Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 15:27, контрольная работа
Краткое описание
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно.
Содержание
Введение 1. Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике §1. Деятельность Ф. Фребеля §2. Педагогические взгляды О. Декроли §3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори 2. Сенсорное воспитание в отечественной педагогике §1. Деятельность педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой §2. Педагогическое наследие А.В. Запорожца §3. Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Подьякова и О.А. Дьяченко Заключение Литература
Педагогические идеи А.В. Запорожца
развивал и Н.Н. Поддьяков. В течение многих
лет он руководил лабораторией умственного
воспитания, а в 1981 г. после смерти своего
учителя А.В. Запорожца сменил его на посту
директора. Первые работы Н.Н. Поддьякова
посвящены изучению ориентировочно-исследовательской
деятельности дошкольников. Развивая
это направление, Н.Н. Поддьяков разработал
оригинальную теорию познавательного
развития ребенка, имеющую фундаментальное
общепсихологическое значение. Н.Н. Поддьяков
впервые исследовал психику ребенка как
исходную целостность, являющуюся результатом
взаимодействия и взаимопревращения двух
противоположных тенденций развития;
в первой наиболее ярко представлен момент
движения, изменения, развития, роста неопределенности
психических образований (развивающийся
компонент), во второй - момент стабильности,
устойчивости, завершенности (консервативный
компонент). Центральным звеном развивающегося
компонента являются глобальные диффузные
психические образования.
Противоречие между устойчивостью
психических образований и их изменчивостью
- это центральное внутреннее противоречие
развивающейся детской психики. Оно выступает
как источник психического развития ребенка.
Это противоречие имеет многообразные
и специфические формы проявления во всех
областях психики: мотивационно-потребностной,
познавательной и психики ребенка в целом.
Результаты исследования внутреннего
противоречия как движущей силы психического
развития ребенка позволили Н.Н. Поддьякову
с новых позиций подойти к решению проблемы
детского развития и саморазвития. Подводя
итоги проведенного в этом направлении
исследования, ученый сформулировал новый
основополагающий принцип построения
дошкольных программ - принцип оптимального
соотношения процессов развития и саморазвития.
Этот принцип является основополагающим,
на нем базируются все остальные принципы.
Реализация данного принципа позволяет
установить гармоничные соотношения между
процессами развитая, детерминированными
действиями взрослого, и процессами саморазвития,
обусловленными собственной активностью
ребенка.
Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками
в 80-е гг. было разработано фундаментальное
направление научных исследований формирования
и развития творчества у детей дошкольного
возраста. Ключевые положения данного
направления: творческое усвоение дошкольниками
общественного опыта, общечеловеческой
культуры, детское экспериментирование
как ядро творчества дошкольников, взаимосвязь
саморазвития и развития, эвристическая
структура личности ребенка как исходная
основа всех разнообразных проявлений
творчества детей. Ученый рассматривал
творчество как одну из наиболее содержательных
форм психической активности детей, которая
является универсальной способностью,
обеспечивающей успешное выполнение самых
разнообразных видов детской деятельностей.
К ключевым проблемам психического развития
и творчества детей Н.Н. Поддьяков относил
проблему саморазвития. В этом направлении
им был сделан ряд серьезных разработок.
Так, в 1983 г. он выделил универсальную способность
детей дошкольного возраста - способность
самостоятельно строить все более сложные
иерархические структуры собственной
деятельности (внешней и внутренней). Данная
способность выступает основой саморазвития
детей и проявляется в процессе построения
любой детской деятельности[6].
Существенный вклад в становление
идей В.А. Запорожца и его ученика Л.А. Венгера
внесла О.А. Дьяченко — доктор психологических
наук, член-корреспондент РАО, заведующая
лабораторией психологии способностей
Центра семьи и детства РАО, научный руководитель
программы «Развитие», лауреат премии
правительства РФ в области образования.
Она была любимой ученицей Л.А.
Венгера. После окончания университета
он пригласил ее в свою лабораторию в НИИ
дошкольного воспитания, где в 1975 г. она
защитила под его руководством кандидатскую
диссертацию, а в 1990 г. докторскую. После
смерти Л.А. Венгера в 1992 г. она стала полноправным
наследником его дела, возглавив его лабораторию.
Ольга Михайловна продолжала и творчески
развивала традиции научной школы, которая
по праву может называться школой Венгера
— Дьяченко.
Исследования познавательного
развития дошкольников привели О.М. Дьяченко
к созданию оригинальной концепции творческого
воображения. В основе этой концепции
лежит понимание воображения как специфической
высшей психической функции, развитие
которой происходит через овладение особыми
средствами; в качестве таких средств
могут выступать образы, модели, символы,
а также речь.
О.М. Дьяченко была крупным деятелем
дошкольного образования. Результаты
ее исследований нашли широкое воплощение
в практике воспитания детей. Ею разработаны
многочисленные методы диагностики познавательных
и творческих способностей, методы развивающего
обучения, новые способы активизации творческой
деятельности дошкольников. Совместно
с Л.А. Венгером она создала программу
развития творческих способностей на
разных этапах школьного детства. Она
является одним из главных авторов программ
«Развитие» и «Одаренный ребенок», на
основе которых строится работа с дошкольниками
во многих образовательных учреждениях
России.
Заключение
Сенсорное воспитание, направленное
на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит
основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт. Успешность
умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит
от уровня сенсорного развития детей,
т. е. от того, насколько совершенно ребенок
слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок
на каждом возрастном этапе оказывается
наиболее чувствительным к тем или иным
воздействиям. В этой связи каждая возрастная
ступень становится благоприятной для
дальнейшего нервно-психического развития
и всестороннего воспитания дошкольника.
Чем меньше ребенок, тем большее значение
в его жизни имеет чувственный опыт. На
этапе раннего детства ознакомление со
свойствами предметов играет определяющую
роль. Профессор Н.М. Щелованов называл
ранний возраст «золотой порой» сенсорного
воспитания. В истории дошкольной педагогики,
на всех этапах ее развития, эта проблема
занимала одно из центральных мест. Видными
представителями дошкольной педагогики
(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И.
Тихеева, А.П. Усова, В.А.Запорожец, Л.А.
Венгер, О.А. Дьяченко и др.) были разработаны
разнообразные дидактические игры и упражнения
по ознакомлению детей со свойствами и
признаками предметов.
В данной работе было рассмотрено
содержание различных систем сенсорного
воспитания в трудах и практической деятельности
как зарубежных, так и отечественных педагогов.
На основании всего вышеизложенного мы
можем сделать следующий общий вывод:
система сенсорного воспитания в мировой
практике постоянно изменялась, каждый
из педагогов вносил в нее что-то новое,
по-своему ценное. Опыт каждого из них
не стоит воспринимать «истиной в последней
инстанции», каждая теория не лишена недостатков,
нужно внимательно изучать наследие каждого
из педагогов, отмечая и достоинства и
недостатки их систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко
Е.Ф., Особенности восприятия пространства
у детей. М., 1964.- 334 с.
2. Аркин Е.А. Ребенок в
дошкольные годы.- М.: Просвещение, 1967.-
445с.
3. Венгер Л.А., Развитие способностей
к наглядному пространственному моделированию//
Дошкольное воспитание - 1982 № 3. - С. 24
5. Логинова. Дошкольная педагогика.
М., 1988. – 406 с.
6.Поддьяков Н. Н. Сенсорное
воспитание ребенка в процессе
конструктивной деятельности//Теория
и практика сенсорного воспитания
в детском саду. М., 1965. – 367 с.
8. Усова Педагогика и
психология сенсорного развития
и воспитания дошкольника//Теория
и практика сенсорного воспитания
в детском саду. М., 1965. – 389 с.
[6] Поддьяков Н. Н. Сенсорное
воспитание ребенка в процессе конструктивной
деятельности//Теория и практика сенсорного
воспитания в детском саду. М., 1965.