Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 09:19, курсовая работа
Тема моей работы – это «Система образования в Германии». Задачами работы является обобщение собранного материала по системе образования и рассмотрение подготовки учителей в Германии. Я учусь в одиннадцатом классе и хотела бы поступить в высшее учебное заведение. Меня волнуют следующие вопросы. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI век, чтобы подготовить человека к жизни и труду? Мне интересно знать, почему человек, который окончил институт, идет работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Я прочитала достаточно литературы о системе образования в нашей стране, но так как в школе я изучаю немецкий язык, я хотела бы как можно больше узнать о системе образования в Германии. Это является целью моей работы. Я читала о том, что зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Я думаю, что переворот в технике, науке и других областях требует от специалиста глубоких и прочных знаний. Поэтому роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании и я думаю, что они помогут молодым людям реализовать себя, получить качественное образование, быть нужным в обществе.
Образование представляет одну из центральных проблем в Германии и заслуживает большого внимания. Она необходима и является помощью для достижения детьми с определенного возраста специфических знаний, умений, навыков. А так как в Германии существуют различные типы школ, дети обучаются в этих школах в зависимости от своих способностей, от склада ума. Система образования в Германии способствует приобретению таких знаний, которые необходимы для получения профессионального образования или высшего образования.
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Система школьного образования. 4
2. Система профессионального образования 7
3. Система высшего образования 9
4. Подготовка учителей 12
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.
В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют.
В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.
Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском «ландшафте».
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.
Политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.
При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Значительный интерес к вузовским разработкам проявляют представители не только мелкого бизнеса, но и крупных компаний.
Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и т. д.
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать).
Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных мест. Несмотря на демографический спад, с 197-5 г. контингенты студентов неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.
Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.
В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их расширения. Система высшего образования в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.
Специальные высшие школы не являются аналогами специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ . Их планируется интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных училищ (наилучших из них), повышая таким образом их статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР.
В Германии подготовка будущих учителей во всех землях проходит 2 фазы: первая (6-8 семестров) включает изучение общеобразовательных предметов, теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин; вторая - стажировка - для учителей обязательной школы - от 18 месяцев до 3 лет, гимназии - 2 года и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность штатного преподавателя.
Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. Студенты проходят психологию и педагогику.
Учебная практика строится с постепенным усилением: от наблюдения за учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей, присутствия на уроках учителей, кончая тем, что студенты дают уроки, как обычные учителя.
Специфика воспитательной и учебной работы требует от учителя непрерывного совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний, поэтому в Германии хорошо развита система повышения квалификации и переподготовки учителей.
В заключение данной работы можно подвести некоторые итоги. Итак, в Германии существуют следующие системы образования:
1. Система школьного образования
2. Система профессионального образования
3. Система высшего образования
Система школьного образования представляет собой дошкольные учреждения (детские сады) и несколько типов школ. Первая ступень школьного образования – это начальная школа, где дети обучаются с 1 по 4 классы. Затем следуют полные народные школы, где дети обучаются с 5 по 10 классы. Эти школы направлены на получение учениками профессии. Реальные школы также охватывают с 5 по 10 классы. Окончив эту школу ученики имеют возможность обучаться в профессиональных школах повышенного типа. Гимназии – единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. Оканчивают гимназию в 13 классе.
Система профессионального образования включает профессиональные школы низшего типа и повышенного типа. Профессиональные школы низшего типа направлены на получение учащимися знаний, связанных с их профессией. Профессиональные школы повышенного типа готовят квалифицированных работников.
Система высшего образования включает в себя более 250 ВУЗов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого профессионала. Наряду с университетами существуют и специальные ВУЗы, которые отличаются укороченным циклом обучения – 4 года. Важное место занимает подготовка будущих учителей. Она проходит в 2 фазы: первая включает изучение общеобразовательных предметов и педагогических дисциплин; вторая – стажировка – проходит от 18 месяцев до 3 лет и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность учителя.
Таким образом, можно сделать следующий вывод система образования в Германии является актуальной, интересной им отличается от системы образования в других странах.
1. Коваленко Ю. И. Профессиональное образование в ФРГ. М., 1988 г.
2. Лысова Е. Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. // «Педагогика», 1994. №3.
3. Малькова З. А., Вульфсон Б. Л. Современная педагогика в капиталистических странах. М., 1975 г.
4. Никандров Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978 г.
5. Писарева Л. И. Тенденция развития современной школы ФРГ. // «Педагогика», 1991 г., №2.
6. Сергеева Н. Б. Впечатления о современной немецкой школе.// «Педагогика», М., 1993 г., №3.
16