Система образования в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы – это «Система образования в Германии». Задачами работы является обобщение собранного материала по системе образования и рассмотрение подготовки учителей в Германии. Я учусь в одиннадцатом классе и хотела бы поступить в высшее учебное заведение. Меня волнуют следующие вопросы. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI век, чтобы подготовить человека к жизни и труду? Мне интересно знать, почему человек, который окончил институт, идет работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Я прочитала достаточно литературы о системе образования в нашей стране, но так как в школе я изучаю немецкий язык, я хотела бы как можно больше узнать о системе образования в Германии. Это является целью моей работы. Я читала о том, что зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Я думаю, что переворот в технике, науке и других областях требует от специалиста глубоких и прочных знаний. Поэтому роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании и я думаю, что они помогут молодым людям реализовать себя, получить качественное образование, быть нужным в обществе.
Образование представляет одну из центральных проблем в Германии и заслуживает большого внимания. Она необходима и является помощью для достижения детьми с определенного возраста специфических знаний, умений, навыков. А так как в Германии существуют различные типы школ, дети обучаются в этих школах в зависимости от своих способностей, от склада ума. Система образования в Германии способствует приобретению таких знаний, которые необходимы для получения профессионального образования или высшего образования.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Система школьного образования. 4
2. Система профессионального образования 7
3. Система высшего образования 9
4. Подготовка учителей 12
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Система образования в Германии (курсовая).doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Система образования в Германии

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса Кротов Владимир Эдуардович

 

Руководитель:

Доц. Терентьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПБ 2012


Содержание

I. Введение

II. Основная часть

1. Система школьного образования.

2. Система профессионального образования

3. Система высшего образования

4. Подготовка учителей

III. Заключение

IV.Список литературы

 


I. Введение

Тема моей работы – это «Система образования в Германии». Задачами работы является обобщение собранного материала по системе образования и рассмотрение подготовки учителей в Германии. Я учусь в одиннадцатом классе и хотела бы поступить в высшее учебное заведение. Меня волнуют следующие вопросы. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI век, чтобы подготовить человека к жизни и труду? Мне интересно знать, почему человек, который окончил институт, идет работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Я прочитала достаточно литературы о системе образования в нашей стране, но так как в школе я изучаю немецкий язык, я хотела бы как можно больше узнать о системе образования в Германии. Это является целью моей работы. Я читала о том, что зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Я думаю, что переворот в технике, науке и других областях требует от специалиста глубоких и прочных знаний. Поэтому роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании и я думаю, что они помогут молодым людям реализовать себя, получить качественное образование, быть нужным в обществе.

Образование представляет одну из центральных проблем в Германии и заслуживает большого внимания. Она необходима и является помощью для достижения детьми с определенного возраста специфических знаний, умений, навыков. А так как в Германии существуют различные типы школ, дети обучаются в этих школах в зависимости от своих способностей, от склада ума. Система образования в Германии способствует приобретению таких знаний, которые необходимы для получения профессионального образования или высшего образования.


II. Основная часть

1. Система школьного образования.

Сеть дошкольных учреждений развита в стране сла­бо. Небольшое число детских садов, находящихся в основ­ном в частном ведении, охватывают детей возраста 3-5 лет.

Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обяза­тельно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет.

Первой ступенью в школьной системе является на­чальная школа: 1-4 классы, в некоторых землях 1-6 клас­сы. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, ариф­метика, краеведение, музыка, физкультура, религия препо­даются в комплексе. Лишь в 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка про­должают преподаваться в комплексе.

Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в 4-6 классах решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной народной, реальной школе или гим­назии. Это зависит не от материального достатка его роди­телей, а от его способностей и желания.

Обучение в полной народной школе продолжается до 9 или 10 класса. Этот вид учебного заведения нацелен пре­жде всего на получение профессии: уроки профессиональ­ного мастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.

В полной народной школе религия, история, общест­воведение, родной язык занимают 33% всего учебного вре­мени. На естествознание (биологию, начальные сведения по физике и химии) и математику отводится по 4 часа в неде­лю. Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) занимают 22% учебного време­ни.

Контингент полной народной школы с годами снижа­ется, из-за возрастания числа учеников, желающих полу­чить широкое образование, дающее лучшие перспективы для карьеры.

Образовательная система ФРГ не создает тупиковых ситуаций в смысле продолжения обучения, и окончившие полную народную школу при выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) мо­гут получить свидетельство реальной школы. Последняя от­личается от полной народной более высоким качеством обучения, широким спектром преподаваемых дисциплин, а также возможностью выбора уклона (математико-естественно-научного, языкового, общественно-экономи­ческого и др.).

Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы в реальной преподаются «не обяза­тельные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание ма­тематики. В старших классах вводится один - два предмета по выбору, что дает возможность учащимся специализиро­ваться в какой-либо области. Хорошо успевающие учащие­ся реальных школ могут переходить в гимназии.

Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на поступление в профессиональные учи­лища; реальная школа вместе с тем открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой сту­пени, а при сдаче дополнительных экзаменов - - в гимназии. Аттестат гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет поступить в вуз.

Гимназии - единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возрас­та. В течении учебы происходит отсев школьников, кото­рый особенно велик после 10 класса, на переходе из сред­ней на старшую ступень гимназии (11 - 13 классы). Оканчи­вают гимназию в 13 классе лишь половина из тех, кто по­ступил в нее.

Гимназии имеют специализированный характер и тра­диционно делятся на классические, естественно-математические и современных языков. Есть также инже­нерные, экономические и педагогические гимназии. Обяза­тельные предметы для всех типов гимназий - немецкий язык, история, география, математика, биология, физкуль­тура, музыка и религия. В классических гимназиях обяза­тельно изучение латинского, греческого и одного из совре­менных языков. В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия.

В старших классах вводятся предметы по выбору (от 2 до 7 часов в неделю). В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер.

В школьной системе Германии сравнительно неболь­шое место занимают «общие школы», в которых нет четко­го разделения на виды обучения. Их существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.

По Конституции Германии разрешены частные шко­лы., среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.

В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новые усло­вия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание 10 класса приравнивается к окончанию полной народной школы, при­чем 9 класс разделяется на выпускной класс полной народ­ной школы и 9 класс (начальный) реальной школы. Выпу­скник 10 класса получает свидетельство об окончании ре­альной школы, а 11 -12 классы имеют статус гимназиче­ской ступени обучения. Первое полугодие 10 класса счита­ется пробным, и в этот период происходит значительный отсев, так что число выпускников реальной школы, обу­чающихся в гимназии, составляет около 16%.

Постепенно вводится более дифференцированная сис­тема обучения - с гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с различными уклонами в обучении.

 

2. Система профессионального образования

Государственная система профессионального образо­вания обязательна для выпускников полной народной шко­лы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основ­ном знания, связанные с их специальностью.

В некоторых профессиональных школах есть общеоб­разовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного ти­па.

Система профессиональных школ повышенного ти­па весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохо­зяйственные и др.. со сроком обучения 1-4 года. Эти шко­лы готовят квалифицированных работников главным обра­зом для сферы обслуживания.

Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2-3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает парал­лельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на фирме знания теоре­тическую основу и расширяет общий кругозор. 80 % уча­щихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые клас­сы «без практического обучения», что считается крайне не­престижным. По окончании курса обучения в профессио­нальном училище выдается свидетельство, которое дейст­вительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

Несмотря на достоинства профессионального обуче­ния в ФРГ, в настоящее время оно испытывает определен­ные трудности. По специальностям пищевой промышлен­ности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных ра­ботников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обу­чаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профес­сиональных училищах.

В восточных землях в системе профессионального об­разования в настоящее время происходят некоторые изме­нения. После объединения страны число учащихся ПТУ со­кратилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую сту­пень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они от­носят и расходы на профессиональные училища. Прави­тельство Германии стремится поддержать профессиональ­ные училища, одновременно приводя их в рамки дейст­вующих в старых землях систем профессионального обра­зования.

Вводится дуалистическая система с двойной ответст­венностью образовательных учреждений и фирм за про­фессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональ­ные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).

Принята программа помощи профессиональному обра­зованию в новых землях с целью максимально сбалансиро­вать спрос и предложения на учебные места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны составлять основу промышленно­сти. Предполагается, что именно на небольших фирмах бу­дут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать ма­лые и средние предприятия в содействии профессиональ­ному образованию, предусмотрены дотации на каждого ученика.

Опекунский совет, в ведении которого находится вся собственность бывшей ГДР и который занимается привати­зацией государственных предприятий, предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В целом опти­мальным средством расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм.

3. Система высшего образования

Система высшего образования Германии включает бо­лее 250 вузов. Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные (про­фессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, тео­логические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются преимущественно государст­венными; лишь в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладаю­щего широким кругозором профессионала.

Информация о работе Система образования в Германии