Самоотношение подростков с задержкой психического развития отбывающих наказание в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Понимание самоотношения как целостной личностной характеристики, обеспечивающей мотивацию поведения и деятельности, способствует полноценному развитию индивида, изменению его позиции в обществе. Построение жизненных перспектив – личностного и жизненного самоопределения – невозможно без обращения к личностному опыту, багажу накопленных знаний, впечатлений, опыту отношений. Поэтому нами поставлена цель – изучить особенности самоотношения подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ проблемы самоотношения подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы……………………………………..………………………....7
Самоотношение как целостная личностная характеристика……..7
Психология подростков с задержкой психического развития…..14
Личностные особенности подростков с задержкой психического развития, отбывающих наказание в местах лишения свободы....19
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

NAPRIMER.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия  изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает все более широкие масштабы в нашей стране и за рубежом (Т. А. Власова и М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Н. А. Цыпина, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ф. Марковская и др.).

Познавательную деятельность детей этой категории изучали многие отечественные и зарубежные авторы. Важная роль отводилась изучению отдельных психических функций, знаний и некоторых навыков и умений у старших дошкольников и младших школьников. В меньшей степени в литературе отражены особенности эмоционально-волевого и личностного развития (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, И. Ю. Кулагина, Н. Л. Белопольская, Л. В. Кузнецова, Н. А. Солдатова и др.). Особенно это относится к подростковому периоду — одному из важнейших возрастных этапов школьного детства. Ряд авторов (В. Ф. Палладий и Г. А. Деева) выявляют у многих старшеклассников специальной школы для детей с ЗПР отклонения в поведении и ставят вопрос о необходимости разработки адекватных методов трудового обучения и профориентации как важного средства предупреждения нарушений поведения.

В то же время вопросы  формирования личности подростка с  ЗПР, наиболее актуальные для этого  периода, слабо представлены в современных  исследованиях.

В философской и психологической литературе нет единого подхода к понятию «личность». Для нашего исследования наиболее актуальной стороной многочисленных определений личности является ее психологическая сущность, основу которой составляет самоотношение и самосознание. Л. С. Выготский писал: «То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека... Личный характер приобретают психологические акты только на основе самосознания личности и на основе овладения ими» [4, с. 488]. Умение посмотреть на себя со стороны, выразить отношение к своему поведению и деятельности, оценить их (самооценка) и проконтролировать (самоконтроль), изменить или сохранить прежние формы поведения и деятельности (саморегуляции) в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних установок и т. п.— это и есть составляющие самосознания и личности.

Л.С.Выготский, называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогенезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено. В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь нервной [44, с.122].

Период полового созревания характеризуются повышением уровня гормонов, а это в свою очередь приводит к возбуждению или, наоборот, торможению нервных процессов. Как следствие, у подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведения. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, в частности при ЗПР, возможны более серьезные нарушения, отклонения [31, с. 49].

У подростков с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала.

Подростки с  ЗПР характеризуются нарушениями  поведения по типу психической неустойчивости расторможенности влечений. Подростков с такими видами нарушений поведения отличают черты эмоционально – волевой незрелости, недостаточное чувств долга, ответственности, волевых установок, выраженных интеллектуальных интересов, отсутствие чувства дистанции, инфантильная бравада исправленным поведением.

Большинство подростков с ЗПР имеют нарушение поведения по типу психической неустойчивости. Они безответственны, легкомысленны, пассивны на уроках и неуправляемы на переменах. В связи с этим поведение оказывается непредсказуемым и труднокорригируемым.

Параметры, объясняющие нарушение поведения:

1. Недостаточный уровень осознания собственного «Я», следовательно, неустойчивость самооценки.

2. Зависимость от внешних обстоятельств, следовательно, повышенная внушаемость, несамостоятельность, шаблонность суждений.

3. Тенденция к преувеличению своих способностей, личностных черт, внешних данных, следовательно, некритичность, неумение использовать опыт взаимоотношений.

4. Стремление к сиюминутному удовлетворению желаний, связанных с получением удовольствия, не требующим труда, длительного волевого усилия, следовательно, асоциальные формы поведения.

Подростки с таким поведением, вызывая негативную реакцию со стороны окружающим, нередко несут наказание. Но несмотря на это, поступки могут повторяться неоднократно.

В среде сверстников эти подростки, как правило, играют подчиненные роли, идя на поводу у более зрелых лидеров с устойчивой, нередко асоциальной направленностью. Испытывают значительные трудности в контактах с нормально развивающимися сверстниками. В результате школьная дезадаптация проявляется не только в неуспеваемости, но и в нарушениях взаимоотношений, эмоциональных связей с окружающими.

Для этих подростков характерны уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги. Им свойственны неадекватные (инфантильные) способы выхода из конфликтных ситуаций: либо импульсивно-аффективные (драки, угрозы), либо в форме протеста (побеги, уходы) [37, с.198].

Они используют различные возможности самоутверждения во внеурочных видах деятельности. При отсутствии адекватного педагогического воздействия это чаще всего проявляется в асоциальных формах поведения. Именно поэтому так важна правильная организация учебной и внешкольной работы с такими подростками, нацеливающая их на социально приемлемые и полезные виды деятельности.

