценностное отношение к себе, рассматривается такой вопрос как взаимосвязи самооценок и таких свойств личности, как самолюбие, гордость, самоуважение и так далее. По мнению Р. Х. Шакурова самооценка является основой формирования этих свойств личности. Автор исследования утверждает, что, хотя такие свойства личности, как гордость, тщеславие,  самоуважение и так далее различны по своему содержанию, вместе с тем едины по происхождению, по своей связи с оценочными отношениями. Работа Р. Х. Шакурова – одно из ценных исследований в области изучения истоков развития, структуры и проявления таких свойств личности, в которых фиксируется отношение личности к себе [44, с. 46].

С.Л.Рубинштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней –  от наивного неведения в отношении  самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем  со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.» [34, с.245].

Несмотря  на имеющиеся многочисленные исследования самоотношения в  детском возрасте, некоторые  исследователи  склонны  считать ее новообразованием подросткового  периода (Р.Бернс, М.И.Боришевский, С.Л.Рубинштейн). Они  утверждают,  что самоотношение является  довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самоотношения и самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

Информация о работе Самоотношение подростков с задержкой психического развития отбывающих наказание в местах лишения свободы