Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.
1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три,
Первый - ты.
Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать в муфточке то, что ему понравится (При этом напоминает прием обследования предмета обеими руками, поворачивая его и ощупывая с разных сторон.) «Выбрал? - спрашивает он. - Тогда назови что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Гриши (имя другого ребенка)» Педагог объясняет, что нужно сказать следующие слова: «У меня есть шарик (лимон, яйцо и пр.). А у тебя есть или нет?» - и поставить названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом для сравнения. Все сравнивают игрушки и оценивают правильность решения задачи. Если задача решена, верно, и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.
Игра продолжается только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке, и опять обе игрушки становятся рядом. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух новых детей, и игра продолжается. Так по очереди все дети выбирают и находят игрушки, обследуя на ощупь и узнавая предметы по форме. По окончании игры воспитатель вместе с детьми укладывает материал в коробку.
Правила игры
1. Обследовать игру на ощупь, обеими руками, поворачивая их со всех сторон.
2. Вынимать игрушку из мешочка и ставить на стол можно только после того, как ее назвал.
З. Выбирать игрушку и спрашивать, есть ли она у партнера, но по очереди, которая устанавливается с помощью считалки.
Советы воспитателю. Для успешного решения обучающей задачи большое значение имеет не только осязательное, но и зрительное обследование. В процессе предварительного рассматривания игрушек у детей возникает зрительный образ предмета, который будет способствовать осязательному обследованию и узнаванию предмета по форме. Поэтому очень важно, чтобы рассматривание предметов проходило эмоционально и дети могли полюбоваться игрушками.
Чтобы не усложнять процесс обследования и выбора игрушек, вкладывайте в каждую муфточку не более пяти предметов. Так будет просторнее рукам ребенка, что облегчить узнавание игрушек. Опознанные детьми предметы возвращаются каждый раз в муфточки. После того как три-четыре пары детей поиграют эти игрушками, замените их другими.
При повторном проведении игры можно
добавлять новые игрушки или
заменять некоторые из них предметами
более сложной формы с
Нужно обратить особое внимание на тот момент в игре, когда сравниваются две вынутые из муфточек игрушки. Спрашивая детей, что у них одинаковое, а что разное, помогите им выделить форму как существенный отличительный признак, отвлекаясь от признаков цвета.
Оценивая правильность задачи, важно дать возможность детям в полной мере пережить свой успех и получить удовлетворение от признания своих личных достижений другими детьми и взрослыми. Поэтому не нужно жалеть похвал и добрых слов, оценивая успехи детей.
В процессе игры дети совершенствуют приемы осязательного обследования. Движения рук, осуществленные под руководством воспитателя приобретают все большую согласованность: пальцы скользят по всей поверхности предмета. Это приводит к построению целостного, четкого образа формы предмета, что облегчает ‚узнавание его на ощупь.
Организация игры настолько проста,
что играть в нее вдвоем или
вчетвером малыши могут и без
непосредственного участия
Закрой окошко
Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра является первым шагом на пути формирования у детей целенаправленного зрительного восприятия формы. Дети учатся рассматривать сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). С этими фигурами они часто сталкиваются и на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, аппликация), однако - занятые практическими действиями с кисточками и поглощенные другими (изобразительными) задачами, дети не обращают внимания на форму. А взрослые, проводя подобные занятия, не используют геометрические фигуры для развития зрительного восприятия формы.
Игра содержит ряд условий, способствующих
развитию осознанного и четкого
зрительного восприятия формы. Во-первых,
создается ситуация, побуждающая
ребенка к выделению и
Во-вторых, играя, дети осваивают показанный им прием, позволяющий обследовать фигуру одновременно и глазами и руками, что позволяет ребенку лучше выделить форму.
В-третьих, отчетливому зрительному восприятию формы способствует игровой материал. Специально разработанное пособие, содержащее линейное и рельефное изображения контура фигуры, позволяет одновременно обследовать ее форму и глазами и руками, постепенно переходя к чисто зрительному восприятию.
Игровой материал. Для игры нужно изготовить два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом. Три из этих фигур (круг, квадрат, равнобедренный треугольник) являются основными, а три (овал, трапеция и ромб) - дополнительными, необходимыми для различения и выбора основных фигур. Кроме того, нужны контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках размером 8х6 или 10х8 см. В каждый комплект игрового материала входит несколько экземпляров (шесть - восемь) карточек, на которых имеются контуры основных фигур. Контуры должны быть двух видов - рельефный и линейный, прорисованный тушью или фломастером. Рельефный контур изготовляют из плотного картона, наклеенного в два слоя. На верхнем слое предварительно вырезается окошко форма и размер, которого соответствуют одной из основных фигур. Фигура должна легко вкладываться и выниматься из окошка, но не выпадать при вертикальном положении карточки. Полученное углубление нужно окрасить в цвет, соответствующий фигуре.
Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предлагает детям занять места на заранее расставленных стульях, устанавливает напротив небольшой столик и садится за него. Он достает из коробки с игровым материалом три фигуры (основные) - треугольник, круг и квадрат, затем карточку с рельефным контуром круга и спрашивает детей: «Как вы думаете, для какой из этих фигур здесь приготовлено место? Давайте вместе отгадаем загадку, и накроем фигуркой окошко». Он подзывает одного из детей, предлагает ему внимательно посмотреть вначале на фигуры, затем на карточку и обвести пальчиком рельефный контур фигуры. «Смотри внимательно, как твой пальчик идет по краешку», - направляет воспитатель действия малыша. Затем предлагает выбрать ту фигуру, для которой приготовлено место, закрыть ею окошко. Ребенок, выбрав фигуру, накладывает ее на контур и показывает всем детям (ставит карточку в вертикальное положение), чтобы все оценили, правильно ли он закрыл окошко.
«А теперь давайте все вместе поиграем», - говорит воспитатель и обращает внимание детей на то, что на двух столах лежат разные фигуры (они приготовлены заранее). «Мы сейчас будем друг другу загадывать загадки. Тот, кого я назову, будет их отгадывать, мы все тоже будем отгадывать загадку, но по-другому. Сейчас я покажу как».
Воспитатель подзывает к себе двух детей, дает им карточки с одинаковыми окошками (рельефными контурами) и предлагает обвести этот контур пальцем, после этого подойти к столам с фигурами и выбрать одну из них, соответствующую этому окошку. Остальные карточки с теми же контурами получают сидящие дети. Передавая их друг другу по очереди, они обводят контур пальцем. Когда дети, выполняющие задание, найдут нужную фигуру и закроют ею окошко, они возвращаются в группу и показывают закрытые окошки.
Пока дети ищут нужные фигуры, воспитатель предлагает каждому малышу, после того как он обвел пальчиком контур, нарисовать тот же контур в воздухе. Дети, выполнявшие поручения, называют, как они разгадали загадку: вкладывают фигуру в контур (закрывают окошко). Остальные малыши вместе с воспитателем оценивают правильность решения задачи. Если задача решена неправильно, воспитатель предлагает снова обвести контур пальчиком, нарисовать фигуру в воздухе и исправить свою ошибку. Затем, вызываются следующие двое детей, и все повторяется сначала.
При повторении игры в ближайшее время рельефный контур следует заменить прорисованным. Прием обвёдения контура рукой, как правило, становится необязательным. Его можно предлагать лишь отдельным детям, которые в этом нуждаются.
Правила игры.
1. Внимательно рассмотреть
2. Найденную фигуру наложить на контур и убедиться, что она подобрана правильно.
Советы воспитателю. К игре нужно тщательно подготовиться: игровой материал уложить в специальную коробку с отделениями для фигур и карточек. Раскладывать фигуры на столах следует на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы легче было выделить каждый из них из фона и оставалось место для сравнения фигур и накладывания их на контур.
При проведении игры следует учитывать, что у непоседливых, расторможенных детей внимание быстро ослабевает после того, как они выполнят поручение. Поэтому время от времени давайте им в качестве двигательной разрядки задание отнести обратно на стол найденные фигуры.
Где твой дом?
Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра является следующим шагом в развитии целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Процесс зрительного восприятия здесь освобождается от осязательной и двигательной опоры - ребенок узнает форму фигуры одними глазами. Повышается целенаправленность рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом.
Проводя такую игру, воспитатель определяет уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Участники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интересной и важной для детей обучающую задачу игры, которая заключается в том, чтобы сравнить фигуры на своих карточках с другими, большего размера и найти среди них такие же. Рассматривание при этом происходит на большом расстоянии.
В игре есть элементы соревнования (кто раньше найдет свой дом и займет в нм место?). Эти правила игры требуют от ребенка мобилизации своих усилий и целеустремленности.
Игровой материал. Маленькие карточки (6×8 см) с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур. В 6ольшие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.
Описание игры и приемы ее проведения. Игру можно проводить со всей группой, как в помещении, так и на участке. Напомнив детям уже знакомую игру «Ищи свой дом», воспитатель предлагает поиграть с новыми карточками.
Он подзывает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные на земле).
Остальные участники игры получают маленькие карточки - это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не путать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его не пустят.
После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на чем переезжает - кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т. д.) Дети еще не знают где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!». Дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры на домах.
После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.
Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых хозяев, раздает новые приглашения и игра повторяется.
Правила игры.
1.Приглашения, т. е.
2. Большие карты показывают
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни