Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление возможностей дидактических игр и дидактических игрушек в сенсорном воспитании и развитии детей раннего возраста. Задачи: Проанализировать литературу по проблеме исследования; Выявить особенность использования дидактических игр и дидактических игрушек в обучение и воспитание детей раннего возраста; Выявить уровни сформированности сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 глава Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и дидактических игрушек……………….
1.1 Психолого- педагогические основы сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста……….…………………………………………………..
1.2. Особенности использования дидактических игр и дидактических игрушек в обучении и воспитании детей раннего возраста…….………………………….
1.3 Дидактическая игра и дидактические игрушки как средство сенсорного воспитания детей раннего возраст……………………………………………….
Вывод по 1 главе………………………………………………………………
2 глава Обследование проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и дидактических игрушек
2.1. Выявление уровня сенсорного воспитания детей раннего возраста
Вывод по 2 главе………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….............
Список литературы……………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление (2).docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

Дидактическая игра как игровая  форма обучения – явление очень  сложное. В отличие от учебной  сущности занятий в дидактической  игре действуют одновременно два  начала: учебное, познавательное, игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в  определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает  игре целенаправленный, дидактический  характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные  задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются  с игровым, занимательным началом  – с игровыми задачами и игровыми действиями [4]

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:  
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.  
2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.  
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».  
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.  
5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.  
6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова[4]

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

1)Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2)В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".

3)Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.[11,118]

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму  обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие  структурные составляющие дидактической  игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат (подведение итогов).

   Руководить дидактическими играми с детьми раннего возраста в условиях детского сада достаточно сложно, как в силу возрастных особенностей детей, так и специфике нахождения в детском саду: дети раннего возраста имеют очень невысокий уровень развития произвольного внимания, процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения, процесс познания тесно связан с эмоциями, а уровень психологического комфорта напрямую зависит от физического состояния ребенка: выспался ли он, не голоден ли, не жарко ли ему, не хочет ли он пить, не хочет ли в туалет и т.д.  
Если педагог хочет, чтобы дидактические игры дали ребенку толчок в развитии, то он должен сделать все, чтобы занятия с дидактическим материалом приносило ребенку как можно больше положительных эмоций. Для этого воспитателю необходимо владеть профессиональной рефлексией: уметь расположить к себе ребенка, сформировать доверительную атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уметь видеть его состояние в каждый момент совместной деятельности и быстро реагировать на изменения в его поведении и эмоциональном состоянии. На наш взгляд именно вопрос педагогического взаимодействия является ключевым при организации дидактических игр с детьми раннего возраста.  
   Конечно, воспитатель должен знать соответствующую методику ознакомления детей раннего возраста с дидактическими играми.

 

1.3 Дидактическая игра  и игрушка в процессе сенсорного  воспитания детей раннего возраста.

Период первых 3-х лет  – период наиболее интенсивного физического  и психического развития детей. В  этом возрасте при соответствующих  условиях у ребенка развиваются  различные способности: речь, совершенствование  движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка  посредством осязания, мышечного  чувства, зрения ребенок начинает различать  величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства  наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие ребенка. Одним  из видов ее являются занятия с  дидактическими, т.е. обучающими игрушками. Они направлены на ознакомление не только с цветом, формой и величиной предметов, но и их свойствами.

На занятиях с дидактическими игрушками не ставится задача выделить предметы в качестве эталонов по цвету, форме, величине, как на занятиях с  дидактическими материалами. И это  понятно, потому что на занятиях с  дидактическими игрушками дети действуют с предметами относительно сложной формы, различной окраски и даже расцветки, например с матрешками.

Дети учатся производить действия с предметами, требующие относительно сложных ручных умений. Они овладевают практическими способами действий, в процессе выполнения познают физические свойства предметов, их положение в пространстве. Так, например, на эмоционально – чувственной, ориентировочной основе малыши познают такие свойства предметов, как их массу (вес), количество (один -много). Дети осваивают физические свойства предметов в зависимости от их формы : например, круглые предметы способны прокатываться, некруглые -будут оставаться на месте. Практически дети осваивают возможности производить действия с предметами в зависимости от их величины :например , в больший предмет можно вложить меньший, а не наоборот; нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие, и т.п. Вместе с тем на занятиях с дидактическими игрушками дети познают зависимости между целыми и частью. Например, две части разборной матрешки можно собрать, ориентируясь на величину и положение их в пространстве.

Для сенсорного воспитания и развития действий с предметами детям предлагают игрушки с разнообразными свойствами (разной формы, окраски и т.д.). Взрослый обращает внимание на новые качества игрушки, ее форму, цвет, поддерживает стремление самостоятельно извлекать новые звуки.

Надо учить детей соотносить предметы по форме, их физическими свойствами, доводить действия до определенного  результата: открыть и закрыть  коробочку, бочонок, матрешку, снимать  и надевать на стержень свободно снимающиеся  кольца, накладывать 2-3 кубика один на другой.

Необходимо , чтобы вновь усвоенное действие с одной игрушкой ребенок самостоятельно повторял с другими игрушками, это способствует усвоению и обобщению нового способа действия. Нужны аналогичные игрушки из различных материалов, разные по цвету, форме, звучанию; например, пластмассовые, деревянные шарики, резиновые мячи, которые можно покатать; разные по цвету и форме кубики – из них можно соорудить «башню». В подобной предметно - игровой деятельности развивается наглядно – действенное мышление ребенка. Обобщение способа действия создает почву для словесного обобщения.

В конце первого года жизни  надо учить детей производить  действия, требующие использования  другого предмета (опосредованные действия). Если к 9-10 мес. ребенок научился, потянув  за веревочку, привязанную колокольчику, вызвать его звучание, то к концу  первого года он может усвоить  более сложные опосредованные действия: тянуть за тесемку игрушку, палочкой приблизить предмет, который трудно достать, и т. д. [18]

Собрать пирамидку из последовательно  уменьшающихся колец малыш сможет, если начнет понимать соотношение предметов  по величине (поменьше, побольше). Всему этому дети учатся в процессе игры с дидактическими игрушками. Возможность производить действия с игрушками во многом определяется развитием мелкой мускулатуры пальцев рук, поэтому на занятиях с дидактическими игрушками решается и эта задача.

Трудно переоценить значение предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, грибками, кольцами, шариками, втулками, кубиками. На занятиях с такими наборами педагог ставит целью обратить внимание ребенка на эти свойства , а затем выполнить определенные задания на подбор, соотнесение, группировку предметов по сходству или различию и т.п.

Занимаясь, например , с пирамидой, ребенок должен в одних случаях учесть размеры колец, в других – их цвет. Собирая матрешку, нужно выделить верхнюю и нижнюю её половины, правильно расположить и соотнести их по размеру, приложить усилие, что бы соединить части игрушки.

Следовательно, занятия с  дидактическими игрушками способствуют ориентировки в свойствах предметов, целенаправленного восприятия. Они не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе практических действий, таких, как соединение предметов, разъединение, проталкивание, нанизывание и т.п., у ребенка развиваются мысленные операции анализа, синтеза, сравнения. Они соответствуют наглядно – действенному мышлению, характерному для раннего периода детства.

Вместе с тем, как было уже сказано, дидактические игрушки выполняют еще одну важную задачу. Они способствуют развитию действий рук, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. [17]

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку или собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидки и т.п., малыш осваивает прямые и обратные действия. Он практически познает свойства предметов (большой – маленький, твердый -мягкий, легкий -тяжелый, и т. п.,), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). малыш узнает и другие качества предметов. Например, шарики прекрасно прокатываются, но неустойчивы, кубики нельзя качать, но они устойчивы.

Овладение действия с предметами ставит ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает все процессы памяти: запоминание, узнавание и воспроизведение.

Практический результат  действий с дидактической игрушкой и оценка его взрослым развивают эмоционально – волевую сферу, учат ребенка доводить начатое до конца, способствуют целенаправленности и осознанности в достижении поставленной перед ним задачи.

   Обучение маленького ребенка с помощью дидактической игрушкой значительно облегчает задачу педагога, потому что оно протекает в игровой форме, поддерживается интересом малыша к занимательным свойства игрушки. В чем же проявляется эта занимательность для ребенка. Исследования показали, что интерес к предмету в раннем детстве обусловлен прежде всего возможностями практических действий с ним. Малыш получает удовольствие и от самих действий (открывает, закрывает, снимает, надевает и т. д. ), и от различных видоизменений предмета, которые возникают благодаря его действиям. Эти видоизменения поддерживают его ориентировочную активность. При этом возникает как бы цепь следующих друг за другом ориентировочных реакций, благодаря которым и возникает устойчивый интерес к игрушке.

  Проведем сравнительный анализ трех образовательных программ для детей раннего возраста. В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой говорится о том, что ребенок раннего возраста усваивает названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Взрослому необходимо в этом возрасте обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов; учить рассматривать картинки, иллюстрации, то есть развивать эстетическое восприятие.

  Но, в данной программе, в отношении раннего возраста, прослеживается установка на формирование формальных сенсорных знаний и умений, часто не оправданных с точки зрения развития ребенка. Так, например, показатели развития детей от полутора до 1г. 9 мес. сводятся к тому, что они должны уметь ориентироваться в трех контрастных величинах предметов с разницей в 2 см., обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями. Такой способ оценки ориентирует воспитателей не на индивидуальный подход, а на «подтягивание» ребенка к формальным одинаковым для всех требованиям.[14]

  Важным принципом построения программы «Кроха» (под ред. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева) является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Большое внимание уделяется развитию у детей сенсорной и предметной деятельности, общения, как ведущих в раннем детстве; установлению взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста. Программа рассчитана на индивидуальный подход к ребенку и на зону ближайшего развития.

  В рекомендациях авторы предостерегают родителей и воспитателей от чрезмерного увлечения обучающими занятиями и объясняют, как можно использовать богатые резервы данного возраста для развития познавательной активности, инициативности ребенка в детских видах деятельности. Предлагаемые методические приёмы имеют в основном игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. В целом, данная программа соответствует принципам личностно ориентированной педагогики.[16]

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»  под ред. Т. Н. Бабаевой. Программа  разработана с позиций гуманистической  педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка. Ранний возраст представлен в программе лишь частично - третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.

Авторы программы выдвигают  в качестве приоритетных в процессе воспитания и обучения следующие  виды деятельности - игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметную, изобразительную, художественно-театральную деятельность, детский труд. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий - развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Огромное внимание уделяется сенсорному развитию детей не только ориентируясь на возраст, но и забегая вперед.

Информация о работе Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр