Система методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Развитие индивидуальности осуществляется на основе выбора социокультурных образцов, по отношению к которым человек выстраивает свой жизненный путь, принимает решение о том или ином поступке. Социокультурные образцы, выступающие как мера «правильности» или «неправильности» поступка, представлены для ребенка в сказках, в которых отражены не только типы культур, но и архетипы, «душевное устроение».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Система методов воспитания дошкольников…………………………………..4
Методы и средства воспитания детской индивидуальности………………….9
Классификация методов воспитания и их характеристика…………………..11
Заключение……………………………………………………................................14
Список использованной литературы……………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по педагогике 2013.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Педагогика  как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество  методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация  методов воспитания. В основе любой  классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются

В педагогике существует многообразная классификация методов  воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации положена концепция  деятельности:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
  3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

 

 

8

  1. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов:

  • методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения.
  • методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения.
  • методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.

Если вспомнить, что предметом воспитания выступает  социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой ( деятельностно – отношенческая концепция воспитания ), то множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в систему.

Первая группа – методы формирования социального  опыта детей, служат накоплению детьми социального опыта, который приобретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).

Вторая группа - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия (диспут).

Третья группа – методы самоопределения личности ребенка, помогают ребенку стать  субъектом деятельности, общения, жизнетворчества, формируют у ребенка способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы самопознания (Что я знаю о себе?), методы самоизменения (Каким я хочу быть?), методы взаимопонимания (Что обо мне думают другие?).

Четвертая группа – методы стимулирования и коррекции  действий и отношений детей в  воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения  своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно с взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

 

9

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают  все их многообразие. В конце 70 –  начале 80-х годов ленинградские  педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка: методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности. Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

  1. Воспитание словом.
  2. Воспитание ситуацией.
  3. Воспитание делом.
  4. Воспитание игрой.
  5. Воспитание общением.
  6. Воспитание отношениями.

Средства воспитания – с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор  объектов и явлений, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа. Определяющими являются различные виды деятельности: игра, учебная, личностное общение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

  1. Классификация методов воспитания и их характеристика

 

Классификация – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

a)      Методы формирования сознания личности

- убеждение

- рассказ

- объяснение

- разъяснение

- лекция

- этическая  беседа

- внушение

- инструктаж

- диспут

- доклад

- пример

б)     Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

- упражнения

- приучение

- педагогическое  требование

- общественное  мнение

- поручение

- воспитательные ситуации

в)      Методы стимулирования поведения деятельности

- соревнования

- поощрение

- наказание

Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

 

 

 

 

11

Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание.

Внушение  – проникая незаметно в психику, действует на  личность человека.

Создаются установки  и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель  этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример  – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются  в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Упражнение  - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:         

Систематики упражнений          

Содержания         

Объема        

 Доступности и пассивности         

Частоты повторения         

Контроля и  коррекции        

 Личных особенностей воспитанника          

Места и времени  выполнения упражнения         

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнени1          

Мотивация и  стимулирование

(надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

 

12

Требование  – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По  форме представления:

          Прямые

          Косвенные

Косвенные могут быть:

          Требование совет

          Требование в игровой форме

          Требование доверием

          Требование просьба

          Требование намек

          Требование одобрение

По  результатам воспитания:

          Позитивное

          Негативное

Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

     Виды поощрения:

          одобрение

          ободрение

          похвала

          благодарность

          награждение грамотой или подарком

С поощрением нужно  быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

 

13

Заключение

 

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а  также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.

Воспитательный процесс имеет  ряд особенностей. Прежде всего, это  процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая  его организация, при которой  цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1.       Реан А.А., Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008г.
  2.       Григорович Л.А. Педагогика и психология. Учебное пособие. М., Гардарики, 2005г.
  3.       Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. . М.: Омега. 2005г.
  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2006г.
  5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2005г.
  6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань. Центр инновационных технологий, 2006г.
  7. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2007г.
  8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006г.
  9. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
  10. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
  11. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006г.
  12. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006г.

Информация о работе Система методов воспитания