Система воспитания Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:44, доклад

Краткое описание

Целесообразнее всего приступить к анализу идей Платона о воспитании, предложенных им в проектах преобразования общества, с целей, преследуемых воспитанием.

Цель воспитания всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций, поскольку у Платона в его проектах общественные функции как уже отмечалось, выполняемые гражданами, различаются, то соответственно различаются и цели воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

Система воспитания Платона

Целесообразнее всего  приступить к анализу идей Платона  о воспитании, предложенных им в  проектах преобразования общества, с  целей, преследуемых воспитанием.

Цель воспитания всегда заключается в подготовке подрастающего  поколения к выполнению определенных общественных функций, поскольку у  Платона в его проектах общественные функции как уже отмечалось, выполняемые  гражданами, различаются, то соответственно различаются и цели воспитания. В  первом проекте, в «Государстве», мыслитель  ориентируется на сословие стражей, из которого должны выйти правители  и воины, соответственно исполняющие  управленческую и защитную функции. Таким образом, цель воспитания состоит  в формировании либо воина, либо “администратора»2. В принципе, тот факт, что Платон дает воспитание лишь высшей прослойке своего идеального общества — “стражам” — объясним с точки зрения жизненных реалий того времени — в Древней Греции государство в основном представляло привилегии в образовании и воспитании лишь узкой прослойке гражданского коллектива3.

Во втором проекте, в «Законах», уже не наблюдается  столь выраженного “классового  подхода” к цели воспитания, мыслитель  стремится охватить воспитанием  практически всех граждан, а не только какую-то избранную для этого  группу, то есть цель воспитания заключается  в том, чтобы подготовить законопослушных  граждан, способных к исполнению любой общественной и государственной  должности.

Объектами воспитания у Платона становятся граждане любого возраста, причем как мужчины, так  и женщины. Мыслитель говорит  об этом следующим образом: “законодателю  следует позаботиться о … воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых — вплоть до старости” («Законы», I, 631d, e).

Необходимость воспитания женщин Платон объясняет сугубо с  практической точки зрения поскольку  он считал, что женщинам необходимо участвовать наряду с мужчинами  во всех общественных делах, в защите и охране полиса («Государство», VII, 540c, «Законы», VII, 805c-806d, VIII, 835e-842a). Подобная практика существовала в Спарте, где  женщины были практически равноправными  членами полиса.

“Однако, — по меткому  замечанию В.А. Гуторова — выдвигая столь революционную для своего времени идею полного равенства полов Платон, конечно не выступал в роли “поборника женских прав”4.

При анализе средств  и методов воспитания предлагаемых Платоном, необходимо обратить внимание на возрастную градацию, используемую автором и на особенности каждой возрастной группы. Возрастные группы будут следующими5. Первая группа — дети от рождения до трех лет. Вторая — от трех лет до шести лет. Третья — от шести лет до десяти лет. Четвертая — от десяти лет до восемнадцати лет. Пятая — от восемнадцати до тридцати лет. Шестая — от тридцати лет до шестидесяти.

Для того чтобы представить  во всей полноте, с учетом всех особенностей, систему воспитания, разобьем ее для  наглядности на условные части.

Сам Платон говорит  о необходимости двоякого воспитания, “это найдено — пишет он —  еще с древнейших времен: для тела — гимнастическое воспитание, а  для души — мусическое” («Государство», II, 376e). Соответственно: “тело следует обучать гимнастическому искусству, а душу — для развития ее добродетели — мусическому” («Законы», VII, 795d). При этом “мусическое будет … предшествовать гимнастическому” («Государство», II, 376e). В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания — калокагатия (ориентируясь на него был воспитан сам Платон), который означал, что человек должен “соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство”6.

Платон говорит  об этом так — “если случится, что прекрасные нравственные свойства…  человека, будут согласовываться  и с его внешностью… это  будет прекраснейшее зрелище  для того, кто способен видеть” («Государство», III, 409d)7.

Обратимся к рассмотрению мусического воспитания, которое является наиболее важным с точки зрения Платона. Вполне закономерен вопрос о причине выделения мусического воспитания на первый план. Так как предметоммусического воспитания является душа человека, а душа — это самое ценное, что в нем есть, ибо имеет “божественную природу” и достойна всяческого почитания («Законы», V, 726-728), то именно душе нужно уделять первоочередное внимание. Исходя из этого, Платон в мусическом воспитании ставит и решает задачу развития определенных нравственных качеств в человеке. В первом проекте, ориентированном на воспитание стражей основные качества будут следующие — рассудительность и мужество (бесстрашие)8. Во втором проекте — рассудительность, мужество и “божественный страх” (стыдливость)9.

