Семейная песочная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Песочная терапия используется прежде всего как игровая среда для детей, но в последнее время она становится методом, который применяют и в работе с взрослыми, парами, семьями. Семейная системная терапия основана на идее о том, что воздействие на одного из членов семьи, в силу его связи с другими членами, в той или иной степени оказывает влияние и на них. Взаимное отчуждение членов семьи, безработица, проблемы во взаимоотношениях с детьми, агрессия или алкоголизм являются общей проблемой семьи, и все ее члены определенным образом ее решают.

Содержание

Введение……………………………………………………………с. 2-3
1. История возникновения песочной терапии……………………с. 4-5
2. Основные цели, задачи и возможности песочной терапии…..с. 5-6
3. Семейная песочная терапия…………………………………….с. 6-9
3.1. Семейная песочная терапия ( методики, техники)………с. 9-11
3.2. Песочная терапия Юнга: трансформация родовых и семейных сценариев …………………………………………………с. 11-13
3.3 Песочная семейная терапия (холистический подход)..…с. 13-17
Заключение…………………………………………………………с. 18
Список литературы………………………………………………...с. 19

Вложенные файлы: 1 файл

сімейна пісочна терапія.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………с. 2-3

1. История возникновения  песочной терапии……………………с. 4-5

2. Основные цели, задачи  и возможности песочной терапии…..с. 5-6

3. Семейная песочная  терапия…………………………………….с. 6-9

3.1. Семейная песочная терапия ( методики, техники)………с. 9-11

3.2. Песочная терапия  Юнга: трансформация родовых и семейных сценариев …………………………………………………с. 11-13

3.3 Песочная семейная  терапия (холистический подход)..…с. 13-17

Заключение…………………………………………………………с. 18

Список литературы………………………………………………...с. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Песочная терапия используется прежде всего как игровая среда  для детей, но в последнее время  она становится методом, который  применяют и в работе с взрослыми, парами, семьями. Семейная системная  терапия основана на идее о том, что воздействие на одного из членов семьи, в силу его связи с другими членами, в той или иной степени оказывает влияние и на них. Взаимное отчуждение членов семьи, безработица, проблемы во взаимоотношениях с детьми, агрессия или алкоголизм являются общей проблемой семьи, и все ее члены определенным образом ее решают. Когда лежащая на поверхности проблема находит свое разрешение (например, когда один из членов семьи прекращает пить), может показаться, что ситуация нормализовалась. Однако до тех пор, пока в семье не произойдут более глубокие изменения, дополняющие устранение внешних симптомов дисгармонии, механизмы, приведшие к их появлению, будут сохраняться. Каждый член семьи с течением времени адаптируется к патологическим симптомам, поэтому требуются определенные шаги, чтобы изменить характер семейных отношений. Эта задача является одной из наиболее сложных.              

Для детей песочная терапия  – естественная форма экспрессии, и они с готовностью тянутся  к этому. Песок и вода притягивают  ребенка как магнит, автоматически побуждая непосредственную игру. Взрослые уже имеют некоторый опыт игры с песком в детстве: на пляже или в песочнице. Песочная терапия становится некой связью времен, напоминанием о прошлом опыте и является дверью в детство.Большинство детей, попадая в кабинет песочной терапии, тут же подходят к подносам с песком, к полкам с многочисленными миниатюрными фигурками, чтобы поиграть с ними. Взрослые так же проявляют любопытство, видя набор миниатюр и подносы с песком, хотя удивляются,когда им предлагают поиграть. При этом нет никакого правильного или не правильного способа игры в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования, и поэтому соответствуют внутреннему состоянию создателя.

 

 

  1. История возникновения песочной терапии

 

Впервые идея использования  песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х гг. М. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она работала с двумя подносами, один из которых был наполнен песком, другой — водой. Детям также предлагались обычные формочки для игры в песочнице и коробки с миниатюрными игрушками. Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику — техника «построения мира».

В 1950 -х гг. швейцарский психоаналитик Дора Кальфф, внимательно изучив методику «построения мира», начала раз-рабатывать юнгианскую песочную терапию, ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д. Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К. Г. Юнга. Технология работы с песком была ей модифицирована в соответствии с теоретической базой.

Сегодня «песочницу»  активно используют в гештальт- терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе, и конечно же, она может входить в инструментарий интегративной арт-терапии.

Как уже говорилось, в  качестве материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью клиентам предлагается создавать композиции в специальном подносе. После завершения работы с песком клиент дает название своему творению и рассказывает о нем психологу.

Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения клиента, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т. д.), фиксирует композицию на фото или слайдпленку, подробно записывает рассказ клиента.

 

  1. Основные цели, задачи и возможности песочной терапии

 

Основная цель песочной терапии — помочь клиенту достигнуть эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения личного и коллективного бессознательного, включение его в сознание, укрепление его «Эго» и установление качественно нового взаимодействия Эго с глубинным источником психической жизни — целостным «Я». В результате происходит значительное усиление способности человека к самодетерминации и саморазвитию.

Механизм психокоррекционного  воздействия — установление клиентом связи, контакта с глубинными пластами собственной психики, встреча с неосознаваемыми частями «Я», их интеграция в сознание и достижение посредством этого лучшего понимания себя и большей психической целостности.

    • сновные задачи песочной терапии:
    • возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии;
    • соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание;
    • соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных пластов психики;
    • проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубины бессознательного и интеграция в сознание.

Возможности песочной терапии. Данный метод позво- ляет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос посредством:

  • проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
  • отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;
  • расширения внутреннего опыта за счет осознания глубинных уровней психики, в том числе архетипи- ческого, и укрепления сознательного «Я»;
  • изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим событиям и в целом к своей судьбе;
  • укрепления (или пробуждения) доверия к окружающему миру, развития новых, более продуктивных с ним отношений.

 

3. Семейная песочная терапия

 

При работе со взрослыми  чаще всего используется такой вид игровой терапии, как песочная терапия, или игра с песком. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.

Эти образы проявляются  в символической форме в процессе создания творческого продукта — композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они проявляются в сновидениях или при использовании техники активного воображения .

Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов.

Песочная терапия позволяет  клиентам использовать свой бессознательный материал и выводить его на сознательный уровень. Задача психолога — способствовать этому процессу.

В ходе песочной терапии  клиентам предоставляется возможность выбрать любые предметы из огромного количества и расположить их на подносе с песком, создавая тем самым своеобразный трехмерный коллаж или ассамбляж.

Создавая композицию, клиент глубоко погружается в  процесс творчества, и это напоминает работу художника или процесс  создания ритуальных изделий. Включение  в песочную композицию разнообразных объектов порой придает ей сходство с «магическими» изображениями. При восприятии находящихся в песочнице предметов необходимо учитывать физические свойства материалов, из которых они изготовлены, поскольку они дополняют психологическое значение самих предметов.

В течение всего курса  песочной терапии психолог должен следовать за клиентом и не делать интерпретации, даже когда необходимо принять на себя роль фасилитатора. Роль арт-терапевта — быть свидетелем, соблюдать права клиента и с уважением относиться к его трудностям. Арт-терапевт создает безопасное, защищенное место и поддерживает у клиента чувство безопасности.

Хотя большинство специалистов отводят на песочную сессию 50 минут, лучше планировать 1,5 часа. Расширенная  во времени процедура позволяет  клиентам спокойно строить и осознавать.

Техника игры с песочницей и семейная терапия, при их сочетании, предоставляют различные возможности. Это связано со следующими моментами:

1. Ящик с песком, имея  определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удереживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувствуют себя достаточно защищенными психологически. Благодаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и достичь их интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.

  1. В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные интервенции для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях.
  2. В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психотерапевт может рекомендовать участникам игры использовать определенные фигуры.
  3. Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи, она то средство, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребывающий во всяком родителе.
  4. В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями и коммуникативными паттернами.

Применение техники  игры с песочницей в работе с семьями требует от специалиста хорошего владения как песочной, так и семейной психотерапией.

 

3.1. Семейная  песочная терапия ( методики, техники)

 

Последние 30 лет семейная игровая терапия развивалась стремительно. Росло и признание креативных арт-терапевтических подходов, в связи с чем их интеграция в семейную психотерапию представляется вполне естественной.

Поскольку игра с песочницей часто  носит невербальный характер и не требует наличия художественных способностей, она является очень удобным инструментом для работы с семьями. Дети и взрослые чувствуют себя на равных. Сопротивление со стороны некоторых участников игры имеет большое диагностическое значение. Оно является свидетельством того, что у членов семьи есть гораздо более серьезные психологические проблемы, чем это может показаться на первый взгляд. Лица, отягощенные определенной психической патологией (в частности, расстройствами питания, вялотекущей шизофренией, перенесшие сексуальное насилие и т. д.), испытывают страх перед игрой с песочницей, что отражает их неспособность к переживанию состояния психического регресса. Все это следует учитывать при использовании техники игры с песочницей.

Это связано со следующими моментами:

  • Ящик с песком, имея определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» переживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувствуют себя достаточно защищенными психологически. Благодаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и достичь их интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.
  • В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные вмешательства для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях.
  • В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психолог может рекомендовать участникам игры использовать определенные фигуры.
  • Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи. Она — то средство, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребывающий в любом родителе.
  • В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями и коммуникативными паттернами.

Информация о работе Семейная песочная терапия