Семейное воспитание как один из факторов, влияющих на агрессивное поведение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Агрессия, в каких бы она формах ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребенком.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические основы агрессивного поведения…………………...5
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения…………..5
1.2. Теории агрессивности……………………………………………………..7
1.3. Классификация типов и форм агрессивного поведения……………….17
1.4. Формирование агрессивного поведения…...…………………………...26

Глава 2. Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………………………………………...28
2.1. Понятие и роль семейного воспитания…………………………………28
2.2. Условия семейного воспитания…………………………………………31
2.3. Стили семейного воспитания…………………………………………....34
2.4. Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка……………………………………………………………………………36
2.5. Значение воспитания дошкольника в семье……………………………40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

    Данную  индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи, с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

    Е.В. Змановская  уточняет характер взаимосвязи  между агрессией и агрессивным поведением. Она утверждает, что переживание агрессии человеком неоднозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие,  человек может находиться в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким – тем, к кому привязаны и кого искренне любят [8].

    В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит каких-либо иных факторов.

    Невозможно  определить и внутреннюю  тенденцию  конкретной личности, но можно оценить  степень и характер ее внешних  проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно сделать вывод, что агрессивное поведение имеет различные (по степени выраженности) формы:

            - ситуативные агрессивные реакции;

            - пассивное агрессивное поведение;

            - активное агрессивное поведение.

           Вопрос о факторах, связанных  с проявлением агрессии человеком,  важен, на наш взгляд, для понимания  условий, способствующих агрессии, ее психологических механизмов.

             Отечественные психологи выделяют  следующие факторы агрессивного  поведения.

  1. Социально-экономическая и политическая  организация общества, в котором преобладают атмосфера конкуренции, борьба за права и привилегии.
  2. Морально-нравственные нормы поведения. Агрессия в этом случае может быть следствием ярко выраженного противоречия между пропагандируемыми ценностями и реально проявляемым равнодушием и безжалостным отношением к человеку.
  3. Условия микросреды, т.е. семейного окружения и окружения знакомых и сверстников.
  4. Характер и система воспитания, способствующие тому, что агрессивные действия становится привычным средством достижения своих целей.
  5. Возрастные и индивидуально-психологические особенности. От них зависит специфика восприятия и оценки окружающего, характер внутренних переживаний и эмоциональных реакций, мотивация поступков и деятельности.
  6. Наличие соматического благополучия.
  7. Физические условия окружающей среды, ведущие к нервозности и вспышкам гнева, как естественным защитным реакциям организма.
  8. Специфическое влияние алкоголя и наркотиков.

            Х. Хекхаузен выделяет агрессивные тенденции.

  1. Намерение, приписываемое нападаемому. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще не подвергся нападению.
  2. Ожидание достижения цели и возмездия за осуществление агрессии.
  3. Способствующие агрессии ключевые раздражители, которые должны при этом содержательно отвечать текущему мотивационному состоянию.
  4. Удовлетворение, приносимое достигнутыми в ходе агрессии результатами.
  5. Самооценка.
  6. Оценка со стороны других.

    Ведущими  признаками агрессивного поведения  можно назвать такие его проявления:

    • выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
    • тенденцию к разрушению;
    • направленность на причинение вреда окружающим людям;
    • склонность к насилию.

    Обобщая все перечисленные признаки, можно  говорить о том, что агрессивное  поведение личности подразумевает  любые действия я выраженным мотивом  доминирования. 
 
 

    1.4. Формирование агрессивного поведения 

    В появлении агрессивного поведения  участвуют многие факторы, в том числе и возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, способствовать агрессии могут такие внешние факторы как шум, жара, теснота и т.п. но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению исследователей, играет ее непосредственное социальное окружение.

    Характер  агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую  ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом раннем возрасте дети, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если они не вступают в контакт.

    Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, кусаться, и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются  неосознанно и открыто. Пассивным  проявлением агрессии в этом возрасте считаются негативизм, упрямство, отказы говорить. Следует заметить, что поведение детей дошкольного возраста дома зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют агрессию, дети с большей вероятностью будут ее воспроизводить.

    Агрессивное поведение – достаточно обычное  явление для детского возраста. В  процессе социализации личности агрессивное  поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает  от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух типах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.

    В целом для развития личности ребенка  опасно не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, другие привилегии, у детей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту противоположному ожидаемому.

    На  становление агрессивного поведения  ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль или, напротив, неконтролирующие занятия своих детей, чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей.

    Установки и поведение, которые развились  у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей. Если проявление агрессии к конкретным людям пересекается, агрессия может смещаться на новый «более безопасный» объект.

    Таким образом, можно говорить о ведущей  роли семьи в происхождении агрессивного поведения. Известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью. В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации могут быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность. 
 

    Глава 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    2.1. Понятие и роль семейного воспитания

 

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем как наполовину сформировался как личность.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт, не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

    Семейное  воспитание – более или менее  осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.

    Содержание, характер и результаты семейного  воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

    Личностные  ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой стороны – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и др.

    Всё, что касается интимно-эмоциональной  сферы и сферы родственных  отношений, в полной мере формируется  лишь в нормальной – тёплой и дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает уважать супружество, женщину, материнство.

    Конечно, и в яслях малыш радостно тянет  ручки к няне, и в детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый приходится на многих детей, и количество внимания и ласки, достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы обучать и воспитывать ребят.

    В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких, любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные чувства. И он начинает их испытывать.

    При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.

    Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую психику. Где же ещё в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.

    Многочисленность  и разнообразие эмоциональных связей активно развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

    Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека. И, как любая работа, семейное воспитание имеет свои цели и задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Условия семейного воспитания

 

    Основными условиями успеха в воспитании детей  в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.

    Нормальная  семейная атмосфера – это 

  • осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
  • организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
  • в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
  • взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Информация о работе Семейное воспитание как один из факторов, влияющих на агрессивное поведение детей