Какие же средства и  методы предлагаются Платоном для развития этих качеств как у стражей, так  и у граждан вообще? В первом проекте, в силу сложности выделения  возрастных групп, (возрастные группы выделяемые в основном на материале  диалога «Законы») ограничимся общими возрастными характеристиками.

Мыслитель не обозначает конкретный возраст, с которого должно начинаться воспитание. Он называет их просто — “детьми”. Платон говорит: “… во всяком самое главное —  это начало, в особенности, если это  касается чего–то юного и нежного. Тогда всего вернее образуются и  укореняются те черты, которые кто-либо желает там запечатлеть” («Государство», III, 377a, b). Поэтому, мыслитель предлагает рассказывать детям такие сказки или “мифы”, которые бы “самым заботливым образом могли направить их к добродетели” (II, 378d,e). Ввиду этого, философ крайне озабочен качеством содержания информации, преподносимой детям, и подвергает ее самому тщательному разбору. Он хочет, чтобы информация “работала” на достижение поставленной цели — воспитание стража и развития в нем необходимых нравственных качеств.

За основу Платон берет поэтов, которые изучались  в обычных школах, таких как  Гомер и Гесиод и предлагает что  в них следует оставить, а что  следует убрать10.

Например, чтобы сделать  будущих стражей “бесстрашными”, необходимо, по мнению мыслителя, изъять из поэм (III, 386c–387a, c, 388, a–d) “сетования и жалобные вопли прославленных героев” (III, 387d). А также, в целом, словесность должна стремиться воспитать будущих стражей — “рассудительными” (III, 389c–390a), “воздержанными” (III, 390b–d), “не слишком возбудимыми” (III, 389a) и ни в коем случае не “взяточниками” и “не корыстолюбцами” (III, 390е–391d). Вместе с тем Платон настаивает на необходимости запрета тех мифов, которые могли бы породить “в наших юношах склонность к пороку” (III, 392a).

В данном случае, Платон пытается формировать нравственные качества с помощью методов убеждения, таких как рассказ и внушение.

Следующим средством  воспитания, по мнению мыслителя, должны стать песнопения и музыка в целом11. Платон, как и все греки, считал, что музыка оказывает сильное влияние на душу человека12. Поэтому, он не мог обойти стороной этот вопрос, столь важный в воспитании. Философ предлагает избегать мелодий, имеющих печальный характер (“смешанный лидийский, строгий лидийский”) (III, 398е), а также мелодий “расслабляющих”, “изнеживающих” и “свойственных застольным песням” (III, 389е) (таких как ионийские и лидийские). Поскольку они не допустимы для человека воинственного, которому должны быть близки дорейская и фригийская мелодии. По мнению Платона, эти мелодии, как нельзя лучше воспитывают в будущем страже необходимые нравственные качества, такие как “мужество” и “рассудительность” (III, 399а–c). Это означает пользоваться действием музыки правильно13.

“В связи с этими  простыми мелодиями Платон советует избегать употребления многострунных  и многогармоничныхинструментов”14. Он оставляет в своем совершенном государстве лиру, кифару и пастушеские свирели, а флейту принимать изгоняет. Возможно, этот факт является отзвуком событий, происходящих на рубеже V–VI вв. до н.э., когда флейта была запрещена, так как пришли к мнению, что она возбуждает учеников.

В данном случае Платон стремится формировать нравственные качества с помощью методов упражнения в музыке (в песнопениях и игре на музыкальных инструментах).

Поскольку обучение грамоте начинается с десятилетнего  возраста, а обучение с тринадцатилетнего  возраста, то вполне утвердительно  можно сказать, что эти методы и средства воспитания, нацеленные на формирование нравственных качеств  у стражей, относятся к четвертой  возрастной группе (с 10 до 18 лет).

Во втором проекте, в «Законах», аспектам мусического воспитания уделяется гораздо больше внимания. Платон описывает необходимые практические мероприятия, которые призваны воплотить его концепцию воспитания в жизнь.

Первым средством  воспитания, формирующего нравственные качества можно выделить хороводы. “Искусство хоровода в целом состоит  из песен и плясок” (II, 654b) — говорит  Платон. Остановимся первоначально  на пляске. Одна из частей пляски относится  к мусическому искусству, та что состоит из звука — гармонии и ритма — и воспитывая, ведет душу к добродетели (II, 672e-673а).

