Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для устранения основных семейных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Семейный социум.docx

— 63.94 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I: Теоретические аспекты проблемы семейного социума

    1. Характеристика понятия «семья»
    2. Функции и типы семьи
    3. Проблемы современной семьи
    4. Педагогическая поддержка семьи
    5. Взаимодействие семьи и школы

Глава II: Изучение особенностей семейного социума учителем начальных классов

2.1 Диагностические методики в работе с семьей

2.2 Результаты педагогической деятельности в семейном социуме

Заключение

Список использованной литературы

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность проблемы эффективной  организации педагогического взаимодействия с семьей обусловлена пониманием в российском обществе приоритетности формирования семейного социума, соответствующего современным потребностям развития, а также необходимостью решения  многих социальных проблем, возникших  на данном этапе развития общества. 

Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине  государство и общественные организации  объективно заинтересованы в том, чтобы  создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для  устранения основных семейных проблем.

Сегодня проявляется тенденция  самоустранения семьи от решения  вопросов воспитания и личностного  развития ребенка. Характерные проблемы многих семьей: разрыв возрастных, а  также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций; дефицит мужского влияния в воспитании детей; низкий уровень организации и совместного  проведения семьёй свободного времени; необходимость экономического, а  порой и физического выживания; психолого-педагогическая неграмотность  родителей.

Семья  - важнейший институт социализации подрастающих поколений. 

Определяющая роль семьи  обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в  начальный период жизни ребенка  намного превышает другие воспитательные воздействия.

Семья отражает и школу, и  средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Именно в семье ребенок  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у  взрослых теория не расходится с практикой.

Важность взаимоотношений  школы и семьи акцентируется  в образовательном законодательстве России, а также в трудах известных  педагогов. Как показывают психолого-педагогические исследования, в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами, ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова, А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З. Неверович).

Педагогически целесообразно  организованная работа учителя начальных  классов с родителями очень важна  и нужна современной школе, современному обществу. Эффективность педагогической работы зависит от взаимоотношений  учителя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться  на её помощь и поддержку.

Актуальность работы заключается  в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи  по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь  понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

Проблемой исследования послужил вопрос о том, каковы педагогические условия эффективной деятельности учителя начальных классов в семейном социуме. В соответствии с проблемой нами были определены цель и задачи исследования.

Исследовательской базой являются 1 «А» класс МОАУ»СОШ №51 г. Орска». 1 «А» класс (учитель второй квалификационной категории Мелихова Елена Александровна).

Объект исследования – воспитание школьников во взаимодействии семейного социума и учителя начальных классов.

Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.

 Цель исследования: выявить  и апробировать педагогические условия эффективной деятельности учителя начальных классов в семейном социуме.

Задачи исследования:

  • проанализировать сущность и особенности семейного социума;
  • изучить формы и методы работы учителя с семьей младшего школьника;
  • проверить эффективность реализации педагогических условий работы учителя в семейном социуме.

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования:

- теоретический анализ  психолого-педагогической, научно-методической  и учебной литературы;

-наблюдение за учебно – воспитательным процессом во взаимодействии школы и семьи;

- беседы с учащимися  и родителями;

- диагностика особенностей  семейного социума.

  1. Теоретические аспекты проблемы современного семейного социума.
    1. Характеристика понятия «семья».

Семья – важнейший  из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений встречающихся  в научной литературе. Предметом  изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система  взаимоотношений.

Семью создают отношения  «родители-дети». Семья основа на единой общесемейной деятельности. Она характеризуется  общностью людей, связанных узами  супружества, родительства, преемственностью семейных поколений, а так же социализацией детей и поддержанием существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества - родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев, по мнению ряда ученых, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающие в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений.

По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов. Но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале.

С.И. Ожегов: «Семья - группа живущих вместе близких  родственников. Объединение людей  сплоченных общими интересами».

На взаимоотношения  в семье оказывают влияние  внешние и внутренние факторы. К  внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные  отношения в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных  отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности  процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические  особенности семейных партнеров: это  интеллектуальные, характерологические  и социально – психологические  особенности супругов.

Значимость в  развитии семейных отношений приобретают  жизненные позиции семейных партнеров: внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – альтруизм; ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – непринятие противоречий; чувство собственного достоинства  – неверие в себя.

В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и  проблемная семья. Зрелая семья живет  своей особой неповторимой жизнью, при этом имеют много общего в  построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют  много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два  типа семей. Проблемная семья видна  сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы.

В проблемных семьях люди страдают, это наблюдается по их выражению лица, по языку тела. Лица в данном случае могут быть печальными, мрачными или ничего не выражать, не эмоциональные, напоминающие маски. Как будто они отстранены от происходящего и находятся  в своем внутреннем мире. В таких  семьях не расположены по отношению  друг к другу, как будто они  вместе живут случайно. В таких  семьях много назидания и контроля и совсем нет дружеской беседы, времени для приятного совместного  времяпровождения. Члены семьи либо цепляются друг к другу, чем пытаются обозначить общность совместной жизни, либо все чаще задерживаются на работе, занимаются своими делами и интересами и совсем не уделяют время своим  близким.

В. Сатир рассматривает  зрелую семью тем самым местом, где можно, получить поддержку, положительные  эмоции, отдохнуть. В зрелой семье  есть последовательность, логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь. В такой семье есть уважение и любовь. Люди из зрелых семей чувствуют  себя защищенными, уважаемыми и любимыми. Они и внешне выглядят отличительно от тех, кто живет в проблемных семьях. Эти люди свободны, спокойны, умиротворенны. В таких семьях принято  прикасаться друг к другу и  выражать свои чувства любви и  привязанности. Зрелая семья способна конструктивно решать разногласия  или конфликты, которые могут  возникнуть, с желанием найти компромисс или сотрудничество. Люди в таких  семьях искренние, их дела со словами  не расходятся и не несут двойные  посылы. Родители в таких семьях знают, что любой ребенок это  дар, это ценность.

Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:

  • преданность и сотрудничество,
  • общение, предполагающее открытое самовыражение,
  • гибкость отношений,
  • самостоятельность.

Однако есть дети, родители, члены семей, у которых  низкая самооценка. Одна из причин низкой самооценки может быть наличие физического, интеллектуального или психического дефекта. Такие люди неуверенны, ожидают  подвоха, унижения, оскорбления со стороны  других людей. Своим поведением они  начинают защищаться и создавать  ситуации, которые провоцируют людей  именно на такое поведение, которое  они ожидают и провоцируют. После  чего уходят в свой закрытый мир, в  одиночество, в изоляцию, становятся апатичными, равнодушными и депрессивными. Такие люди строят отношения по типу деспотичных и властных, либо по типу покорности и принижения. Такие  люди всего боятся, так как одиночество  и недоверие всегда рождает страх. Они чувствуют себя неполноценными, безнадежными, неперспективными.

Замечено, что в  дисгармоничных семьях положительных  моментов, моментов радости меньше, чем отрицательных. Причем положительных  моментов к другим людям, вне своей  семьи проявляется больше, чем  в собственной семье. Установлению честных искренних отношений  в семье мешают предубежденности, семейные мифы, которые могут передаваться из поколения в поколение.

В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это:

  • домашнее хозяйство,
  • распределение бюджета,
  • воспитание ребенка (детей),
  • проведение совместного досуга,
  • общение.

В. Сатир считает, что семейная жизнь – самый  трудный вид деятельности в мире. Она считает, что отношения в  семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.

Семейные отношения  по К.Г. Роджерсу представляют собой развитие всех членов семьи. Особую роль в семье он отводил совместному переживанию радости в семье, терпимости и толерантности членов семьи друг к другу.

Семья – это малая  социальная группа общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем  и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее  хозяйство.

Информация о работе Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя