СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Глава 1 СЕМЕЙНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
1.1.ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ
Семья – особая группа лиц, связанных
духовными, материальными, кровно-родственными
отношениями, а также социальная ячейка
общества, выполняющая определенные социально-экономические
функции. Воспитание, процесс целенаправленного,
систематического формирования личности
в целях подготовки её к активному участию
в общественной, производственной и культурной
жизни. В этом смысле В. осуществляется
в процессе организованной совместной
деятельности семьи и школы, дошкольных
и внешкольных учреждений, детских и молодёжных
организаций, общественности.
Среди основных функций семьи выделяются
следующие: репродуктивная, детородная,
обеспечивающая продолжение семьи, общества;
социализаторская, воспитательная, обеспечивающая
передачу социального опыта; хозяйственная,
обеспечивающая материальные условия
жизни семьи; эмоционально-эротическая,
обеспечивающая потребность во всех формах
человеческого общения, в любви.
Все эти функции семьи тесно связанны
друг с другом, а их различные соотношения
определяют конкретно-исторические, национальные
особенности семьи. Так, традиционная
русская крестьянская семья, в которой
хозяйственная функция была преобладающей,
имела сложную структуру, была многочисленной,
включала в себя несколько поколений родственников.
1.2.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Семейное воспитание, систематическое целенаправленное
воздействие на ребёнка взрослых членов
семьи и семейного уклада. Главная и общая
задача С. в. — подготовка детей к жизни
в существующих социальных условиях; более
узкая, конкретная — усвоение ими знаний,
умений и навыков, необходимых для нормального
формирования личности в условиях семьи.
Цели и средства С. в. обусловлены общественно-экономическим
строем, уровнем развития культуры; С.
в. обычно строится на основе идеологии,
морали и системы взаимоотношений того
социального слоя, к которому относится
семья. С. в. неразрывно связано с самовоспитанием
взрослых, формированием у них качеств
и черт характера, обеспечивающих эффективное
педагогическое воздействие на детей.
Многогранность семейных отношений дает
ребенку возможность через семейную
жизнь включается во все проявления социальной
жизни. Семейное воспитание отличается
рядом особенностей, которое и делают
его уникальным : органическая связь со
всей жизнедеятельностью ребенка;
неприрывность и длительность воздействия;
интимность, непосредственность воспитательного
процесса, общение на основе чувства родства,
любви, доверия, взаимной ответственности;
общение людей разного возраста и профессий;
относительная замкнутость, изолированная
от внешних факторов; значительная вероятность
противоречивых воздействий. Большую
роль играет семья на раннем этапе развития
личности, выступая в качестве единственного
инструмента воспитания ребенка. Именно
в общении с родителями ребенок приобретает
навыки речи и мышления, предметных действий,
овладевает основами человеческого опыта.
В игре он моделирует жизнь взрослых с
ее правилами и нормами.
Уникальной характеристикой внутрисемейных
отношений является родственная близость,
представляющая исключительную воспитательную
ценность.
Составными частями содержания семейного
воспитания являются известные общие
направления воспитания являются известные
общие направления воспитательной деятельности
: физическое, умственное, нравственное,
эстетическое, трудовое и др.
Несомненно, что семейное воспитание во
всех его формах – это нелегкий упорный,
повседневный труд, а успех этого дела
во многом зависит от ясного понимания
его целей и содержания, а также от сознания
ничем незаменимых, уникальных его возможностей.
При этом важно правильно выбрать тот
или иной стиль воспитания, соответствующий
конкретной ситуации, сложившейся в семье.
1.3.СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Характер семейного воспитания
может быть различен. Обычно выделяются
следующие три типа семейного
воспитания:
Авторитарный стиль (в терминологии других
авторов — «автократический», «диктат»,
«доминирование») — все решения принимают
родители, считающие, что ребенок во всем
должен подчиняться их воле, авторитету.
При таком воспитании у детей формируется
лишь механизм внешнего контроля, основанный
на чувстве вины или страха перед наказанием,
и как только угроза наказания извне исчезает,
поведение подростка может стать потенциально
антиобщественным. Авторитарные отношения
исключают душевную близость с детьми,
поэтому между ними и родителями редко
возникает чувство привязанности, что
ведет к подозрительности, постоянной
настороженности и даже враждебности
к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии других
авторов — «авторитетный», «сотрудничество»)
— родители поощряют личную ответственность
и самостоятельность своих детей в соответствии
с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных
проблем, участвуют в принятии решений,
выслушивают и обсуждают мнение и советы
родителей. Родители требуют от детей
осмысленного поведения и стараются помочь
им, чутко относясь к их запросам. При этом
родители проявляют твердость, заботятся
о справедливости и последовательном
соблюдении дисциплины, что формирует
правильное, ответственное социальное
поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других
авторов — «либеральный», «снисходительный»,
«гипоопека») — ребенок должным образом
не направляется, практически не знает
запретов и ограничений со стороны родителей
или не выполняет указаний родителей,
для которых характерно неумение, неспособность
или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки
конфликтуют с теми, кто не потакает им,
не способны учитывать интересы других
людей, устанавливать прочные эмоциональные
связи, не готовы к ограничениям и ответственности.
С другой стороны, воспринимая недостаток
руководства со стороны родителей как
проявление равнодушия и эмоционального
отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение
подростка может привести к вовлечению
его в асоциальные группы, поскольку психологические
механизмы, необходимые для самостоятельного,
ответственного поведения в обществе,
у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные
стили семейного воспитания.
Глава 2 СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
2.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Современная педагогика
представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего
возраста, дошкольная педагогика, коррекционная
педагогика и др. Одной из таких отраслей
является семейная педагогика.
Все отрасли педагогической науки, исследующие
широкий круг общих и специальных проблем,
глубоко отражающих связи между соответствующими
педагогическими явлениями, «родственны»
между собой. «Роднит» их прежде всего
предмет, который они изучают, а именно:
сущность воспитания, его глубинные внутренние
механизмы, взаимосвязь с развитием личности
и внешними условиями ее существования.
Но каждая из отраслей современной педагогики
изучает сущность воспитания под своим
конкретным углом зрения, учитывая возрастные
и иные особенности воспитуемых, специфику
взаимодействия между субъектами воспитательного
процесса (родителями, детьми, педагогами).
В зависимости от указанных особенностей
различаются цели, содержание и построение
воспитательного процесса в том или ином
социальном институте: семейном или общественном
(яслях, школе, колледже и т.д.).
Две ветви воспитания - в семье и в общественных
учреждениях - сложились в глубокой древности,
уходят своими корнями в историю человечества
на заре его существования. Обе ветви представляют
собой неоднозначные явления: им присуще
много общего, но имеются и существенные,
принципиальные различия. Так, задачи
воспитания в условиях семьи и общественных
образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными,
зависящими от особенностей жизни человека
в обществе на определенном этапе его
развития, отличаются соотношением эмоционального
и рационального компонентов: в семье
преобладает первый, в общественном воспитании
главенствует второй. Другими словами,
общественному воспитанию недостает теплоты
и естественности семьи, в нем, как справедливо
отмечал М.М. Рубинштейн, всегда присутствует
доля рассудочности и холодности.
Известные различия наблюдаются в целях,
принципах, содержании общественного
и семейного воспитания. В дошкольном
учреждении, школе и других образовательных
учреждениях цель носит объективный характер,
поскольку подчинена «заказу» общества
на воспитание необходимых ему членов.
В семье цель воспитания отличается известным
субъективизмом, потому что в ней выражаются
представления конкретной семьи о том,
каким она хочет вырастить своих детей.
При этом во внимание принимаются реальные
и мнимые способности ребенка, другие
индивидуальные особенности. Таким образом,
цели семейного и общественного воспитания
могут не совпадать, а иногда и противоречить
друг другу. Можно с полным правом сказать
о том, что в дошкольном учреждении, школе
цели, принципы, содержание воспитания
имеют научную базу, «прописаны» в программных
документах, сформулированы для определенного
образовательного учреждения, дифференцированы
по возрастным категориям воспитанников,
в то время, как в семье часто носят имплицитный
(несформулированный) характер, варьируются
в зависимости от целого ряда причин (ценностных
ориентации; уровня образования, общей
и педагогической культуры родителей;
их этнической принадлежности; степени
ответственности за будущее детей; сплоченности
семейного коллектива и т.д.).
2.2.ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Как и все отрасли
педагогической науки, семейная педагогика
развивается, анализируя, обобщая, вбирая
в себя все ценное, созданное педагогической
мыслью прошлых времен.
Первые идеи семейного воспитания, представления
о любви, родителях, детях, предках сложились
в народной педагогике на основе многовекового
житейского опыта, т.е. эмпирическим путем.
Они передавались из века в век, из семьи
в семью посредством традиций, национально-этнической
обрядности, обычаев, фольклора, произведений
декоративно-прикладного искусства, что
обеспечивало народу воспроизводство
себя, своей духовной культуры, национального
характера и психологии в ряду сменяющих
друг друга поколений. Можно с полным правом
сказать, что в народной педагогике определился
свой образ воспитания, своя «система»
правил и норм поведения, воплощенных
в этическом кодексе, традициях, обрядах,
обычаях.
Семья занимает особое место в народной
педагогике, поскольку она рассматривалась
в традиционной культуре как естественное
природное окружение, определяющее порядок
домашнего воспитания, его содержание.
Порядок домашнего воспитания обеспечивает
определенный уклад семьи, традиции, обычаи,
праздники, обряды. Домашнее воспитание
ориентировано на мирскую, повседневную
жизнь человека. Его цель - подготовить
ребенка к этой жизни, чтобы она была ему
«не в тягость, а в радость». Нравственная
гарантия благополучия человеческой жизни
- добросовестный труд, к которому приучают
ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует
народная мудрость: «Человек рожден для
труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего
труда нет плода», «Без дела жить только
небо коптить» и др.
Таким образом, в семейной педагогике
каждого народа отражаются его идеалы,
представления о цели и средствах воспитания,
реализация которых способствует формированию
у детей лучших черт национального характера,
готовит к самостоятельной достойной
жизни. Естественно, что семейная педагогика
как отрасль педагогической науки, разрабатывая
теоретические основы домашнего воспитания,
опирается на семейную народную культуру,
в которой, как в фокусе, собран исторический
опыт домашне-семейного воспитания (И.В.
Бестужев-Лада, Г.Н. Волков, В.М. Петров
и др.).
Библиографический
список
- Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика / Э.В. Островский. –М.: Вузовский учебник, 2007.- 384 с.
- электрон. статья (1 файл)- загл. с титул. экрана. – свободный доступ из сети Интернет. - http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/101/082.htm
- электрон. статья (1 файл)- загл. с титул. экрана. – свободный доступ из сети Интернет. - http://www.narcom.ru/parents/parents/42.html
- электрон. статья (1 файл)- загл. с титул. экрана. – свободный доступ из сети Интернет. - http://www.ref.by/refs/68/16324/1.html
- электрон. статья (1 файл)- загл. с титул. экрана. – свободный доступ из сети Интернет. - http://psymania.info/femil/kulikova/vospitanie.php
ВВЕДЕНИЕ
Среди факторов воспитания
немаловажное значение имеет семья
Я выбрала эту тему, т.к. «семейное
воспитание и семейная педагогика»
многообразна и важна. Воспитание дает семья,
создает личность или разрушает ее, во
власти семьи укрепить или подорвать психическое
здоровье ее членов. Семья поощряет одни
личностные влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает личные
потребности. Семья структурирует возможности
достижения безопасности, удовольствия
и самореализации. Она способствует появлению
у личности образа своего “Я”.
От того, как строятся отношения в семье,
какие ценности, интересы выдвигаются
у ее старших представителей на первый
план, зависит, какими вырастут дети. Климат
семьи оказывает воздействие на моральный
климат и здоровье всего общества. Ребенок
очень чутко реагирует на поведение взрослых
и быстро усваивает уроки, полученные
в процессе семейного воспитания. Перевоспитать
ребенка из проблемной семьи практически
невозможно. Ребенок усвоил определенные
правила, и общество будет расплачиваться
за подобные пробелы в воспитании. Семья
подготавливает ребенка к жизни, является
его первым и самым глубоким источником
социальных идеалов, закладывает основы
гражданского поведения.
Родители - первые воспитатели - имеют
самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж.
Руссо утверждал, что каждый последующий
воспитатель оказывает на ребенка меньше
влияния, чем предыдущий. Родители являются
предыдущими по отношению ко всем остальным;
воспитателю детского сада, учителю начальных
классов и учителям-предметникам. Им самой
природой отдано преимущество в воспитании
детей.
Обеспечение воспитания, его содержательные
и организационные аспекты являются вечной
и очень ответственной задачей человечества.