Система коррекционно-педагогической работы при дислалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс формирования и развития речи детей с дислалией.
Цель – выявить особенности системы коррекционно-педагогического воздействия при дислалии.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2. Выявить причины возникновения дислалии.
3. Исследовать речевые особенности детей с дислалией.

Содержание

Введение …………………………………………..…….…………………....3
ГЛАВА 1. Речевые особенности детей с дислалией…………. ……..….4
1.1. Понятие «дислалия» в психолого-педагогической литературе…….....4
1.2. Причины возникновения дислалии и ее проявления……………..…..10
1.3. Речевые особенности детей с дислалией. …………………………….18
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...25

ГЛАВА 2. Система коррекционно-педагогической работы при дислалии…………………………………………………………………………....27
2.1. Общие принципы организации фронтальных коррекционных логопедических занятий …………………………………………...........……….27
2.2. Основные принципы логопедической работы детей с дислалией.......33
Выводы по 2 главе……………………………………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…...…43
Список использованной литературы…………………………………....46

Вложенные файлы: 1 файл

вся курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

В случаях, когда у ребенка не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата говорят о механической (органической) дислалии.

Так же по ряду причин в зависимости от дефекта в логопедии выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей.

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИСЛАЛИИ

 

2.1 Общие принципы организации фронтальных коррекционных логопедических  занятий

 

Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера [30, с.30].

Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи [6].

Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий — с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4—5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет [12].

Занятия при дислалии проводятся 3-4 раза в неделю. В зависимости от сложности нарушений выделяют следующие виды занятий:

- индивидуальные занятия (используются при постановке  звуков и при закреплении). Длительность  занятий 15-30 минут.

- подгрупповые, по 2-3человека (используются при автоматизации, дифференциации звуков). Занятия проводят по 25-35 минут.

- фронтальные, по 5-6 человек(подготовительный  этап и введение звука в  речь). Длительность - 35-40 минут [7].

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях [27,  с.73].

Фронтальные занятия - это занятия с группой детей или взрослых по развитию каких-либо функций или устранению дефектов. Как правило, проводятся логопедом, дефектологом или воспитателем в логопедических группах или в группах с задержкой психического развития [11].

Фронтальные занятия проводятся с детьми старшего возраста (6-7 лет) при условии, если группа не перегружена в количественном отношении и речевая патология не имеет тяжелой формы. С детьми среднего и младшего возраста (2-6 года), имеющими речевые нарушения, фронтальные занятия проводить нельзя. В этих случаях проводятся подгрупповые занятия [7].

Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

      Первый  этап — закрепление правильного  произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала  необходимо предусмотреть его  разнообразие, насыщенность изучаемым  звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения.

      Рекомендуется  включить упражнения на употребление  усвоенных детьми лексико-грамматических  категорий (единственное и множественное  число существительных, согласование  прилагательных и порядковых  числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

      Второй  этап — дифференциации звуков  на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию внимания к звукам речи, морфологическим элементам слов.

На фронтальных занятиях проводятся упражнения по развитию органов артикуляции, навыка звукового анализа, рассказывания, обогащению словаря, развитию грамматических категорий, подготовке к обучению грамоте и т. д. [31].

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1) оргмомент;

2) сообщение темы занятия;

3) характеристика звука  по артикуляционным и акустическим  признакам;

4) произношение изучаемых  звуков в слогах и слоговых  сочетаниях;

5) произношение звуков  в словах;

6) физминутка;

7) работа над предложением;

8) произношение звука в связной речи;

9) обучение элементам  грамоты;

10) итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание [27, с. 118].

Основные принципы формирования правильного звукопроизношения

Принципы формирования правильного звукопроизношения — это те общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи [19, с.  39].

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:

  • этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);
  • комплексность воздействия на все компоненты речевой системы;
  • дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии [10].

Рекомендации к проведению занятий по формированию звукопроизношения

Обучение правильной речи требует систематических занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию правильного произношения рассчитаны на 10—15 минут, после чего делается небольшой перерыв, который заполняется введением подвижной игры, речевой зарядки и т.д. При проведении подобного занятия необходимо соблюдать общедидактические требования:

  • доступность предлагаемого лексического материала, что способствует сознательному отношению детей к процессу работы;
  • определенная последовательность формирования и предъявления материала;
  • постепенное усложнение коррекционных упражнений;
  • опора на разнообразный, красочно оформленный наглядный материал;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта и возрастных особенностей.

Определяя содержание занятия по формированию произносительной стороны речи, необходимо правильно подобрать лексический материал [16].

Планируя коррекционные занятия, важно помнить о том, что на протяжении всего процесса у детей должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается тем, что на занятии широко используются игровые фрагменты, выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети. На протяжении занятия у детей воспитывается умение слушать, слышать и оценивать как собственную речь, так и речь окружающих. Важно включить серию тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками. Смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени [30].

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:      

• формирование полноценных произносительных навыков;      

• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.      

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:      

• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;      

• обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;       

• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;      

• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;      

• формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.       

Одновременно логопед проводит занятия, на которых расширяется и уточняется лексика дошкольников, развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны [16].

Таким образом, фронтальные занятия - это занятия с группой детей или взрослых по развитию каких-либо функций или устранению дефектов. Как правило, проводятся логопедом, дефектологом или воспитателем в логопедических группах или в группах с задержкой психического развития.

Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Первый этап — закрепление правильного произношения изучаемого звука. Второй этап — дифференциации звуков на слух и в произношении.   

 

 

2.2. Методы постановки  звуков у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

 

Метод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа [19, с. 201]:

1 этап - подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

2 этап - формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

Раскроем содержание и методы работы для каждого из этапов.

Информация о работе Система коррекционно-педагогической работы при дислалии