Семейная песочная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Песочная терапия используется прежде всего как игровая среда для детей, но в последнее время она становится методом, который применяют и в работе с взрослыми, парами, семьями. Семейная системная терапия основана на идее о том, что воздействие на одного из членов семьи, в силу его связи с другими членами, в той или иной степени оказывает влияние и на них. Взаимное отчуждение членов семьи, безработица, проблемы во взаимоотношениях с детьми, агрессия или алкоголизм являются общей проблемой семьи, и все ее члены определенным образом ее решают.

Содержание

Введение……………………………………………………………с. 2-3
1. История возникновения песочной терапии……………………с. 4-5
2. Основные цели, задачи и возможности песочной терапии…..с. 5-6
3. Семейная песочная терапия…………………………………….с. 6-9
3.1. Семейная песочная терапия ( методики, техники)………с. 9-11
3.2. Песочная терапия Юнга: трансформация родовых и семейных сценариев …………………………………………………с. 11-13
3.3 Песочная семейная терапия (холистический подход)..…с. 13-17
Заключение…………………………………………………………с. 18
Список литературы………………………………………………...с. 19

Вложенные файлы: 1 файл

сімейна пісочна терапія.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Применение техники  игры с песочницей в работе с семьями требует от специалиста хорошего владения как песочной, так и семейной психотерапией.

Существуют  разнообразные приемы, способствующие раскрытию «внутреннего ребенка» и тем самым разрешению многих внутри- и межличностных противоречий. С точки зрения семейных системных представлений реконструктивная работа с детьми, так же как и с «внутренним ребенком» обоих родителей, представляется вполне возможной. Однако для того, чтобы осуществлять ее наиболее оптимально, специалист должен сохранять баланс, с одной стороны избегая усиления родительского авторитета, а с другой — воздерживаясь от вступления с ребенком в «антиродительский альянс ».

Использование техники  игры с песочницей в работе с семьями  позволяет гармонизировать, семейные отношения и скорректировать  поведение отдельных членов семьи. Необходимость в активизации «внутреннего ребенка», находящегося в каждом человеке, очень велика, но ей не исчерпываются все задачи психокоррекции. Важно изменить установки членов семьи и оценку ими сложившейся ситуации — благодаря этому они смогут избавиться от дезадаптивных форм поведения, связанных с насилием и плохим отношением друг к другу, и обратиться к игре как к наиболее здоровой форме деятельности. Когда в психокоррекционном процессе складывается игровая атмосфера, становится возможным осознание участниками патологических паттернов поведения; в членах семьи раскрывается творческий потенциал, позволяющий успешно решать имеющиеся проблемы. Кроме того, оставаясь частью единого целого, они могут укрепить свою автономность.

 

3.2. Песочная терапия Юнга: трансформация родовых и семейных сценариев

Что это такое –  родовой и семейный сценарий? Если мы просмотрим взаимоотношения в  браке, просто взаимоотношения между  мужчиной и женщиной, хотя бы на протяжении трёх поколений, то обнаружим нечто  интересное. А именно, повторение ситуаций, конфликтов, разрывов, кризисов, то есть  обнаружим повторяющиеся негативные сценарии отношений. Конечно, есть семьи, где повторяются счастливые браки, успешные отношения, но с этим к нам люди не обращаются. Клиентов волнует возможность избавиться от предначертанных свыше, как им кажется, неудач,   возможность получить шанс на изменение семейной истории.

С какими негативными  сценариями чаще всего приходится сталкиваться? Это – тяжёлая, изобилующая конфликтами  семейная жизнь или трудные разводы, которые повторялись у матери и дочери, или даже у бабушки. Это ситуации раннего вдовства или трудности с построением семьи, с рождением детей,и.т.п. Часто клиенты рассказывают, что в разных поколениях повторяется один и тот же негативный тип мужчины или женщины. Причём они никак не связаны кровно: например, отец, бросающих своих детей, или отец – безработный, или холодная отчуждённая мать. Люди склонны придавать трагическим повторениям мистический характер:  злой рок, предопределённость, родовое проклятие. На самом деле, негативный родовой сценарий взаимоотношений имеет вполне объяснимые психологические закономерности.

Этим сценарием можно  заразиться, если ребёнок, мальчик или  девочка, с детства и многократно  выслушивает негативные истории  о разводах, несчастных браках, расставаниях, потерях. Скорее всего, травматические отношения не были проработаны и трансформированы в предыдущих поколениях, и теперь ребёнок, слыша и видя бесконечные отыгрывания одних и тех же ситуаций, разговоров, реплик, усваивает бессознательно заданную негативную программу. Особенно, если она сопровождается соответствующими посланиями: «В нашей семье мужчины все-неудачники, у нас женщины ни на кого не надеются. кроме себя, в нашем роду все жили тяжело».

 Негативный сценарий может перетечь в жизнь ребёнка, как ни странно, через предостережения и опасения старших. Послания, которые должны охранять и оберегать ребёнка, на самом деле запускают негативную разрушительную программу отношений.

При этом стоит учитывать, что дети не только и не столько слушают слова, сколько реагируют на невербальные действия взрослых: мимику, интонации, паузы, умолчания.

Можно утверждать, что  если мы не решили проблемы взаимоотношений  с противоположным полом в  своей жизни, грядущие поколения  вынуждены будут разгребать тот же ворох проблем.

Решение может проистекать  не обязательно на жизненном уровне: заключение счастливого брака или  построение позитивных любовных отношений, хотя это  желательно. Даже разрешение негативного сценария на символическом  уровне, его трансформация и интеграция позитивных реакций и отношений в жизненный контекст – уже желанный источник здорового существования и вас, и ваших потомков.

В процессе сеансов юнгианской песочной терапии мы создаём обстановку безопасной встречи с негативным родовым сценарием взаимоотношений, и с помощью новейших технологий: сценарного моделирования, форстайминга, взаимодействия нескольких песочных полей, синтеза песочной терапии с другими передовыми психотерапевтическими технологиями, создаём условия для позитивной трансформации таких сценариев.

Повторяющиеся неудачи  в отношениях мужчины и женщины  не являются незыблемыми – негативные семейные сценарии можно и нужно  изменять.

 

3.3. Песочная семейная терапия (холистический подход)

 

 Старостин О.А., Нестеренко М.В. (2011)  предложили новый метод семейной терапии - Песочная Семейная Терапии (ПСТ), который заметно отличается от существовавших до сих пор методов работы с песком и развивает холистический (целостный) подход в психотерапии вообще и в семейной терапии, в частности.

В ПСТ  используется сдвоенный песочный поднос (700х500х80 мм), разделенный пополам перегородкой (40 мм). Обычно используется полувлажный песок 0,63 фракции. Может быть использован песок и более крупных фракций, а также другие субстанции: опилки, крупы (рис, просо). Фигурки и другие предметы в ходе сессии  не используют. В отличие от других методов работы с песком, на пространстве песочного подноса создается не песочная картина, и ни рисунок, но некий песочный ландшафт. Взаимодействуя с песком, руки клиента (клиентов), передают на песке образы своих телесных ощущений и прокладывают тем самым «королевскую дорогу» (via regia) к своему неосознаваемому опыту самоисцеления.

В даном методе придается центральное значение тактильным ощущениям и телесной вовлеченности клиента во время сессии. Обычно, в начале сессии  проводят телесную настройку клиентов, проводим их телесное «самоцентрирование». После этого предлагают клиентам внимательно соприкоснуться со своими телесными ощущениями, которые у них возникают, когда они сосредоточены на своем общем запросе и, затем передать эти ощущения через взаимодействие с песком. Возникающий на песке ландшафт, с одной стороны, является проекцией образов телесных ощущений клиентов, а с другой, отражает узор поведенческих реакций, характерных для конкретной пары клиентов.

Метод ПСТ позволяет  исследовать семейные диадные отношения  обратившейся за помощью пары через  проявление вовне иррациональной оси  восприятия их друг другом: телесные ощущения в связи с общим запросом через образы, спонтанно созданные на двух спаренных подносах. Ландшафт подносов наглядно демонстрирует особенности взаимодействия в диаде, наличие тех, или иных ограничений в функционировании семейной подсистемы. Очевидными для клиентов становятся неосознаваемые ранее препятствия к гармоничным отношениям. С целью достижения целостности в рамках холистического подхода  исследуется также рациональная ось восприятия в обратившейся за помощью семейной диаде. Для этого  обращают внимание клиентов на их эмоциональное отношение к созданному сыпучему ландшафту, как на своем подносе, так и на подносе другого члена семьи. Далее клиенты могут интерпретировать песочный сюжет, а также исправить то, что им не нравится и делать это до тех пор, пока то, что они видят на песке, не будет их удовлетворять. Как правило, взаимное принятие парой клиентов созданных ими на песке объемных конфигураций, характеризует завершенность процесса в рамках конкретной сессии. В ходе сессии ПСТ создаваемый песочный ландшафт динамично видоизменяется, проходя определенные фазы и рельефно передавая особенности взаимодействия в паре. Особенно ярко эти особенности и нарушения взаимодействия проявляются на внутренней границе подносов, на границе контакта, в данном случае объективно представленной перегородкой. Наличие этой «проницаемой» границы-перегородки между подносами нам представляется чрезвычайно важным. Каждая половина песочницы является для клиента, который с ней взаимодействует, продолжением его (клиента) индивидуальности, его «неорганической телесностью», «органопроекцией» (Флоренский П. А.,1969), проекцией его души. Именно на свою половину песочницы клиент проецирует все составляющие своей психической целостности: телесные ощущения; эмоции и чувства; ментальные образы и мысли. В конкретной сессии эти проекции будут отражать актуальные переживания клиента в рамках заявленного общего запроса и наглядно демонстрировать проявленные на песке, например, процессы сепарации-автономии, или сотрудничества. В ПСТ граница-контакт представляется на песочном подносе воочию и неизменна, а наличие других границ-сторон песочницы символизирует наличие собственных физических границ. Подобно коже, они создают ощущение безопасности в рамках терапевтического процесса и позволяют клиенту принять проявленные на песочном подносе свои психические сущности, разрешить себе быть: «Я есть!», и активно включиться в терапевтический процесс.

Активность клиентов и их вовлеченность в психотерапевтический процесс достигается в ПСТ  за счет непосредственного, физического  контакта их кистей рук, а часто и предплечий с песком. Даже если клиент просто касается ладонями песка и внешне кажется пассивным, то, как правило, последующая обратная связь показывает, что в этот момент может происходить очень активный внутренний саногенный процесс. Взаимодействуя с песком руками, клиенты акцентируют свое внимание на тактильных ощущениях, вовлекают в психотерапевтический процесс все свое тело, весь свой «телесный», наиболее «мудрый» и архаичный интеллект. Полная телесная вовлеченность клиентов в ПСТ может быть объяснена с позиций «западных» взглядов - проекция руки на значительные чувствительные области постцентральной извилины коры больших полушарий головного мозга (гомункулус Пенфильда) и «восточных» представлений о проекции на руку всего человеческого тела, правого- мужского и левого- женского начала в человеке.

ПСТ позволяет перенести  во вне, в песочный поднос, внутреннее содержание семейных конфликтов и дисфункций. За счет этого  повышается осознанность обратившихся за помощью до уровня принятия ситуации, раскрывается, присущий каждому индивиду, а также любой семейной системе и подсистеме, внутренний потенциал психического здоровья, «распускается» собственный «Цветок Потенциалов» (Ананьев В.А., 2006). Цель ПСТ -  достичь частичного, или полного телесно-образного и эмоционально-логического интеллектуального прояснения,  Осознавания,  по теме общего семейного запроса, что, в свою очередь, приводит к  интеграции личности и гармонизации семейных отношений через включение внутренних саногенных механизмов психики, проявление естественного, присущего человеку стремления к целостности, исцелению и гармонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для взрослых песочная терапия  – уникальная возможность обратиться к своей детской части, обратиться к непосредственным и живым ощущениям собственной жизни. Это возможность выразить в песочной картине те чувства, о которых трудно говорить, те мысли, которые подчас невозможно выразить словами, найти разные пути разрешения тревожащей ситуации и выбрать для себя лучший. Выстраивание песочных миров дает взрослому человеку мощное ощущение себя хозяином своей собственной жизни. Сессию за сессией создавая миры на песке, человек приходит к более глубокому пониманию себя. Ведь песочная картина отражает то, что в данный момент времени составляет актуальную ситуацию клиента, отражает его потребности и тревоги, страхи и мечты. Строя сказочные замки и создавая песочные города, человек постепенно начинает видеть в трудностях и проблемах новые возможности для улучшения своей жизненной ситуации. Расставляя фигурки на песке, человек как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отношения… Рассказывая психологу о персонажах своей картины, клиент рассказывает о себе, о своих печалях и надеждах…Задавая вопросы и «путешествуя» вместе с клиентом по песочным мирам, психолог помогает человеку прояснить непонятные и тревожные ситуации, помогает увидеть отношения между персонажами, идет с клиентом по уникальному, присущему только этому человеку пути познания себя, разрешения внутренних конфликтов, достижения своих индивидуальных желаний.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. - М.: Смысл, 1997.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. – Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб: Питер. - 1998. – 128 с.
  4. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
  5. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001.
  6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
  8. Старостин О.А. http://vk.com/topic-46397155_27645369
  9. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
  10. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри , 2003.-495с.
  11. Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.
  12. Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.



Информация о работе Семейная песочная терапия