Сестринский процесс при боли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Описаны виды боли и уход за больными с различными видами боли

Вложенные файлы: 1 файл

Кемелёва А.Е.(курсовая).docx

— 44.52 Кб (Скачать файл)

  ГБОУ ВПО ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

         МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И  СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

                      ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                                                    Кафедра сестринского дела

 

 

 

                                                       КУРСОВАЯ РАБОТА

          Методическая разработка учебного  занятия для преподавателей на  тему :

                                               «Сестринский процесс при боли».

ПМ 04 «Выполнение работ  по профессии младшая медицинская  сестра по уходу

     за больным  ( решение проблем пациента посредством сестринского ухода».

 

 

                                                           Выполнила :студентка 3 «б» группы факультета ВСО

                                                                                                                Кемелёва А.Е.

                                                                              Проверила :профессор д.м.н.Павленко Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Оренбург 2012г

1.Тема : «Сестринский процесс при боли».

2.Форма занятия :лекция

3.Продолжительность  занятия : 2 часа

4.Контингент обучающихся :студенты медицинского колледжа

5.Оснащение занятия :

-столы

-стулья

-классная доска

-устройства для прослушивания и визуализации учебного материала

6.Интеграция темы :

                       истоки

                 Тема занятия

                        выход

1.анатомия(строение       рецепторов кожи)

2.физиология (свойства рецепторов ,проведение нервных импульсов)

 «Сестринский процесс при боли»

1.терапия

2.педиатрия

3.хирургия

4.акушерство

5.профессиональная деятельность

6.практическая деятельность


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Результат освоения темы :

Код

Наименование  результата обучения

ПК 4.12.

Осуществлять сестринский  процесс.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную  деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 7.

Брать на себя ответственность  за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому  наследию и культурным традициям  народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать  на себя нравственные обязательства  по отношению к обществу и человеку.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Мотивация.

       Изучение данной темы помогает понять значение ухода при боли, так как боль имеет различные причины и аспекты. На характер, степень выраженности и восприятие боли влияет ряд факторов, к которым относятся такие как индивидуальные особенности личности пациента, длительность заболевания, протекающего с болью, уровень общей культуры и образования, обстоятельства, сопутствующие развитию болевого синдрома. При хронических болевых синдромах именно психологическая составляющая приобретает ведущее значение, поскольку в таких случаях часто наблюдаются депрессия, тревога, ипохондрические и истерические расстройства личности. Наличие именно этих пограничных психических расстройств обусловливает не только хронизацию болевого синдрома, но и его резистентность к проводимым лечению и реабилитации. Вся эта информация необходима  для осуществления правильного ухода за больными. Учитывая, что студентам открывается возможность поработать в качестве медицинского персонала, нашей задачей является обучить их профессиональному уходу за больными с различными болями, научить пользоваться медицинским оборудованием и инструментами. Эти знания будут способствовать успешному прохождению производственной практики и также использоваться в их жизненной практике, так как вокруг нас в частности наши близкие страдают тяжёлыми заболеваниями, нуждаются в уходе и помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Лекция.

Тема : «Сестринский процесс при боли».

Цели.

                                            Дидактические цели:

Студент должен иметь практический опыт:

-в осуществлении первичной  оценки боли

-в общении с пациентом

Студент должен уметь:

-оказать помощь при  различных аспектах боли

-произвести оценку боли

Студент должен знать:

-об аспектах боли

-о факторах ,которые влияют на ощущение боли

-о реакции человека  на боль

-о видах боли

-о сестринских вмешательствах

-о сестринском процессе  при боли

-о способах первичной  оценки боли

                                                Развивающая цель:

-развитие логического  мышления

- формирование готовности в принятие решений в экстренных ситуациях

-умение делать выводы

                                                Воспитательная цель:

-формирование ответственности  при уходе за больными

-развитие  профессиональной  ответственности и исполнительности

План  лекции :

 1.Содержание понятия «боль»

2.Виды боли

3.Аспекты боли

4.Первичная оценка боли

5.Сестринский уход при  боли

6.Оценка сестринского ухода при боли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Боль – это не только то ,ощущает человек физически ,но и эмоциональное переживание.

    Боль - это неприятное субъективное ощущение, обладающее в зависимости от его локализации и силы различной эмоциональной окраской, сигнализирующее о повреждении или об угрозе существованию организма и мобилизующее системы его защиты, направленные на осознанное избегание действия вредоносного фактора и формирование неспецифических реакций, обеспечивающих это избегание.

Рассмотрим составные  части данного определения.

1. Боль - неприятное субъективное ощущение. Эта часть определения подчеркивает, что ощущение боли является сугубо субъективным, связанным с особенностями организма, который это ощущение испытывает. В зависимости от величины болевого порога раздражитель, вызывающий у какого-то индивидуума болевое ощущение, может быть безразличным для другого. Но если это ощущение возникло, оно является неприятным, то есть не соответствующим состоянию комфорта.

2. В зависимости от локализации и интенсивности болевое ощущение может иметь различную эмоциональную окраску. Так, например, боль при почечной колике характеризуется пациентами как «нестерпимая»; боль при инфаркте миокарда сопровождается страхом смерти; слабую по интенсивности боль человек может терпеть, а сильная может вызвать потерю сознания, развитие шока и т.д.

3. Боль вызывает состояние дискомфорта. Однако далеко не все дискомфортные ощущения являются болевыми. И вот здесь следует обратиться к дальнейшей части определения. Боль сигнализирует о повреждении или об угрозе существованию организма. Другими словами, качественные особенности сильного болевого раздражения ведут к возникновению ощущения возможности фатального исхода в случае, если это ощущение будет продолжаться и нарастать.

4. Боль вызывает осознанную реакцию избегания от воздействия повреждающего фактора. Это означает, что о боли можно говорить только у организмов, имеющих сознание, и в том случае, если сознание сохранено. В противном случае речь идет не о боли, а о ноцицепции.

5. Наряду с осознанным компонентом избегания организм в ответ на болевое раздражение формирует и комплекс неспецифических (то есть не связанных с этиологической характеристикой боли) реакций, направленных на обеспечение этого избегания, а также на повышение устойчивости организма по отношению к патогенному фактору вообще. Так, боль способствует ускорению выработки антител, усилению фагоцитоза, активации отдельных компонентов эндокринной системы, включению необходимых общих и местных сосудистых реакций, что в целом приводит к более эффективному заживлению ран, восстановлению нарушенных функций. Установлено, что у лиц с высокими болевыми порогами, а также у страдающих врожденной аналгией(нечувствительностью к боли), процессы репарации протекают вяло, а в воспалительной реакции преобладает альтеративный компонент.

Боль  является самым распространённым симптомом различных заболеваний .Ощущение боли зависит от индивидуальных особенностей человека .Боль является субъективным ощущением, так как только сам человек может передать её характер и интенсивность. Боль воспринимается каждым  по разному .Реакция на неё в какой-то степени зависит от индивидуальных особенностей ,воспитания ,социально-культурных факторов.

2.Боль может быть нескольких видов в зависимости от локализации, причины, интенсивности ,продолжительности.

Острая боль характеризуется короткой продолжительностью ,имеет чёткую локализацию, внезапное начало .Объективно :увеличение ЧСС ,повышение АД, увеличение ЧДД ,кожа влажная и бледная ,мышцы в области боли напряжены ,на  лице выражение тревоги. Субъективно :снижение аппетита ,тошнота, раздражительность, бессонница ,тревожность.

Хроническая боль продолжается более 6 месяцев, можно установить ,когда она началась. Локализована ,в меньшей степени; начинается незаметно. Объективные признаки отсутствуют. Субъективно :депрессия, тревожность ,усталость, раздражительность, беспомощность, нарушается способность осуществлять повседневную деятельность.

Поверхностная боль проявляется при действии низких и высоких температур, при механических повреждениях, при действии прижигающих ядов.

Боль во внутренних органах часто связывают с определённым органом. Например говорят: «болит желудок», «болит сердце» и т.д.

Глубинная боль локализуется в суставах и мышцах. Обычно продолжительная тупая боль или терзающая, мучительная боль.

Невралгия-это боль которая проявляется при повреждении периферической нервной системы.

Иррадиирующая боль-это боль, например, при инфаркте миокарда, отдающая в левую руку или плечо.

Фантомная боль наблюдается при ампутации конечности. Может продолжаться месяцами и ощущаться в виде покалывания, но затем проходит.

Психогенная боль-это боль без физических раздражителей. Является реальной для человека, который её испытывает, а не воображаемой.

3.Боль имеет разные аспекты: физический, психологический, социальный, духовный .

Физический аспект. Боль может быть осложнением основного заболевания, побочным эффектом проводимого лечения, одним из симптомов заболевания. Она приводит к хронической усталости и бессоннице.

Социальный аспект. Постоянно испытывая боль невозможно выполнять привычную работу, поэтому наступает зависимость от окружающих. Человек теряет уверенность в себе, чувствует свою бесполезность. Это приводит к снижению самооценки.

Психогенный аспект. Боль может привести к изоляции, отчаянию и появлению чувства беспомощности. Страх боли приводит к ощущению тревожности. Человек чувствует себя ненужным. Так же боль может быть  причиной гнева пациента, его разочарование в проводимом лечении и во врачах.

Духовный аспект. Частая постоянная боль вызывает страх смерти. Человек ощущает вину перед окружающими за причиняемые беспокойства, теряет надежду на будущее.

Физическая  сторона боли.

За возникновение  ощущения боли отвечает нервная система. Первые ощущения боли возникают при  анализе сигнала в среднем  мозге, затем сигнал обрабатывается в гипоталамусе и боль становится более определённой. Тип, интенсивность, локализация определяются только при  достижении коры головного мозга.

 Ощущение боли  является одним из важных аспектов теории боли.

Оно зависит от следующих  факторов :

-прошлый опыт, который  часто зависит от примера родителей.  Все родители по- разному реагируют на боль. Одни проявляют чрезмерное беспокойство даже при незначительных ушибах. Другие же обращают внимание только на серьёзные случаи. Поэтому разные дети по-разному реагируют на боль.

-индивидуальные  особенности каждого человека

-тревоги, депрессии  и страх. Они усиливают ощущение  боли.

-внушения, с их  помощью можно уменьшить боль. Например :безвредные лекарственные средства (плацебо). Они даются по назначению врача как обезболивающие средства.

-религия и религиозные  убеждения

-социокультурные особенности человека. ощущения и боль формируются в течение жизни.

Степень ощущения боли зависит от порогов болевой чувствительности. Порог болевого восприятия - это та точка, при которой ощущается боль, является тем ,что отличает людей друг от друга. От уровня функционирования нервной системы зависит способность ощущать боль. Любое повреждение нервных окончаний, проводящих путей, участвующих в анализе областей коры головного мозга влиять на уровень ощущения боли.

Болевой порог. Минимальное болевое ощущение, которое можно осознать. Традиционно понятием порог определяется наименьшая интенсивность раздражения, которое воспринимается как боль. В действительности порог представляет собой ощущение пациента, в то время как интенсивность представляет собой и измеряется как внешнее событие. Порог раздражения может быть измерен и определяется как уровень, при котором распознаётся 50% раздражителей. В таком случае порог боли - это уровень чувствительности, при котором распознаётся 50% раздражений, воспринимаемых как болезненные.  
Уровень болевой толерантности. Наибольший уровень боли, который можно выдержать. Как и болевой порог, уровень болевой толерантности представляет собой индивидуальное свойство личности, в связи с чем не обозначается в терминах, применяемых для оценки интенсивности внешних раздражителей. 

Информация о работе Сестринский процесс при боли