Мыслитель выделяет множество различных видов пляски, в которых стоит упражняться  для развития нравственных качеств. Например, одни из них “воспроизводят язык музы, сохраняя величественность и вместе с тем благородство” (III, 795d, e), другие — “воспроизводят движения красивых тел”, “мужественной и рассудительной души” (III, 814e). Также Платон выделяет отдельно такой вид пляски, как “мирный”—“эммелия”, это “когда люди плясками почитают богов и детей богов” (VII, 815d, e). Следовательно, мыслитель усматривает в пляске возможность религиозного воспитания человека (но об этом будет сказано более подробно в разделе о религиозном воспитании).

Все выше перечисленные  виды плясок относятся Платоном в  разряд серьезных плясок, упражнения в которых позволяют внести гармонию и ритм в душу взрослого человека и ребенка, в особенности, в последнем  случае это просто необходимо, поскольку  “любое юное существо” “не может  … сохранять спокойствия ни в  теле, ни в голосе” (II, 653d, e).

Вторая составляющая хоровода — это песни. Если в первом проекте Платон в основном останавливается  на анализе необходимых мелодий, то здесь, во втором проекте, речь идет об информации, которая должна быть заложена в песне, а именно, песня  должно воспитывать законопослушность в гражданах, то есть, учить тому, что нельзя “радоваться и скорбеть вопреки закону и людям его послушным”. Причем, Платон учитывает в песнопениях половые особенности, то есть предусматривает разные песни для женщин и мужчин (VII, 802d, e) и возрастные особенности, поскольку “души молодых не могут выносить серьезного, то их надо было назвать забавой” (II, 659e).

Таким образом, упражнение в хороводах (песнях и плясках) воспитывают  в человеке необходимые нравственные качества, и вообще дает возможность  называть человека воспитанным, а также  хоровод сам по себе, как детство, несет большую эмоциональную  нагрузку, представляя собой своеобразное кольцо, является символом единства и  единения всех граждан. Платон предусматривает, поэтому, три возрастных хоровода. В  первый входят дети и молодые люди с 6 до 18 лет, то есть третья и четвертая  возрастная группа. Во второй хоровод  входят молодые люди и люди зрелого  возраста от 18 до 30 лет — пятая  возрастная группа. И в третий хоровод  входят в основном пожилые граждане от 30 до 60 лет — шестая возрастная группа. Возможно, это стало заимствованием из Спарты, в которой существовало три различных возрастных хора.

Можно сделать вывод, что Платон пытается, с помощью  искусства хороводов, воспитать  всех граждан совершенного полиса. Хотя философ вносит небольшую поправку — “кто уже не в силах петь” (имеются в виду граждане преклонного возраста) “пусть будут сказителями мифов” о нравственных правилах (II, 664d). Естественно, что эти сказители предусматриваются Платоном для детей. Таким образом, можно выделить еще один метод, наряду с упражнениями, формирующими необходимые нравственные качества, как убеждение. Платон подробно на нем не останавливается, вероятно, в силу того, что он был разобран в первом проекте.

И еще на одном  методе воспитания нравственных качеств  необходимо остановиться — это на методе примера. Платон считает, что  помимо различных упражнений в плясках  и песнопениях, для ребенка важен  пример старших, которые своими поступками и образом жизни должны быть самой  лучшей школой нравственности для них. Вот что сам автор говорит  по такому вопросу: “Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость”, которая будет получена ими лишь в том случае, если “старшие станут стыдиться перед младшими в своих  поступках”, “как бы кто из молодых  людей не увидел и не услышал с  их стороны какого-либо скверного  поступка или слова” (V, 729b, c).

Картина по мусическому воспитанию будет полной, если обратиться еще к одному, выделяемому Платоном, средству воспитания — это игровой деятельности детей, которой мыслитель придавал большое значение. Положения автора перекликаются практически, дословно в том и в другом диалоге. “Я утверждаю, — говорит Платон, — ни в одном государстве никто не знает, что характер игр сильно влияет на установление законов и определяет, будут ли они прочными или нет. Если дело поставлено так, что одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это служит незыблемости так же серьезных узаконений” («Законы», VII, 797a). Мыслитель хочет сказать, что ребенок, научившийся еще с детства подчиняться правилам игр, обязательно вырастет законопослушным гражданином — “если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности” («Государство», IV, 425a).

К методам стимулирования можно отнести мусические состязания, предусматриваемые Платоном. В основном мыслитель предлагает устраивать состязания в хороводах (песнях и плясках) (VIII, 834e–835a, b).

Таким образом, в мусическом воспитании представлен целый спектр всевозможных методов и средств, с помощью которых формируются нравственные качества граждан совершенных полисов.

Информация о работе Система воспитания Платона