Система методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Развитие индивидуальности осуществляется на основе выбора социокультурных образцов, по отношению к которым человек выстраивает свой жизненный путь, принимает решение о том или ином поступке. Социокультурные образцы, выступающие как мера «правильности» или «неправильности» поступка, представлены для ребенка в сказках, в которых отражены не только типы культур, но и архетипы, «душевное устроение».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Система методов воспитания дошкольников…………………………………..4
Методы и средства воспитания детской индивидуальности………………….9
Классификация методов воспитания и их характеристика…………………..11
Заключение……………………………………………………................................14
Список использованной литературы……………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по педагогике 2013.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  Бюджетное образовательное учреждение

Высшее профессиональное образование

Хакасский Государственный  университет имени Н.Ф. Катанова

Институт непрерывного педагогического  образования

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Система методов воспитания. Характеристика отдельных методов воспитания.

 

 

 

                                                        

                                                                    выполнил: Студент II курса гр. БД 2

                                                                 Емельянова Людмила Михайловна

                                                   проверил: Гончарова И.И.

                                                       Доктор педагогических наук

                                                             профессор кафедры педагогики,

                                   психологии профессионального               образования.

                                                   

                                                             

 

 

АБАКАН 2013г.

 

Оглавление

 

         Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Система методов воспитания дошкольников…………………………………..4
  2. Методы и средства воспитания детской индивидуальности………………….9
  3. Классификация методов воспитания и их характеристика…………………..11

         Заключение……………………………………………………................................14

         Список использованной литературы……………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

 

Одной из приоритетных задач дошкольного воспитания является развитие индивидуальности ребенка, под которой понимается самобытность личности, реализующаяся в проектировании и выборе своего жизненного пути. В дошкольном возрасте закладывается основа, базис этой самобытности вследствие того, что ведущая деятельность детей (сюжетно-ролевая игра), являясь ненормативной, свободно организованной деятельностью, открывает ребенку возможность поиска, апробирования своих ресурсов, актуализации своих предпочтений в самых разных сферах жизни (общении, познании, продуктивной творческой деятельности и т.д.). Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку строить свободные от ситуации сюжет и содержание игры, что также создает предпосылки свободной самореализации и самоопределения.

Развитие индивидуальности осуществляется на основе выбора социокультурных образцов, по отношению к которым человек выстраивает свой жизненный путь, принимает решение о том или ином поступке. Социокультурные образцы, выступающие как мера «правильности» или «неправильности» поступка, представлены для ребенка в сказках, в которых отражены не только типы культур, но и архетипы, «душевное устроение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система методов воспитания дошкольников

 

Формы воспитания - это варианты организации конкретного  воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно  управлять этим процессом, строить  его на основе уважения личности, признания  его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных  принципов в зависимости от следующих  признаков:

  1. от цели воспитания;
  2. от содержания и направленности воспитательных задач;
  3. от возраста ребенка;
  4. от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
  5. от особенностей детского коллектива и его традиций;
  6. от особенностей и традиций региона;
  7. от технических и материальных возможностей школы;
  8. от уровня профессионализма педагога.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как  ориентироваться во всем этом многообразии.

Есть лишь один эффективный путь - это классификация.

Классификация форм.

Из всего  многообразия форм можно выделить несколько  типов, которые различаются между  собой по определенным признакам. Эти  типы объединяют в себе различные  виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три  основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим  признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного  процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

 

 

 

4

Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль младших или старших воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие  можно выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи;

- когда необходимо  обратиться к содержанию воспитательной  работы, требующей высокой компетентности;

- когда организаторские  функции слишком сложны для  детей;

- когда стоит  задача непосредственного обучения  детей чему-либо;

- когда необходимы  меры по укреплению здоровья  детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию  дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру  реализации форм-дел различают три  их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
  • коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными  возможностями, так как они:

- предоставляют  возможность каждому ребенку  внести свой личный вклад в  общую работу, проявить свои личностные  качества;

- обеспечивают  активную реализацию и обогащение  личного и коллективного опыта;

 

 

 

5

- способствуют  укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

- эмоционально  привлекательны для ребят, позволяют  опираться на значимые для  них содержание и способы организации  деятельности в самых разных  ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных  типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой "по лесенке"

МЕРОПРИЯТИЯ

                                ИГРЫ 

                                               ДЕЛА

- наиболее благоприятен, с точки зрения возрастания  воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении  неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный  запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По  времени подготовки и проведения:

  1. экспромт;
  2. относительно длительная предварительная подготовка.

По  способу организации:

  1. организуемые одним человеком;
  2. организуемые группой участников;
  3. организуемые коллективно.

 

 

6

По  характеру включения в деятельность:

  1. обязательное участие;
  2. добровольное участие.

По  взаимодействию коллектива с другими  коллективами и людьми:

  1. "открытые" (для других, совместно с другими);
  2. "закрытые" (для своего коллектива).

 

 

По  методам воспитания:

  1. словесные (конференции);
  2. практические (походы);
  3. наглядные (выставки).

По  направлению воспитательной работы или видам деятельности:

  1. организация познавательно-развивающей деятельности;
  2. нравственное воспитание;
  3. эстетическое воспитание;
  4. физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно  выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

В заключение можно  сделать следующий вывод.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен  в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические  воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

2.  Методы и  средства воспитания детской  индивидуальности

 

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально  владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и ребенка с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания детской индивидуальности распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Метод воспитания – это способ воздействия на ребенка. Выбор методов воспитания осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом воспитательной среды, возрастом, индивидуально – типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретного ребенка и коллектива в целом. Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностях ребенка и « его социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя. Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания. Это составная часть метода, один из его « кирпичиков».

Информация о работе Система методов воспитания