Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 15:27, контрольная работа
Краткое описание
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно.
Содержание
Введение 1. Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике §1. Деятельность Ф. Фребеля §2. Педагогические взгляды О. Декроли §3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори 2. Сенсорное воспитание в отечественной педагогике §1. Деятельность педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой §2. Педагогическое наследие А.В. Запорожца §3. Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Подьякова и О.А. Дьяченко Заключение Литература
Сенсорное воспитание
в истории педагогики — Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сенсорное воспитание
в зарубежной педагогике
§1. Деятельность Ф. Фребеля
§2. Педагогические взгляды
О. Декроли
§3. Педагогическая деятельность
и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
2. Сенсорное воспитание
в отечественной педагогике
§1. Деятельность педагогов советского
периода: Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой
§2. Педагогическое
наследие А.В. Запорожца
§3. Дальнейшее развитие
идей А.В. Запорожца в трудах его последователей:
Л.А. Венгера, Н.Н. Подьякова и О.А. Дьяченко
Заключение
Литература
Введение
Познание человеком окружающего
мира начинается с «живого созерцания»,
с ощущения (отражение отдельных свойств
предметов и явлений действительности
при непосредственном воздействии на
органы чувств) и восприятия (отражение
в целом предметов и явлений окружающего
мира, действующих в данный момент на органы
чувств). Однако в последнее время все
больше внимания уделяется интеллектуальному
развитию ребенка, процессу сенсорного
развития внимания уделяется явно недостаточно.
Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий
создает необходимые предпосылки для
возникновения всех других, более сложных
познавательных процессов (памяти, воображения,
мышления). Развитая сенсорика - основа
для совершенствования практической деятельности
современного человека.
Формирование многих способностей,
например музыкальных, изобразительных,
также связано с развитием ощущений и
восприятий. Поэтому сенсорному развитию
дошкольников должно уделяться значительно
больше времени в воспитательном процессе.
Исследованиям в области сенсорного
воспитания дошкольника уделяли многие
отечественные и зарубежные ученые. В
последнее время методисты все больше
направляют свое внимание именно на зарубежных
авторов. Однако наиболее важный вклад
в развитие исследований в этом направлений
внесли такие отечественные авторы как
А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская,
Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко
и многие другие.
Сенсорное развитие ребенка
— это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и
т. п. Значение сенсорного развития в раннем
и дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен
для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем
мире. Выдающиеся зарубежные ученые в
области дошкольной педагогики (Ф. Фребель,
О. Декроли, М.Монтессори), а также известные
представители отечественной дошкольной
педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,
А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина
и др.) справедливо считали, что сенсорное
воспитание, направленное на обеспечение
полноценного сенсорного развития, является
одной из основных сторон дошкольного
воспитания.
Поэтому на сегодняшний день
существует необходимость исследования
и обобщения опыта сенсорного воспитания
в работах русских и зарубежных педагогов.
Цель данной работы - выявление
основных направлений в истории становления
и развития сенсорного воспитания в отечественной
и зарубежной педагогике. Отсюда вытекают
следующие задачи:
1. рассмотреть основы
сенсорного воспитания в трудах
зарубежных педагогов;
2. рассмотреть основы
сенсорного воспитания в трудах
отечественных педагогов;
3. обобщить выявленные
в ходе работы моменты.
Материалы работы могут быть
использованы при изучении курса «История
педагогики», а также при рассмотрении
темы «Сенсорное воспитание» и тем, связанных
с деятельностью отдельных педагогов,
о которых шла речь в данной работе.
