Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.
1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»
Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.
«А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель. - Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от её имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка, - тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.
Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.
Правила игры.
1. Все действия с матрешками
выполняются детьми только
2. Вызываются для выполнения поручений только те дети, которые играют дружно и не мешают другим.
Советы воспитателю. Роль воспитателя в данной игре своеобразна. Взрослый не только организует игру и обучение, но и является активным её участником, подавая пример заинтересованности и эстетического отношения к игрушкам.
Очень важно поддерживать интерес к игре от ее начала до конца и обеспечивать постоянную активность всех детей. Для этого, во-первых, давайте поручения отдельным детям от лица всей группы, например: «Кого мы пошлем построить матрешек? Давайте пошлем Машу и т. д. Во-вторых, каждый раз для оценки правильности выполнения поручений привлекайте всех участников игры, которые еще не были вызваны. В-третьих, вызывая отдельных детей, предложите разные варианты обучающей задачи всем остальным. Учитывая, что в каждой группе есть уверенные в себе или же пассивные дети, склонные отказываться от непривычных действий, можно им в помощь позвать кого-нибудь из более смелых.
Здесь описан самый простой, первоначальный вариант игры. При повторении ее обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать какой из них не хватает. Можно подбирать домики для Матрешек, используя кружки разного диаметра, и т. п.
Игрушка не дается детям для свободного пользования, пока не будет освоена основная обучающая задача игры и ее правила.
Разберем и соберем
Особенности игры и её воспитательное значение. Игра учит малышей различать и сравнивать предметы по величине, т. е. по их протяженности в пространстве. Осваивая приемы различения и сравнения предметов по величине, дети либо прикладывают их друг к другу, либо накладывают один на другой. В этом и заключается обучающая задача игры.
В игре участвуют шесть восемь детей. Все они действуют с одним предметом и объединены общей целью - разобрать и собрать пирамидку. Малыши по очереди выполняют одни и те же действия. Общий предмет и общие действия объединяют их и сближают друг с другом.
Получая в руки колечко от пирамидки и надевая его на стержень, ребенок ощущает причастность к общей деятельности. При этом он отдает свое колечко, зная, что игрушка, приобретая свой, первоначальный облик, снова будет разобрана и все начнется сначала. Кратковременность и повторность игровых действий в неизменном виде нравятся малышам. Ребенок знает, что будет делать, и что будут делать его сверстники, а значит, лучше осознает свою деятельность.
Кроме того, преобразования внешнего
вида игрушки, которые происходят на
глазах ребенка и при активном
его участии, дают ему новые впечатления
от превращения пирамидки и
Эта очень простая игра-забава доставляет радость малышам. Поэтому все усилия, которые им приходится прикладывать (ожидание своей очереди, сравнение колечек по величине, выполнение правил игры), совершаются легко, без напряжения.
Игровой материал. Пирамидка одноцветная (желательно с желтыми кольцами). Число колечек пирамидки должно соотвецтвовать числу участников игры.
Описание игры и приемы ее проведения. Пригласив детей сесть за общий стол и заняв за ним свое место, воспитатель привлекает внимание к новой пирамидке. Он проводит руками по пирамидке сверху вниз, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию игрушки. «Это потому, - объясняет педагог, - что колечки наверху совсем маленькие, потом - побольше, а внизу - самые большие. Попробуйте потрогать и посмотреть». Он передвигает пирамидку от ребенка к ребенку, чтобы каждый мог провести руками сверху вниз, ощутить и увидеть различие в величине колечек. Пирамидка возвращается к воспитателю, и он обращает внимание на то, как ‚устроена эта игрушка.
«Смотрите что это? – спрашивает педагог, показывая на колпачок и снимая его. - Это колпачок, а это что? Правильно, колечко (снимает верхнее колечко). Какое оно - большое или маленькое? Правильно, это колечко самое маленькое. Воспитатель придвигает колечко плотно к колпачку и снимает следующее. «Это тоже колечко. Какое оно такое же, как первое, или чуть побольше?» - снова обращается он к детям. Педагог накладывает одно колечко на другое так, чтобы все видели, и вместе с детьми отмечает, что одно колечко поменьше, а другое побольше. Так по очереди снимаются все колечки с палочки и сравниваются путем накладывания друг на друга и прикладывания.
Когда все колечки будут выложены по порядку на столе, воспитатель обращает внимание детей на то, что у пирамидки есть палочка, а внизу подставка. Это тоже колечко, но оно самое большое и не снимается, «Всё колечки знают своё место на палочке», - говорит он, - собрав пирамидку, и начинает игру сначала, но, уже подвигая пирамидку другому ребенку и т. д. Начинается вторая часть игры.
Перед каждым ребенком на столе лежат колечки, а у воспитателя – палочка. «Надоело палочке одной стоять, и позвала она все колечки домой. У кого мое самое большое колечко?» - спрашивает Воспитатель как бы от лица палочки. Кто-нибудь из детей отзывается: «У меня!» Все участники игры проверяют, правильно ли он ответил, и, если правильно, воспитатель придвигает к малышу палочку и говорит: «Отдай мое самое большое колечко!» Ребенок надевает кольцо на палочку и вместе со всеми задает тот же вопрос: «У кого теперь есть самое большое мое колечко?» Таким образом, постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игру можно начинать сначала.
Правила игры.
1. Действия детей выполняются по очереди. Перед тем как взять или отдать колечко, обязательно произносятся нужные слова.
2. Когда пирамидка разбирается,
ребенок может передвигать
3. Когда пирамидка собирается, передвигать её можно только тому, у кого самое большое кольцо и кто сам об этом сказал.
Советы воспитатёлю. Самое главное в этой игре - увлечь детей ее содержанием и совместным решением задачи. Важно вызвать у них интерес к этой успевшей надоесть игрушке, показать, как можно с ней играть всем вместе.
Если у ребенка пропадет интерес к игре после того, как пирамидка будет собрана, предложите ему заняться чем-нибудь другим, и позовите на его место другого желающего.
Пирамидка должна получить постоянное место в группе, чтобы дети могли самостоятельно играть с ней: либо индивидуально, либо подобрав себе трех – четырех партнеров. Подобную инициативу следует поощрять. Помогите детям организоваться, выбрать ведущего, напомните правила игры и нужные слова. После самостоятельной игры пирамидку следует поставить на место.
Приходите на лужок
Особенности игры и ее воспитательное значение. В этой игре дети учатся сравнивать и различать предметы по величине. Объектами сравнения являются колечки от пирамидки шести-семи размеров. Каждый участник игры должен вы брать колечко той же величины, что и наглядный образец. Решение этой задачи требует умственного напряжения, поскольку здесь происходит отвлечение от второстепенного признака и выделение основного. Это усложняет задачу, стоящую перед ребенком, но в то же время способствует более осознанному восприятию и различению величины.
Игра носит характер забавы. Предметы, с которыми действуют дети, наделяются условной ролью - колечки как бы оживают (играют и забавляются на лужке). Это придает всем действиям детей не только познавательный, но и игровой смысл. Воображение ребенка, которое активизируется в этой игре, помогает ему: войти в игровую ситуацию и решить обучающую задачу. В этом состоит особенность игры.
Своеобразно также игровое общение детей: они по очереди становятся ведущими, решая новую для себя задачу общения дают другим образец поведения, приглашают всех на лужок и пр. Это обогащает опыт партнерства детей. Как и предыдущая, эта игра состоит из простых предметных действий, которые сочетаются с умственными действиями и охотно повторяются детьми. В игре участвует небольшая группа детей (шесть-семь человек).
Совместное решение несложной задачи сближает их, учит согласованным действиям.
Игровой материал. Одноцветные пирамидки (с толстыми кольцами) всех имеющихся цветовых тонов. Количество пирамидок должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, потребуется картонный круг диаметром 15-20 см, окрашенный в яркий зеленый цвет.
Описание игры и приемы ее проведения.
По приглашению воспитателя
Подражая воспитателю, малыши произносят стихотворную фразу, сопровождая ее простыми действиями: колечки кружатся в одну и другую сторону, подпрыгивают на месте, разбегаются и собираются вместе. Потом воспитатель предлагает одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр лужка. Все участники игры произносят слова: «Приходите на лужок, собирайтесь в кружок!». Затем каждый находит у себя колечко такого же размера, как в центре, и ставит е в общий хоровод. Игра повторяется. Все участники игры по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зеленого круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него.
Правила игры.
1. Дети повторяют действия
2. Выбрав колечко на глаз, ребенок
должен проверить правильность
своего выбора путем
3. На роль ведущего ребенок назначается воспитателем.
4. Ведущий может ставить в центр лужка любое по величине колечко, кроме тех, которые уже там были.
Советы воспитателю. В этой игре детям дается прием сравнения предметов по величине путем накладывания их друг на друга. Этот прием очень важен для развития глазомера: дети выбирают колечки на глаз, а накладывая их друг на друга, проверяют правильность своего выбора, что делает зрительный образ предмета определенной величины более точным.
Игра должна проходить живо весело, забавлять и радовать детей и ни в коем случае не превращаться в простое упражнение для этого постарайтесь как можно живее и разнообразнее проводить игровые действия с колечками. Эмоциональное поведение воспитателя играет большую роль.
Раз, два, три – ищи!
Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой игры - научить ребенка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. У детей уже есть опыт выполнения игровых поручений. Новое заключается в том, чтобы найти предмет (колечко от пирамидки) по представлению о его величине: образец нужного размера сначала дается ребенку в руки, но поиск осуществляется без него.
Правильность своих действий дети
проверяют, используя уже знакомый
прием накладывания колечка на образец.
Это позволяет ребенку
Игра имеет контрольный
Как и другие коллективные игры, данная игра обогащает социальный опыт детей. Выполнение поручений по словесному сигналу способствует воспитанию выдержки и у тех, кто выполняет поручение, и у тех, кто оценивает его правильность.
Игровой материал. Одноцветные пирамидки
(желательно желтые и зеленые), с
количеством колец не менее семи.
Нужны две-три пирамидки
Описание игры и приемы ее проведения. Дети усаживаются на свои стульчики, расставленные полукругом, воспитатель раскладывает на двух-трех столах разобранные пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки разных цветов ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них.
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни