Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа
Агрессия, в каких бы она формах ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребенком.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические основы агрессивного поведения…………………...5
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения…………..5
1.2. Теории агрессивности……………………………………………………..7
1.3. Классификация типов и форм агрессивного поведения……………….17
1.4. Формирование агрессивного поведения…...…………………………...26
Глава 2. Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………………………………………...28
2.1. Понятие и роль семейного воспитания…………………………………28
2.2. Условия семейного воспитания…………………………………………31
2.3. Стили семейного воспитания…………………………………………....34
2.4. Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка……………………………………………………………………………36
2.5. Значение воспитания дошкольника в семье……………………………40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………
Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи, с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.
Е.В. Змановская уточняет характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Она утверждает, что переживание агрессии человеком неоднозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким – тем, к кому привязаны и кого искренне любят [8].
В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит каких-либо иных факторов.
Невозможно определить и внутреннюю тенденцию конкретной личности, но можно оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно сделать вывод, что агрессивное поведение имеет различные (по степени выраженности) формы:
- ситуативные агрессивные
- пассивное агрессивное
- активное агрессивное поведение.
Вопрос о факторах, связанных
с проявлением агрессии
Отечественные психологи
Х. Хекхаузен выделяет агрессивные тенденции.
Ведущими
признаками агрессивного поведения
можно назвать такие его
Обобщая
все перечисленные признаки, можно
говорить о том, что агрессивное
поведение личности подразумевает
любые действия я выраженным мотивом
доминирования.
1.4.
Формирование агрессивного поведения
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе и возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, способствовать агрессии могут такие внешние факторы как шум, жара, теснота и т.п. но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению исследователей, играет ее непосредственное социальное окружение.
Характер
агрессивного поведения во многом определяется
возрастными особенностями
Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, кусаться, и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считаются негативизм, упрямство, отказы говорить. Следует заметить, что поведение детей дошкольного возраста дома зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют агрессию, дети с большей вероятностью будут ее воспроизводить.
Агрессивное поведение – достаточно обычное явление для детского возраста. В процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух типах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.
В целом для развития личности ребенка опасно не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, другие привилегии, у детей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту противоположному ожидаемому.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль или, напротив, неконтролирующие занятия своих детей, чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей.
Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей. Если проявление агрессии к конкретным людям пересекается, агрессия может смещаться на новый «более безопасный» объект.
Таким
образом, можно говорить о ведущей
роли семьи в происхождении
Глава 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем как наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт, не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой стороны – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и др.
Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной – тёплой и дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает уважать супружество, женщину, материнство.
Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый приходится на многих детей, и количество внимания и ласки, достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы обучать и воспитывать ребят.
В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких, любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные чувства. И он начинает их испытывать.
При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.
Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую психику. Где же ещё в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.
Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Итак,
семейное воспитание – это педагогика
будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся
эксперимент, творчество, труд, не имеющий
конца, не позволяющий остановиться, застыть
в самодовольном покое. Семейная педагогика
в повседневной жизни совершает великое
таинство – формирование личности человека.
Семейная работа, наконец, - сложнейшее
из производств – производство человека.
И, как любая работа, семейное воспитание
имеет свои цели и задачи.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это