Сенсорное воспитание в истории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно.

Содержание

Введение
1. Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике
§1. Деятельность Ф. Фребеля
§2. Педагогические взгляды О. Декроли
§3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
2. Сенсорное воспитание в отечественной педагогике
§1. Деятельность педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой
§2. Педагогическое наследие А.В. Запорожца
§3. Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Подьякова и О.А. Дьяченко
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.67 Кб (Скачать файл)

Сенсорное воспитание в истории педагогики — Педагогика

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1. Сенсорное воспитание  в зарубежной педагогике

§1. Деятельность Ф. Фребеля

§2. Педагогические взгляды О. Декроли

§3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори

2. Сенсорное воспитание  в отечественной педагогике

§1. Деятельность педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой

§2. Педагогическое наследие А.В. Запорожца

§3. Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Подьякова и О.А. Дьяченко

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

Введение

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Поэтому на сегодняшний день существует необходимость исследования и обобщения опыта сенсорного воспитания в работах русских и зарубежных педагогов.

Цель данной работы - выявление основных направлений в истории становления и развития сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Отсюда вытекают следующие задачи:

1. рассмотреть основы  сенсорного воспитания в трудах  зарубежных педагогов;

2. рассмотреть основы  сенсорного воспитания в трудах  отечественных педагогов;

3. обобщить выявленные  в ходе работы моменты.

Материалы работы могут быть использованы при изучении курса «История педагогики», а также при рассмотрении темы «Сенсорное воспитание» и тем, связанных с деятельностью отдельных педагогов, о которых шла речь в данной работе.

 

1.  Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике

 

 

§1. Деятельность Ф. Фребеля

Фребель Фридрих (21.04.1782 - 21.06.1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка - его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Фребель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, так называемые «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Фребель предлагал 6 даров, с которыми надо знакомить ребенка последовательно. Первый дар - мяч, постепенно к первому мячу прибавляются другие разного цвета (6-7 цветов, которые олицетворяют радугу между землей и небом, человеком и божественным, для детей в возрасте 5 мес - 1 год). Второй дар - это шары двух цветов: белые и черные. Третий дар - это куб, разделенный через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними. Помимо различных пространственных качеств, здесь ребенком познаются числа, арифметические действия, дроби. Четвертый дар - куб, разделенный на 8 брусков, имеющих определенную величину, равновесие, устойчивость, тяжесть. Пятый дар - куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разрезаны по диагонали, 3 - на четыре части. Этот дар предназначается для детей старшего дошкольного возраста. В играх с ним происходит усвоение математических понятий, понятия углов, многоугольника. Шестой дар - куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разделены пополам вдоль и 12 разделены пополам поперек. При помощи этого дара ребенок познает понятия «делимое», «неделимое».

Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду. Учение Фребеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Недостаток системы Фребеля - жёсткое регламентирование деятельности ребёнка.

Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания

Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах О. Декроли и М. Монтессори.

§ 2. Педагогические взгляды О. Декроли

Овид Декроли (1871—1932) — прогрессивный бельгийский педагог, видный представитель движения за «новое воспитание», врач и психолог.

Научные интересы Декроли были многогранны: он изучал особенности логического мышления, временных, числовых понятий у детей, разрабатывал методику обучения чтению и рисованию, создал оригинальную систему дидактических игр. Декроли — автор многочисленных коллективных и индивидуальных тестов для исследования развития детей различных социальных слоев общества.

Теоретической основой педагогики О. Декроли является его теория интересов и потребностей, которые у детей, в конечном счете, определяются инстинктами. Сущность педагогического процесса, по Декроли, состоит в удовлетворении этих интересов и потребностей (в питании, одежде, защите перед лицом, опасности, труде в общине и для общины и т. д.). Исходя из этой теории, Декроли разработал свой метод, комплексы — «центры интересов».

Сущность метода «центров интересов» состоит в том, что работа с детьми строится вокруг тем, которые Декроли разработал в соответствии с признанными им детскими потребностями. На этом основании изучение учебных предметов в школе, систематические и планомерные занятия детей в детских садах заменяются «центрами интересов» детей, когда они наблюдают, читают, пишут, рисуют, лепят только то, что связано с данной темой. В результате уроки в школе, занятия в детском саду теряют последовательность и систематичность, теряют и свое обучающее значение. Педагог не дает детям знаний, они добывают их в процессе деятельности; он лишь помогает детям, консультирует их. Для проработки тем предлагается следующий, «психологический», порядок: наблюдение, ассоциация, выражение.

Для наблюдения берется тот предмет или то явление, которые определяют содержание темы. Это реальные предметы и явления. Наблюдение предполагает их общее обозрение, измерение. Цель наблюдения — выявить имеющиеся у детей представления о данном предмете или явлении, обогатить их новыми ощущениями и представлениями.

Ассоциация имеет целью связать полученные путем наблюдения знания с имеющимися у ребенка представлениями, установить сходство и различия между предметами и явлениями; это — коллекционирование и классификация различного рода материалов, подведение детей к обобщению.

Выражение — выявление ребенком его представлений и мыслей в понятной для других форме, через различные виды деятельности: рисование, вырезание, лепку, моделирование, игру, драматизацию, письмо и т. д.

О. Декроли — автор широко известной серии дидактических игр, куда входят:

1) сенсорные игры: зрительно-моторные  и слухо-моторные;

2) арифметические;

3) игры, связанные с понятием  времени;

4) игры, связанные с чтением; 5) игры грамматические и для  развития речи. Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления.

В играх О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

§3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870—1952) — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены.

Первое свое дошкольное учреждение для детей рабочих под названием «Дом ребенка» Монтессори открыла в 1907 г. в одной из трущоб Рима. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания. Книга вызвала огромный интерес, и вскоре, несмотря на критику, система Монтессори завоевала большое признание в разных странах.

Всю жизнь Монтессори неустанно пропагандировала свой метод, ее книги оказали большое влияние на работу детских садов в капиталистических странах. В последние годы своей жизни она возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

Справедливо критикуя отжившие, схоластические методы преподавания в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения.

Разрабатывая свою систему самовоспитания и самообучения на основе педагогического эксперимента в общественных учреждениях, Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей. Ощущая потребность в данных, выявляющих особенности маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми «в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях».

Заслугой Монтессори явилось то, что она впервые ввела в практику работы дошкольных учреждений систематические (ежемесячные) антропологические измерения, видоизменив и приспособив к условиям детского учреждения конструкцию антропометра, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей. Чтобы обеспечить детям условия свободной самостоятельной деятельности, Монтессори произвела существенную реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: тяжелые парты были заменены легкой, по росту детей мебелью (столами, стульчиками, шкафчиками для пособий), внесено гигиеническое и трудовое оборудование (низенькие умывальники, полочки для гигиенических принадлежностей, шкафчики для хранения предметов самообслуживания, специальные столы для мытья посуды).

Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал, Монтессори вместе с тем требовала научного образования для работников дошкольных учреждений, вооружения их методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей, стремления проникнуть в природу маленького ребенка. Культивирование у воспитателей позиции педагогической активности и экспериментаторства было чрезвычайно важным и исторически прогрессивным; в социалистических странах это стало неотъемлемой частью педагогики дошкольного детства.

Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия, притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребенка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функция учителя на уроке — констатация сенсорного движения ребенка; учитель не имеет права настаивать, чтобы ребенок усвоил то, чего не знает, или понял то, чего не понимает; он не имеет права дать почувствовать ребенку, что сделал ошибку. Монтессори допускала и коллективные занятия под руководством воспитателя (музыкальные, гимнастические.).

Информация о работе Сенсорное воспитание в истории педагогики