1. Сенсорное воспитание
в зарубежной педагогике
§1. Деятельность
Ф. Фребеля
Фребель Фридрих (21.04.1782 - 21.06.1852),
немецкий педагог, теоретик дошкольного
воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге
(Тюрингия) учреждение для игр и занятий
детей младшего возраста, на основе которого
разработал идею детского сада. В его системе
воспитания исходным являлось представление
о деятельной природе ребёнка - его подвижности,
непосредственности, постоянном развитии
физических и умственных сил, общительности,
любознательности. Фребель пропагандировал
создание детских садов, содействующих
совершенствованию этих природных данных
ребёнка, организовал подготовку воспитательниц
(«садовниц»), создал методику работы с
детьми, в основу которой положил развитие
органов чувств, движений, мышления и речи,
раскрыл воспитательно-образовательное
значение игр в детском возрасте. Фребель
предложил особый дидактический материал,
так называемые «дары» Фребеля, представлявшие
систему занятий игр с мячами и геометрическими
телами - шариками, кубиками, цилиндрами,
брусочками и всё более мелкими и разнообразными
их членениями. Всё это использовалось
для развития пространственных представлений,
восприятия движения, формы, цвета, величины,
числа, комбинаторских способностей мышления
в процессе детских «построек». Фребель
предлагал 6 даров, с которыми надо знакомить
ребенка последовательно. Первый дар -
мяч, постепенно к первому мячу прибавляются
другие разного цвета (6-7 цветов, которые
олицетворяют радугу между землей и небом,
человеком и божественным, для детей в
возрасте 5 мес - 1 год). Второй дар - это
шары двух цветов: белые и черные. Третий
дар - это куб, разделенный через центр
на части по всем сторонам и параллельно
с ними. Помимо различных пространственных
качеств, здесь ребенком познаются числа,
арифметические действия, дроби. Четвертый
дар - куб, разделенный на 8 брусков, имеющих
определенную величину, равновесие, устойчивость,
тяжесть. Пятый дар - куб, разделенный на
27 частей, из которых 3 разрезаны по диагонали,
3 - на четыре части. Этот дар предназначается
для детей старшего дошкольного возраста.
В играх с ним происходит усвоение математических
понятий, понятия углов, многоугольника.
Шестой дар - куб, разделенный на 27 частей,
из которых 3 разделены пополам вдоль и
12 разделены пополам поперек. При помощи
этого дара ребенок познает понятия «делимое»,
«неделимое».
Кроме «даров», Фребель вводил
занятия-игры, используя палочки, камешки,
песок, уделял большое внимание беседе,
рассказыванию, пению, рисованию, лепке,
моделированию и вырезанию из бумаги,
труду детей на огороде и в саду. Учение
Фребеля способствовало выделению дошкольной
педагогики в отдельную отрасль педагогической
науки. Недостаток системы Фребеля - жёсткое
регламентирование деятельности ребёнка.
Теория Фребеля впервые в истории
дошкольной педагогики явилась целостной,
методически разработанной и оснащенной
пособиями разнообразного содержания
общественного дошкольного воспитания
Педагогическая деятельность
Ф. Фребеля заложила основы сенсорного
воспитания, которые получили свое дальнейшее
развитие в трудах О. Декроли и М. Монтессори.
§ 2. Педагогические
взгляды О. Декроли
Овид Декроли (1871—1932) — прогрессивный
бельгийский педагог, видный представитель
движения за «новое воспитание», врач
и психолог.
Научные интересы Декроли были
многогранны: он изучал особенности логического
мышления, временных, числовых понятий
у детей, разрабатывал методику обучения
чтению и рисованию, создал оригинальную
систему дидактических игр. Декроли —
автор многочисленных коллективных и
индивидуальных тестов для исследования
развития детей различных социальных
слоев общества.
Теоретической основой педагогики
О. Декроли является его теория интересов
и потребностей, которые у детей, в конечном
счете, определяются инстинктами. Сущность
педагогического процесса, по Декроли,
состоит в удовлетворении этих интересов
и потребностей (в питании, одежде, защите
перед лицом, опасности, труде в общине
и для общины и т. д.). Исходя из этой теории,
Декроли разработал свой метод, комплексы
— «центры интересов».
Сущность метода «центров интересов»
состоит в том, что работа с детьми строится
вокруг тем, которые Декроли разработал
в соответствии с признанными им детскими
потребностями. На этом основании изучение
учебных предметов в школе, систематические
и планомерные занятия детей в детских
садах заменяются «центрами интересов»
детей, когда они наблюдают, читают, пишут,
рисуют, лепят только то, что связано с
данной темой. В результате уроки в школе,
занятия в детском саду теряют последовательность
и систематичность, теряют и свое обучающее
значение. Педагог не дает детям знаний,
они добывают их в процессе деятельности;
он лишь помогает детям, консультирует
их. Для проработки тем предлагается следующий,
«психологический», порядок: наблюдение,
ассоциация, выражение.
Для наблюдения берется тот
предмет или то явление, которые определяют
содержание темы. Это реальные предметы
и явления. Наблюдение предполагает их
общее обозрение, измерение. Цель наблюдения
— выявить имеющиеся у детей представления
о данном предмете или явлении, обогатить
их новыми ощущениями и представлениями.
Ассоциация имеет целью связать
полученные путем наблюдения знания с
имеющимися у ребенка представлениями,
установить сходство и различия между
предметами и явлениями; это — коллекционирование
и классификация различного рода материалов,
подведение детей к обобщению.
Выражение — выявление ребенком
его представлений и мыслей в понятной
для других форме, через различные виды
деятельности: рисование, вырезание, лепку,
моделирование, игру, драматизацию, письмо
и т. д.
О. Декроли — автор широко известной
серии дидактических игр, куда входят:
1) сенсорные игры: зрительно-моторные
и слухо-моторные;
2) арифметические;
3) игры, связанные с понятием
времени;
4) игры, связанные с чтением;
5) игры грамматические и для
развития речи. Декроли отводил игре
в воспитательном процессе огромную роль,
считал ее могучим побудителем духовного
развития ребенка, стремился вскрыть динамику
этого явления.
В играх О. Декроли используются
окружающие детей предметы и явления,
а не абстрактные геометрические формы,
как у Фребеля. По мнению Декроли, игры
следует применять как средства повторения,
закрепления, классификации и ассоциации
имеющихся у детей наблюдений.
§3. Педагогическая
деятельность и теория дошкольного воспитания
Марии Монтессори
Мария Монтессори (1870—1952) —
итальянский педагог, теоретик дошкольного
воспитания; окончила Римский университет
и была первой в Италии женщиной, получившей
степень доктора медицинских наук, звание
профессора антропологии и гигиены.
Первое свое дошкольное учреждение
для детей рабочих под названием «Дом
ребенка» Монтессори открыла в 1907 г. в
одной из трущоб Рима. Опыт двухлетней
работы, этого учреждения она опубликовала
в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной
педагогики», где изложила свою систему
дошкольного воспитания. Книга вызвала
огромный интерес, и вскоре, несмотря на
критику, система Монтессори завоевала
большое признание в разных странах.
Всю жизнь Монтессори неустанно
пропагандировала свой метод, ее книги
оказали большое влияние на работу детских
садов в капиталистических странах. В
последние годы своей жизни она возглавляла
Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
Справедливо критикуя отжившие,
схоластические методы преподавания в
школе и недостатки фребелевских детских
садов, Монтессори поддерживала идею о
недопустимости насилия над ребенком,
требовала уважения личности воспитанников
и в результате пришла к отрицанию активной
воспитывающей роли педагога, провозглашала
теорию самовоспитания и самообучения.
Разрабатывая свою систему
самовоспитания и самообучения на основе
педагогического эксперимента в общественных
учреждениях, Монтессори одной из своих
задач считала изучение психологических
особенностей маленьких детей. Ощущая
потребность в данных, выявляющих особенности
маленьких детей, она избрала с этой целью
метод наблюдения за детьми «в их самопроизвольных,
непосредственных проявлениях».
Заслугой Монтессори явилось
то, что она впервые ввела в практику работы
дошкольных учреждений систематические
(ежемесячные) антропологические измерения,
видоизменив и приспособив к условиям
детского учреждения конструкцию антропометра,
предложила соответствующую систему фиксации
антропометрических показателей. Чтобы
обеспечить детям условия свободной самостоятельной
деятельности, Монтессори произвела существенную
реформу в привычном оборудовании здания
и комнат детского сада: тяжелые парты
были заменены легкой, по росту детей мебелью
(столами, стульчиками, шкафчиками для
пособий), внесено гигиеническое и трудовое
оборудование (низенькие умывальники,
полочки для гигиенических принадлежностей,
шкафчики для хранения предметов самообслуживания,
специальные столы для мытья посуды).
Определив воспитателю пассивную
роль и возложив функцию активности на
свой дидактический материал, Монтессори
вместе с тем требовала научного образования
для работников дошкольных учреждений,
вооружения их методом наблюдения, развития
в них интереса к проявлениям детей, стремления
проникнуть в природу маленького ребенка.
Культивирование у воспитателей позиции
педагогической активности и экспериментаторства
было чрезвычайно важным и исторически
прогрессивным; в социалистических странах
это стало неотъемлемой частью педагогики
дошкольного детства.
Основной формой воспитания
и обучения детей Монтессори считала их
самостоятельные занятия, притом, что
воспитатель наблюдает за проявлениями
детей и фиксирует их. Но наряду с этим
она разработала и другую форму индивидуальный
урок, построив его на педагогически рациональных
принципах (сжатость, простота, объективность).
Объективность урока предполагает максимальное
сосредоточение ребенка на предмете и
исключение всякого отвлекающего влияния
личности воспитателя. Функция учителя
на уроке — констатация сенсорного движения
ребенка; учитель не имеет права настаивать,
чтобы ребенок усвоил то, чего не знает,
или понял то, чего не понимает; он не имеет
права дать почувствовать ребенку, что
сделал ошибку. Монтессори допускала и
коллективные занятия под руководством
воспитателя (музыкальные, гимнастические.).