Эмоциональная поверхность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Наблюдается беспечность в отношениях, вследствие отрицательных поступков, недооценка драматичности, сложности ситуации. Подростки могут легко давать обещания и легко забывать о них. У них отсутствуют переживания при неудачах в учебе. А слабость учебных интересов выливается в дворовые игры, потребность в движении и физической разрядке. Мальчики часто склонны к раздражительности, девочки - к слезам. И те, и другие склонны ко лжи, которая опережает незрелые формы самоутверждения. Инфантильность, присущая этой группе подростков часто окрашена чертами церебро-органической недостаточности, двигательной расторможенностью, назойливостью, эйфорическим оттенком повышенного настроения, аффективными вспышками, сопровождающимися ярким вегетативным компонентом, с нередко последующей головной болью, низкой работоспособностью, выраженной утомленностью.

Расторможенность  психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в череду аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и т. д.), неадекватных способов выхода из конфликта. Аффективные реакции быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.

О.К.Агавеляном, было проведено специальное исследование особенностей поведения подростков с различной патологией развития (умственная отсталость и ЗПР) в конфликтной  ситуации в сравнении с нормально  развивающимися сверстниками. Оказалось, что из пяти типичных способов выхода из конфликтной ситуации (сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание) уровень соперничества в группе подростков с ЗПР самый высокий, особенно у мальчиков – на уровне 49% и от шестого к восьмому классу наблюдается рост данной тенденции. Автор объясняет рост конфронтирующих тенденций в общении определенной нереализованностью стремлений, сочетающейся с ростом потребности в социальном признании и самоутверждении. У нормально развивающихся подростков в целом наблюдается рост показателей сотрудничества, отсутствует болезненное стремление к личному самоутверждению [24, с.126].

Ввиду хронической учебной запущенности, тягостной и непосильной школьной ситуации дети с ЗПР часто прибегают к наиболее доступному способу - избеганию, то есть часто прогуливают, убегают из школы. В то же время ползет вверх кривая роста правонарушений и аморальных поступков.

Анализ проблем  подростковой преступности свидетельствует, что значительная часть осужденных, поступивших в воспитательные колонии имеют задержку психического развития. Личностное развитие, которых характеризуется ущербностью: раннее появляется интереса к порнографии, половым извращениям, гиперсексуальности, ранним половым связям. У многих подростков отмечается моральное иждивенчество, отставание формирования чувства долга и гражданской зрелости, инфантилизм, несоответствие внешних форм поведения и внутренних глубинных процессов. Не желая ничем не отличаться от взрослых по поведению, они курят, употребляют спиртное, занимаются сексом. При этом стремление к независимости приобретает у них извращенный характер. В их среде культивируются жестокость, бессердечие, цинизм, сила.

Многим воспитанникам  свойственна неадекватная самооценка. Они нередко стремятся любыми средствами обратить на себя внимание, демонстрируют свое превосходство над другими. Неспособность критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других.

Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет  к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы. Анализ многочисленных исследований показывает, что психологическая база для активного полноценного общения у подростков с ЗПР дефицитна, ослаблена. Низкая потребность в общении в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждения, избегания или конфликта) определяют существенную дезинтеграцию детского коллектива, разобщенность, скудность и конфликтность контактов.

У подростков с ЗПР нет развитой самооценки, устойчивость и критичность которой нарастает у обычных школьников как раз в младшем школьном возрасте. Некритичность самооценки проявляется в склонности детей с ЗПР к преувеличению своих возможностей, к переоценке своего обаяния, влияния. Оценка окружающих не регулирует их поведение, потому что ребенок не может правильно уловить ее смысл.

Г.В.Грибанова, отмечает, что несформированность внутренних критериев самооценки ставит этих подростков в выраженную зависимость от внешних обстоятельств, которая и проявляется в повышенной внушаемости, несамостоятельности, шаблонности суждений, неустойчивости поведения и позиций при решении тех или иных вопросов [25, с. 170].

Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им.

Большинство детей с задержкой  развития психически неустойчивы. Это определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, малопредсказуемо.


Адаптивные  механизмы у ребенка с ЗПР  также своеобразны. Он не имеет достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков (плохая учеба - буду внимательным, буду выполнять домашнее задание; плохое поведение на уроке - буду сидеть тихо; плохие отношения с товарищами - буду уравновешенным и т.д.). Способы самокоррекции, доступные ему, - это не требующие труда, длительного волевого усилия приемы: избегание, побеги, прогулы, конфликты. Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; иметь какую-то вещь - путем воровства; жажда получения удовольствия, впечатления - путем бродяжничества. Описанные формы поведения вызывают негативную реакцию окружающих, и, главное, тормозят социализацию ребенка [5, с.222].

Г.Е. Сухарева считает, что для подростков с ЗПР характерна, главным образом, недостаточная зрелость аффективно - волевой сферы. Анализируя динамику развития неустойчивых личностей, Г. Е. Сухарева, подчеркивает, что их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. С одной стороны – они повышенно – внушаемы и импульсивны, а с другой – полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально – одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработонность собственный запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ЗПР не возникает тревожности.

Также Г. Е. Сухарева, использует термин «психическая неустойчивость» применительно к нарушениям поведения у подростков, понимая под этим отсутствие сформированности собственной линии поведения из-за повышенной внушаемости, склонности руководствоваться в поступках эмоцией удовольствия, неспособности к волевому усилию, систематической трудовой деятельности, стойким привязанностям и вторично, в связи с перечисленными особенностями – сексуальную незрелость личности, проявляется в слабости и неустойчивости морально нравственных установок [24, с. 218].

Информация о работе Самоотношение подростков с задержкой психического развития отбывающих наказание в местах лишения свободы