Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:08, методичка
Мы, просвещенные и образованные современные люди, уже знаем, что большинство
наших проблем родом из детства. Родители, воспитывая нас, говорили как нужно себя вести,
как поступать, чтобы быть хорошими, от чего-то предостерегали. И все это исключительно из
добрых побуждений и для нашего блага
Уже в начале года в играх с куклой вводятся дополнительные слова и уточняется их смысл. В игре «Купание куклы» уточняется и закрепляется представление детей о том, что вода бывает холодная, горячая и теплая; мыло — банное, душистое; белье — чистое, гладкое, белое. В игре «К вам пришла в гости кукла» активизируются слова, обозначающие название одежды (на кукле голубое платье, на ногах у нее белые туфли, на голове белый бант; на платье карман, в кармане платочек). В игре «Напоим куклу чаем» закрепляются слова, обозначающие название посуды: чайник — для чая, молочник — для молока, сахарница — для сахара. Одновременно дети овладевают навыками сервировки стола. Обращается внимание на бережное отношение к кукле.
В настолько-печатных играх «Парные картинки», «Угадай картинку», «Знаешь ли ты» и других закрепляются представления о том, что предметы могут быть похожими и непохожими, различными по отдельным признакам, дети узнают, какие это признаки.
Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает классификация предметов и явлений. В накопившихся представлениях о явлениях окружающего у детей этого возраста нет логического порядка, поэтому естественна потребность у них в первичной, хотя бы самой простой классификации.
В процессе дидактических игр дети не только учатся относить определенную группу предметов к соответствующему роду, но и внутри каждой группы выделять еще подгруппы. Например, животные — домашние и дикие, одежда — зимняя и летняя и т. п.
С этой целью используется игра «Зоологическое лото», в которой дети классифицируют животных. Все стороны игры необходимо использовать не только с целью обучения умению классифицировать, но и воспитывать заботливое отношение к животным. В игре «Разберем посуду» дети определяют, какая посуда чайная, какая столовая, какая коконная.
В игре «Знаешь ли ты» играющим дается по три карточки. Ведущий говорит: «Выберите и положите на стол карточки сначала только с одеждой детей, а затем — только с одеждой взрослых». Дети в соответствии с правилами игры отбирают карточки и рассказывают, во что одеваются дети и взрослые. В другом варианте этой игры дается подбор одежды по сезонам.
Когда дети приобретут умение хорошо классифицировать предметы, с ними проводится словесная игра. Ведущий называет предмет, а дети быстро отвечают, в какую группу его нужно отнести, например: пальто — одежда; лук — овощ; чашка — посуда; стол — мебель.
Задача классификации овощей и фруктов разрешается в игре «Растет, цветет и зреет».
Во всех вариантах игр дети не только овладевают навыками и умениями классифицировать предметы, но у них одновременно воспитывается внимание, сосредоточенность, сдержанность и бережное отношение к вещам, если, конечно, на эту сторону дидактических игр обращается внимание воспитателя.
Для того чтобы игра в средней возрастной группе прошла интересно, захватила детей и развивала их в умственном и нравственном отношении, необходимо продумать ее эмоциональную сторону, т. е. оберегать в ней игровое действие. Игровое действие сможет удержать их внимание на решении дидактической задачи более длительное время.
Более широкие возможности детей в ознакомлении с окружающими явлениями ставят взрослых перед необходимостью уделять самое пристальное внимание формированию грамматически правильной речи.
Существующие в практике дидактические игры используются и для развития у детей среднего дошкольного возраста связной речи: умение назвать предмет и рассказать о нем все, что знаешь; рассказать, что нарисовано на картинке; описать одежду ребенка; передать словами, чем похожи и чем непохожи нарисованные предметы; какую перестановку сделали в игрушках.
Дети среднего дошкольного возраста играют в большинстве своем в игры такого же содержания, что и младшие: «Что в мешочке», «Угадай, что в руке», «Что предмет рассказывает о себе» и другие. До дидактическая задача для детей среднего дошкольного возраста ставится значительно сложнее — дети должны не только называть предмет и его основные признаки, но и рассказать об этом предмете более подробно (из чего сделан, для чего он нужен).
В играх «Что изменилось», «Чего не стало» дети отгадывают, какого предмета из расставленных на столе не стало, какой предмет прибавился, или рассказывают, что произошло с предметами.
Большое место в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста занимают настолько-печатные игры «Парные картинки», «Сложи картинку», «Времена года».
Настолько-печатные игры с изображенными на картинках различными образами, предметами дают возможность упражнять детей в составлении рассказов. Например: «На моей картинке травка зеленая, небо синее, петушок клюет зернышки».
Для детей среднего дошкольного возраста можно использовать с целью развития связной речи дидактические игры, рекомендованные для детей старшего возраста, но упростить правила и приблизить дидактическую задачу игры к программным задачам среднего возраста, например дидактическая игра «Что изменилось».
На столе разложены игрушки: гусь, пирамидки, петушок, мишка, утюг. (Игрушки могут быть разные (животные, растения, посуда) в зависимости от того, какие знания нужно закрепить.)
Воспитательница. Дети, внимательно посмотрите, какие игрушки стоят на столе (дети рассматривают).
Теперь Лена повернется к столу спиной, а мы сделаем перестановку игрушек и посмотрим, угадает ли Лена, что изменилось на столе.
Повернувшись снова лицом к столу, Лена внимательно смотрит, затем радостно говорит: «Гусь не на месте».
Воспитательница. Где же он стоял раньше?
Лена. Гусь стоял между пирамидками (ставит гуся на место).
Игра продолжается. Теперь угадывает Лида. Она сначала перечисляет все игрушки: «Гусь, пирамидка, петушок, мишка, утюг», затем поворачивается и закрывает глаза.
В это время Алик переставляет петушка и утюг.
Лида (повернувшись к столу). Петух стоит рядом с утюгом.
Воспитательница. Лида, ты не все сказала. Посмотри, что еще стоит по-другому.
Лида. Петушок (ставит его на место).
Затем Наташа тоже перечисляет игрушки и отворачивается. Инна ставит петушка рядом с мишкой.
Наташа (повернувшись). Петух стоит рядом с мишкой.
Лена убирает зайца совсем. Андрюша внимательно смотрит, затем говорит: «Зайчика нет».
Лиза убирает утюг и пирамидку.
Таня. Спрятали пирамидку (берет у Оли пирамидку и ставит рядом с другой).
Воспитательница. Они у нас рядом стояли?
Таня. Да!
Воспитательница. А еще что изменилось?
Таня. Утюг спрятали (находит утюг и ставит все игрушки на место).
Витя убирает мишку, утюг, пирамидку.
Инна. Утюг и мишку спрятали.
Воспитательница. Возьми и поставь на место и посмотри внимательно.
Инна. Еще нет пирамидки (берет пирамидку и ставит на место).
Зина ставит мишке флажок, а на пирамидку надевает красную чашечку.
Зина. Ну, смотри, Жора. Что изменилось?
Жора. Мишка и пирамидка. Флажок у мишки и чашечка на пирамидке (убирает).
Галя прячет петуха и гуся.
Таня. Спрятали петуха. И еще гуся.
Воспитательница. А сейчас, дети, закройте глаза (убирает все игрушки). Алеша, скажи нам, какие игрушки я спрятала?
Алеша. Утюг, петуха, мишку, пирамидку и еще пирамидку, гуся.
Воспитательница. Вот как хорошо Алеша запомнил все игрушки.
В ходе игры воспитательница направляла игровое действие, а не вмешивалась в игру с указаниями, пояснениями дидактического характера. Игровое действие вело детей к отгадыванию изменений в расставленных предметах и объяснению этого словами. Предметы брались только те, которые дети хорошо знали. В процессе игрового действия у детей закреплялись знания названий предметов, игровое действие и правила игры заставляли детей думать, вспоминать.
К наиболее интересным играм по содержанию относится игра «Магазин» и различные варианты этой игры. Содержание ее состоит в том, что дети инсценируют покупку игрушек, продуктов, мебели, посуды и т. д. Содержание игры близко, понятно детям и в то же время увлекательно. Заинтересовавшись игровым действием (покупкой), дети незаметно упражняются в счете (отсчитывают деньги), а желание купить облюбованную игрушку способствует тому, что ребенок называет ее и рассказывает о ней, что знает. Увлекательна своим содержанием игра «Найди своего товарища». Каждый стремится описать костюм загаданного ребенка наиболее ясно, чтобы отгадывающий мог быстро узнать, кого загадали.
Большое место в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста занимают настолько-печатные игры типа лото, «Парные картинки», «Сложи картинку», «Времена года» и другие.
Содержание этих игр состоит в том, что дети подбирают пары, классифицируют предметы по группам (мебель, посуда и т. д.), объясняют их по сезонам. Дети называют то, что нарисовано на картинках, рассказывают о признаках предмета, как их используют.
У детей среднего дошкольного возраста необходимо шире развивать интерес к природе, формировать более конкретные представления о животных и растениях. Воспитывать любовь к природе и заботу о животных, умение ухаживать за растениями. Закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте.
Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут. Игра «Разведчики» может быть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.
Игра «Магазин» также может быть использована с целью закрепления знаний о цветах, овощах и фруктах (разные отделы в магазине).
Интересно проходит дидактическая игра «Что нам привезли колхозники». Воспитатель с помощью детей вносит в группу корзину и говорит: «Дети, эту корзину привезли нам колхозники, давайте посмотрим, что в ней» (достает капусту, картошку, морковь, свеклу, лук; можно положить фрукты). Разложив привезенное на столе, воспитатель просит детей назвать эти овощи. Затем устанавливают, какие из них можно есть сырыми и вареными (морковь, капусту, лук), а какие только вареными (картофель, свекла). А затем в группу вносят вареные овощи и дети, закрыв глаза, пробуют и отгадывают их на вкус.
На ощупь в игре «Чудесный мешочек» дети определяют форму, величину овощей и фруктов, называют их, рассказывают об их особенностях и что из них можно приготовить. В дидактической игре «Наш огород» дети закрепляют представление о форме овощей (огурец, морковь, свекла, лук, репа). Убеждаются, что огурцы продолговатые, но бывают и круглые, с заостренными и закругленными концами. Игра проводится и с использованием карточек.
С детьми среднего дошкольного возраста может проводиться игра «Где что растет». Воспитатель показывает картинку с изображением овощей, фруктов, ягод или грибов и спрашивает, где растут те или иные овощи, фрукты, ягоды или грибы. За правильный ответ и правильно построенное предложение при ответе ребенок получает картинку. Выигрывает тот, кто больше наберет картинок. Картинки могут быть и с изображением животных. Ребенок в этом случае называет животное и рассказывает, где оно живет и чем питается.
С целью закрепления знаний о животных проводят дидактическую игру «Стук-стук».
В народной дидактической игре «У медведя во бору» узнают повадки зверя, закрепляют знания, чем он питается, а также закрепляют понятия большой, поменьше, самый маленький.
Игра «Малыши» проводится следующим образом: воспитатель раздает детям карточки с нарисованными на них животными. Возле себя кладет маленькие карточки, на которых изображены детеныши животных. Складывает их стопкой рисунком вниз. Затем берет одну из них и показывает ее играющим. Если, например, на карточке нарисован цыпленок, то играющий, у которого есть карточка с изображением курицы, зовет детеныша «ко-ко-ко». Ведущий отдает играющему карточку с изображением цыпленка и берет из стопки следующую.
В дидактической игре «Почтальон приносит открытки» дети учатся рассказывать по картинке (получив открытку, рассказывают, что на ней нарисовано). Задача воспитателя — подобрать открытки в соответствии с требованиями программы в отношении ознакомления детей этого возраста с растительным и животным миром.
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК.
Часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун! В детском саду только его и ругают!»
К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего, доброго мальчика» в драчуна и задиру встречаются достаточно часто. В каждой группе детского сада наверняка есть несколько таких детей.
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причин не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки – разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта между ним и взрослым. Как правильно вести себя в этой ситуации? Давайте попробуем перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания, и вы сами убедитесь, что избежать такого конфликта не только можно, но и необходимо.
Информация о работе Сила слова или о чем не стоит говорить детям