Семья как институт воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:32, реферат

Краткое описание

Сформированный в прошлом "прямой путь к успеху и социальному статусу", зависящий от оценок в аттестате перестал существовать вместе с исчезновением социалистического общества. Установка на необходимость обязательного получения образования (всеобуч) также отпала. В чем же состоит основа успешного обучения детей в традиционной школе сегодня? В первую очередь, в учете особенностей развития ребенка, его способностей и возможностей, как в медицинском, так и социальном плане позволяет обучать ребенка в зоне его ближайшего развития, формирует положительную установку на получение знаний и потребность в самообразовании.

Вложенные файлы: 1 файл

sem-yakakvospitatel-nyiyinstitut.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

  СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ

 Образовательное  учреждение основной своей задачей  ставит обучение ребенка (трансляцию культурного и научного опыта поколений). Усвоение программного материала при снижении ценности образования и сложной социальной обстановки в обществе крайне усложнил процесс обучения.

  Сформированный  в прошлом "прямой путь к успеху и социальному статусу", зависящий  от оценок в аттестате перестал существовать вместе с исчезновением социалистического  общества. Установка на необходимость  обязательного получения образования (всеобуч) также отпала. В чем же состоит основа успешного обучения детей в традиционной школе сегодня? В первую очередь, в учете особенностей развития ребенка, его способностей и возможностей, как в медицинском, так и социальном плане позволяет обучать ребенка в зоне его ближайшего развития, формирует положительную установку на получение знаний и потребность в самообразовании.  

  Особенности, способности и возможности ребенка  тесно связаны с его окружением. Важную роль в формировании ответственности и сознательной учебной дисциплине у детей играет семья. Изучение семьи как субъекта образовательного процесса является одним из эффективных путей повышения обучаемости детей. Знание причин того или другого поступка ребенка - это половина всей воспитательной работы. Если применять воспитательные меры без учета причин, то можно не помочь, а навредить.

  Диагностика подразумевает определение сущности, причины какого-либо конкретного  неблагополучия с целью его ликвидации. Педагогическая диагностика служит не только целям профилактики, она включает в себя профориентационный аспект, а так же определяет сферу деятельности, в отношении которой диагностируемый обладает наибольшим потенциалом.

       Помимо специальных есть методы, доступные каждому педагогу, а именно: * Экспресс-анкета позволяет получить информацию не прибегая к подготовительному этапу, не требует специальной техники или оборудования. Как правило, состоит из 3 - 5 вопросов, отвечающих на такие важные вопросы как потенциал изучаемого, проблемы, готовность к диалогу. Примером может служить экспресс-анкета

"Знакомство  с проблемами воспитания  в семье"

1. Какое  событие во взаимоотношениях  с вашим ребенком Вы вспоминаете  с особым удовольствием, (Что Вас радует в общении с ребенком?).

2. Какое событие Вы не хотели бы вспоминать, (Что тревожит Вас в общении с ребенком?).

3. Каких  знаний, на Ваш взгляд, Вам не  хватает? (С каким специалистом  Вы хотели 

 бы  встретиться?).

      Позитивный  опыт вы можете использовать для подготовки бесед и выступлений родителей. Негативный опыт требует отдельных разговоров. Если те или иные проблемы повторяются, то их решение можно вынести в обязательную работу в течение года. Ответы на третий вопрос помогут составить план работы с родителями.   

Отсутствие  ответов также является показателем. Либо ваши родители не готовы к диалогу, либо не задумываются о судьбе своих детей: формирование потребности в воспитании, ответственности за будущее ребенка - основная тема для первых встреч.

      * Анкета, Тест пользуются практически всегда популярностью, как у детей, так и у взрослых. Однако ошибкой будет считать, что на прямой вопрос Вам дадут прямой ответ. Так же вызывают осложнения и большие тесты, сложные, требующие внимательности и вдумчивости. Поэтому, для родителей мы рекомендуем небольшие анкеты, тесты, содержащие либо конкретные вопросы, раскрывающие принципы воспитания, либо варианты ответов для быстрого прохождения теста и более легкой обработки. Не следует забывать и о шуточных тестах, - как гласит истина "в каждой шутке есть доля правды".

 Не  следует предавать результатам  этого метода большого значения, так как вероятность зависит от настроения, здоровья, обстановки, да и та максимально имеет значение в 80% случаев. Чем больше материала, тем объективнее оценка.

 Примером  такого теста может служить анкета, сами вопросы которой как бы подвигают родителей на осознание себя, своей роли в воспитании:

"Хорошие  ли мы родители?".

1. Отказываешься  ли ты от ответа на вопрос  ребенка словами "Я тебе  это объясню, когда ты подрастешь?"         да, иногда, нет

2. Стараешься  ли ты объяснить ребенку, почему  ты ему запрещаешь что-либо?   да, иногда, нет

3. Позволяешь  ли ты маленькому ребенку помогать  по дому, даже если эта помощь  дает немного или мешает?        да, иногда, нет

4. Считаешь  ли ты, что невинная ложь ребенка допустима?     да, иногда, нет

5. Используешь ли ты каждую возможность, чтобы развивать в ребенке наблюдательность?           да, иногда, нет

6.Придерживаешься  ли ты взглядов, что хорошая трепка никогда еще не вредила ребенку

                                  да, иногда, нет

7. Считаешь  ли ты, что у детей могут быть собственные секреты?    да, иногда, нет

8. Считаешь  ли ты, что раннее посвящение  ребенка во "взрослую" жизнь  вредно? да, иногда, нет

9. Даешь ли ты ребенку возможность развивать реву в собственные силы и самостоятельность?         да, иногда, нет

10.Радуешься  ли ты успехам своего ребенка,  даже если хорошо видишь его  недостатки?           да, иногда, нет

      Данная  анкета не требует утомительного  подсчета. Результатом служит анализ ответов, которые подскажут педагогу, на какие вопросы обратить внимание в беседах с родителями. Предыдущая экспресс-анкета так же подскажет Вам, кто из родителей будет вашим помощником в обсуждении этих вопросов, чей опыт стоит представить вниманию других родителей.

  Другим  примером этого варианта тестирования может служить анкета:     "Как вы чувствуете себя дома?"1

  Эту анкету можно предложить как родителям, так и детям. Самочувствие всех членов семьи является важным фактором в  воспитании ребенка.

  3 2 1 0 -1 -2 -3  
Довольным               Недовольным
Спокойным               Встревоженным
Расслабленным               Напряженным
Радостным               Огорченным
Нужным               Лишним
Отдохнувшим               Усталым
Здоровым               Больным
Смелым               Робким
Беззаботным               Озабоченным
Плохим               Хорошим
Ловким                Неуклюжим
Свободным               Занятым
 

           

 Опрос  методом незаконченного предложения дает более обширный материал для раздумий. Он труднее поддается систематизации и классификации, но для индивидуальной диагностики более полный. Дети или родители дают продолжение заданного предложения и, рассуждая на заданную тему, пишут мини сочинение объемом пол страницы - страница.

“Я  хочу воспитать в своем ребенке  такие качества ...“

“В  моем представлении взрослый человек должен обладать такими чертами как ... “

“У  моих детей есть следующие права ...“

“Мне  интересно приходить в школу  потому, что ... “

“Настоящая  леди (джентльмен) – это ... “   и т.д.

Данная  методика при группировании ответов  может дать рейтинговый показатель интересов, увлечений, предпочтений опрашиваемых. Примером служит исследования

        “Ценностные ориентации коллектива“:

  Предлагается  продолжить следующие предложения:

      “В  окружающей жизни я больше всего  ценю......“,

      “В  окружающей жизни я больше всего осуждаю.....“.

Анализ  ответов позволяет выделить такие  группы детей по направлениям ценностных ориентаций: 1. Нравственные качества личности (доброта, справедливость, честность);

     2. Социально-нравственные явления  (дружба, общение,  взаимопонимание);

    Интеллектуально-культурные ценности (книги, ум, наука)

    Этические ценности (красота, музыка, искусство).

      или “Жизненные цели группы“:

  Предлагается  продолжить следующее предложение: “Я хотел бы загадать такие три  желания.“ или “Моя близка цель, моя далекая цель“. Разброс этих ответов показывает разницу между желаемым и действительным. Сформировавшиеся группы ответов соответствуют:

1. Социально-значимым  и конкретно-альтруистическим целям2. Нравственному само совершенству

3. Личностному  само совершенству

4. Повышению образования

5. Целям  профессионального характера

6. Личному  благополучию

7. Поиску  друзей (возвращению близких)

8. Путешествиям, фантазиям

9. Ответы: нет, не знаю, не хочу знать

      Перевес количества ответов в 1-5 вариантах  соответствуют высокому развитию коллектива, перевес ответов в 6-9 - низкому развитию коллектива.

        Интервью как метод диагностики позволяет не только выявить те или иные проблемы, но и уровень готовности к диалогу. Ответы на один и тот же вопрос разных людей высвечивает крайние точки зрения, позволяет сопоставить ответы, найти единомышленников, поспорить с теми, кто имеет другую точку зрения, утвердиться или перестроиться.

      Тренинг так же может быть проведен в виде интервью. В круге один и тот  же вопрос задают группе подростков, родителей (возможны смешанные группы). Например, при обсуждении жизненных целей можно поставить такие вопросы:

1. Что  для вас является самым ценным  в жизни?

2. Что  вы любите больше всего?

3. Чего  вы хотите добиться в жизни,  какая у вас цель?

      Ведущий не только участвует в разговоре, он направляет его в нужное русло, поводит итоги, проводит рефлексию.

        Беседа - свободный непринужденный разговор с заданной целью также является хорошим методом диагностики и формой воспитательной работы.

      Самый древний, но не самый простой метод наблюдение. Главное при этом методе оставаться объективным. Есть несколько основных правил для наблюдателя:

1. Наблюдение  надо заранее подготовить, сделать  его формализованным. Для этого  важно определить цель наблюдения (все наблюдать невозможно); наметить тех кого Вы будете наблюдать и в какой ситуации и с кем Вы будете наблюдать (увеличение количества наблюдателей дает более объективную оценки);

2. При  наблюдении надо исключить всякое  оценивание того, что Вы наблюдаете. Только фиксация поведения, которое видите. 3. Наблюдение нужно проводить систематично, накапливая данные наблюдения, повышая тем самым объективность

  Специальные  методы диагностики семьи могут  служить не только для определения  воспитательного потенциала или микроклимата семьи, но и для педагогического просвещения. Диагностируя свой воспитательный стиль или определяя свою “изюминку“ мы не только больше узнаем о родителях, не только помогаем им скорректировать воспитательный процесс, но и направить его в нужное направление. Особенно эффективна эта работа в младших классах.

Информация о работе Семья как институт воспитания