Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для устранения основных семейных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Семейный социум.docx

— 63.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результаты педагогической деятельности в семейном социуме.

На основе анализа результатов  диагностики семейного социума учащихся 1-го класса нами были определены следующие критерии: стиль семейного воспитания, стремление членов семьи к сотрудничеству с учителем, участие членов семьи в делах класса, педагогическая просвещенность родителей, авторитетность членов семьи для ребенка, эмоциональная близость членов семьи, отношения в семье, принятие - отвержение ребенка, финансовое состояние семьи.

Исследование, проведенное  нами на констатирующем этапе  показало,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.  Совместно с   родителями мы  пытались   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликались  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, некоторые  не проявляли интереса  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В целом состояние семейного социума в исследуемом классе можно охарактеризовать как недостаточно стабильное, требующее  актуализировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на развитие и воспитание ребенка. Для этого нами была разработана программа работы учителя начальных классов в семейном социуме. Основная идея программы  -  работа учителя начальных классов в семейном социуме будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий: изучение учителем особенностей семьи и семейного воспитания; психолого-педагогическое просвещение родителей; реализация принципа сотрудничества с родителями учащихся.

С целью анализа результатов  исследования нами была проведена повторная  диагностика особенностей семьи  и отношений в семье.  Наблюдение за детьми и членами их семей позволило увидеть изменения в стилях семейного воспитания и детско-родительских отношений.

Нам удалось установить взаимодействие практически со всеми родителями нашего класса,  что дало положительный результат. Картина изменилась следующим образом.  Если до начала исследования нами было отмечено, что в данном классе преобладает либерально-попустительский стиль семейного воспитания (46 % семей), далее по степени убывания идет гиперопека (24 %), авторитарный стиль (20 %) и, наконец, демократический (12 %). Теперь мы получили следующие данные: демократический стиль присутствует у 38 % семей класса, что на 26 % выше начального значения; снизилось количество семей с авторитарным стилем семейного воспитания от 20 до 16 % (на 4%), с либерально-попустительским стилем – до 34 % (на 12 %), с гиперопекой – до 12 % (на 12%).  Стремление членов семьи к сотрудничеству с учителем отмечено уже у   78  % семей (ранее 58 %). Активное участие в делах класса принимает 58% семей (в сравнении с ранее полученными 38 %),  32 % семей принимают эпизодическое участие в организации совместной с учителем деятельности (что на 20 % выше предыдущего значения) и 10% - занимают отстраненную позицию по отношению к школе, и, как правило, не интересуются происходящим в классе (по сравнению с полученными ранее данными – 20 %). Анализ проективных методик дал более высокие показатели по шкалам родительских отношений таких как, кооперация, симбиоз, эмоциональное принятие ребенка, произошли изменения значимости некоторых из отвергаемых членов семьи. Важно отметить, однако, что не все родители легко перешли к выстраиванию новых, более продуктивных  и педагогически целесообразных отношений с детьми. Так в некоторых семьях не удалось изменить негативного влияния семейного социума на воспитание и развитие ребенка.

По каждому из критериев  были проанализированы показатели в  соответствии с названными выше методами диагностики. В результате была получена следующая  характеристика особенностей семей экспериментального класса. Выросли значения таких показателей как: приемлемый стиль семейного воспитания – на 26 %; стремление членов семьи к сотрудничеству с учителем – на 20 %; постоянное участие членов семьи в делах класса – на 20 %; педагогическая просвещенность родителей – на 19 %; авторитетность членов семьи для ребенка – 11 %; эмоциональная близость членов семьи – на 38 %; принятие ребенка – на 19 %. Снизились значения показателей: конфликтные отношения в семье – на 15 %; эмоциональное отвержение ребенка  также на 15 %. Не произошло изменений по показателю «финансовое состояние семьи», это обусловлено объективными причинами, не зависящими от желания и возможностей педагога. Таким образом, можно утверждать, что реализация мероприятий, направленных на организацию деятельности педагога в семейном социуме позволила: сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы; создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей; добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.

Результаты, полученные в  ходе исследования, позволили сделать  следующие выводы. В педагогических исследованиях семья рассматривается  как социум, представляющий элемент  социальной структуры общества, историческая форма организации и регулирования  общественной жизни. Как социум она  удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность  людей.   В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды, а родители ученика – частью его школьной микросреды как участники общего педагогического процесса.  Подход учителя начальных классов к работе с семьей учащихся как к приоритетной сфере своей деятельности позволит сформировать у родителей понимание принадлежности к образовательному пространству школы; установить педагогически целесообразное взаимодействие членов семейного социума.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.
  2. Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.
  3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.
  4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 1991.
  5. Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 1989.
  6. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.
  7. Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973.
  8. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
  9. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 1992.
  10. Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 1990.
  11. Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 1989.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.
  12. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
  13. Отец в семье: Книга для родителей. — М., 1970.
  14. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.
  15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 1991.
  16. Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.
  17. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977.
  18. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. — Минск. 1962.
  19. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.. 1993.
  20. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. — М., 1997.

Информация о работе Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя