Система образования в Испании и странах Латинской Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:31, лекция

Краткое описание

В последние годы Испания превратилась в третий по популярности после Англии и Ирландии учебный центр в Европе. Специфика и структура образовательной системы, особенно среднего образования в Испании, имеет массу плюсов, например, личностно ориентирована, позволяет ученику самостоятельно определиться в выборе будущей специальности, а также обеспечивает владение несколькими иностранными языками с детства.

Вложенные файлы: 1 файл

сист образов в испании и латинской.docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

 Что удивляет, так это  то, что учеба в Испании отделена  от внеклассной работы. Такие  занятия, как спорт, музыка, театр, живопись, скульптура, различные кружки по  интересам, выведены за рамки  школьного образования.

 В 80-е годы XX века в  государственных школах мест  для всех не хватало, и те  родители, которые могли себе  это позволить, отдавали детей  в частные учреждения. С тех  пор расходы государства на  образование значительно выросли, и сегодня средства, выделяемые  в бюджете, достигают 5,3% валового  внутреннего продукта. Не так  уж и мало, хотя по европейским  меркам относительно скромно.

 Но наивно думать, что  только увеличением финансирования  все и ограничивается. В 90-е годы XX века система образования в  Испании претерпела значительные  изменения, нацеленные на всемерное  повышение качества полученных  знаний. Менялись программы, добавлялись  новые предметы, совершенствовалась  методика преподавания. Каждой реформе  предшествовали дискуссии, в которых  принимали участие широкие круги  общественности, при этом не только  научной. Непросто отказаться от  каких-то традиционных методов, считающихся  классическими. Да и не всегда  это оправдано.

 Тем не менее, работа  по усовершенствованию образовательной  системы не прекращается и  сегодня. Увеличение финансирования  для государственных учебных  заведений вовсе не означает, что частные школы стали ненужными. Помимо государственных школ, испанский  всеобуч включает также густую  сеть частных учебных заведений  самой разной направленности. Среди  них есть даже школы для  иностранцев и международные  школы. Сегодня в частных школах  обучается около одной трети  испанских детей.

 В наше время около 90% дошколят посещают дошкольные  заведения. Практически 100% испанцев  получают базовый уровень обучения. 55% детей учатся до 18 лет (бакалавриат  или среднее специальное образование). Из них 25% после получения законченного  среднего идут работать, а 30% продолжают  обучение в университете.

 Следует также отметить, что отношение испанцев к обучению  более чем серьезное. Люди с  образованием, представители интеллектуальных  профессий (учителя, врачи, инженеры  и т.д.) пользуются среди сограждан  большим уважением, а доходы, как  правило, почти всегда тем выше, чем выше уровень квалификации.

Университетское образование

В Испании университеты являются основным типом высших учебных заведений, доля которых составляет 95% от общего числа вузов. В стране имеется также ряд других высших учебных заведений, которые обычно готовят специалистов в специфических областях, в таких, например, как искусство или военное дело. В Испании есть как государственные, так и частные университеты. В настоящее время насчитывается 46 государственных и 12 частных университетов, официально признанных государством. Обучение в подавляющем большинстве испанских университетов ведется на испанском языке. Иностранные граждане могут предварительно пройти курс испанского языка и культуры, который предлагают многие университеты.

Высшее образование является платным. Университеты предлагают огромное количество разнообразных программ обучения. Система обучения в Испании подразумевает как теоретические, так и практические занятия (семинары, практики). Хотя посещение занятий в университетах Испании не является обязательным, посещаемость также является важной частью оценки. Занятия длятся 50-60 минут. Во время обучения в Испании преподаватели при объяснении тем часто опираются на аудиовизуальные материалы и презентации.

 С 2010-2011 учебного года  Европа вступила в новую систему  высшего образования по Болонскому  соглашению. Поэтому на данный  момент новая система высшего  образования в Испании включает  в себя три последовательных  цикла.

 Первый цикл обучения (аналог российской степени «бакалавр»). Обучение длится 4 года, по окончании  присуждается степень Grado. На данной  ступени обучение доступно по  всем направлениям: гуманитарному, естественнонаучному, социальному.

 Второй цикл обучения (аналог российской степени «магистр»). Длительность обучения зависит  от направления и варьируется  от одного до двух лет. По  окончании присваивается степень Master. На второй цикл обучения  в Испании можно поступить  только, имея степень Grado. Иностранцам  необходимо предоставить диплом  о высшем образовании своей  страны, при этом для поступления  на программы Master легализировать  его в Министерстве образования  Испании не обязательно.

 Третий цикл обучения  длится 1 год и заключается в  написании диссертации. Этот уровень  является последипломным образованием, аналогом российской аспирантуры.

 В системе высшего  образования Испании делается  особый акцент на профессиональную  направленность в обучении. Предметы, имеющие непосредственное отношение  к будущей специальности, изучаются  уже с 1 курса. Поэтому учебная  программа в испанских вузах  считается одной из самых качественных  и многогранных в Европе.

Типы вузов

 Испания — консервативная  страна, и по закону высшее  образование можно получить только  в университетах.

 Испанские университеты  делятся на три категории:

государственные (около 50)

частные вузы (10)

духовные вузы (то есть находящиеся под патронажем Католической Церкви. Кроме профильного образования в них дают углубленные знания по предмету «История религии»).

 В состав испанских  университетов входят четыре  типа учебных подразделений, которые  в других странах составляют  альтернативу университетскому  образованию:

-университетские факультеты (Facultades Universitarias) — изучаются гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. Обучение охватывает все три цикла высшего образования;

-высшие технические училища (Escuelas Tecnicas Superiores). Имеют техническую ориентацию, студенты получают высшее техническое образование. Предусмотрены все три цикла высшего образования;

-университетские школы (Escuelas Universitarias). Студенты получают профессиональную подготовку на начальном уровне (первый цикл испанского высшего образования). Эту степень можно приравнять к степени бакалавра, хотя в них могут предлагаться и программы второго и третьего циклов, по которым они выдают диплом университета, при котором аккредитованы);

-университетские колледжи (Colegios Universitarias). Не дают профессиональной ориентации. Это первый цикл высшего образования. Студенты проходят общий начальный курс лекций, получают возможность перейти в высшую техническую школу.

Особенности обучения

 Каждое высшее учебное  заведение в Испании является  автономным и имеет возможность  менять программы обучения. Вузы  разрабатывают свои собственные  учебные планы, где помимо профилирующих  дисциплин содержатся: обязательные  и необязательные предметы и  предметы по выбору учащегося. Учебные планы легализуются Комиссией  вузов.

 Академический год  в испанских университетах разделен  на два семестра:

с середины сентября до 20-х чисел декабря, с января по июнь.

Система оценок в системе образования в Испании ставятся по 10 балльной системе.

Образование в Латинской Америке

Образование в Латинской Америке за последние годы вышло на новый уровень, по своему качеству приблизившись к европейским нормам и стандартам. Наибольший интерес для изучения, анализа и рецепции  накопленных разработок преподавания представляют собой методики, разработанные в тех зарубежных государствах, где тенденции психолого-педагогического консерватизма минимальны и где, в частности, психология образования в значительной степени адаптирована к синтезу существующих в мире традиций и направлений в музыкальном образовании. Наиболее характерным примером таких стран являются Бразилия, Мексика, Венесуэла, Уругвай, Аргентина и Чили.

Система образования в странах Латинской Америки складывалась на протяжении многих веков. Большое влияние на становление и формирование системы образования оказали идеи XVII-XVIII cтолетий, связанные со стремительным развитием науки и просветительства.

Дошкольное образование детей в странах Латинской Америки включает 2 ступени: ясли и детский сад и осуществляется в дошкольных учреждениях - яслях, детсадах, и подготовительных дошкольных центрах - общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций дошкольных заведений, оказывает финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

Школьных программ в странах Латинской Америки много. Здесь нет (в отличие от России и большинства европейских стран) единого учебного плана. Обязательные предметы в старшей школе - математика (на выбор -- алгебра, геометрия или тригонометрия), один из предметов естественного цикла (физика, химия или биология), английский, иностранный язык (обычно испанский или французский), история Латинской Америки. Еще хотя бы один предмет нужно "взять" по выбору: компьютер, экономика, английская или мировая литература, фотография, рисование, хор, драма. Есть школы, где на выбор предлагается десятки курсов. Во многих школах предметы как обязательные, так и дополнительные, можно брать как на обычном, так и на более серьезном, "продвинутом" уровне.

Колледжи в Латинской Америке могут представлять собой самостоятельные учебные заведения, а также быть составной частью более крупных вузов, которые называют себя университетами. Правильно будет считать, что колледжи, как правило, присваивают степень бакалавра (и иногда только эту степень), а университет - это высшее учебное заведение, где помимо graduate программ с присвоением степени Магистра, докторских программ с присвоением степеней Ph.D. (доктора философии) и других аналогичного уровня также достаточно большой акцент делается на научно-исследовательской работе.

За  последние  десять  лет  в Латинской Америке  появилось  огромное  число  программ, практически  во  всех  странах.  Но,  безусловно,  среди  них  есть  лидеры  и  аутсайдеры.  Действительно,  качественные  программы  определяются  несколькими  факторами.

Первый  фактор  -  это  уровень  преподавательской  и  исследовательской  базы.  Лучшим  школам  удалось  привлечь  к  сотрудничеству  преподавателей  со  степенью  PhD,  полученной  в  ведущих  университетах  мира.  Таким  образом  они  убили  сразу  двух  зайцев:  с  одной  стороны,  получили  возможность  вести  крупные  исследования  бизнеса  и  экономики  в  регионе,  с  другой  -  привлекли  к  себе  внимание  бизнес  -  школ  Северной  Америки  и  Европы,  которые  начали  предлагать  совместные  проекты.

Второй  фактор  -  это  международная  сеть  программ,  профессоров  и  исследователей.  У  хороших  школ,  как  правило,  есть  совместные  с  американскими  и  европейскими  учебными  заведениями  программы,  дающие  два  диплома  и  возможность  пройти  часть  курса  за  рубежом.  Разрабатываются  и  весьма  специфические  программы  под  заказ.  Например,  бизнес  -  школа  INCAE  (Коста-Рика/Никарагуа)  предлагает  ма¬гистерский  курс  по  менеджменту  в  медицине  (Master  of  Medical  Man¬agement}  или  Panama  Canal  Authority  MBA,  созданный  специально  под  нужды  главной  корпорации  Центральной  Америки,  управляющей  Панамским  каналом.

Ведущие  бизнес  -  школы  региона  открывают  филиалы  в  других  странах  -  это  тоже  одна  из  последних  тенденций.  На  сегодняшний  день  их  сетью  охвачена  почти  вся  Латинская  Америка.

Все  эти  усилия  не  прошли  даром,  и  по  некоторым  специализациям,  например  менеджмент  окружающей  среды,  конкуренция  в  странах  с  развивающейся  экономикой,  корпоративная  и  социальная  ответствен¬ность,  латиноамериканские  бизнес  -  школы  начинают  завоевывать  первые  места  в  мире.  Как  следствие,  школы  становятся  местом  проведе¬ния  международных  конференций,  и  это  тоже  повышает  их  рейтинг.

Еще  один  важный  фактор  качественной  школы  -  уровень  студентов:  чем  лучше  школа,  тем  жестче  требования  к  поступающим.  Школы-лидеры  могут  себе  позволить  отбирать  самых  сильных  студентов,  и  это  еще  больше  укрепляет  учебное  заведение  и  повышает  его  престиж.  По  прогнозам  экспертов,  некоторые  латиноамериканские  школы  в  ближайшее  время  выйдут  на  международный  рынок  и  наравне  с  Wharton  и  INSEAD  будут  набирать  студентов  за  рубежом,  предлагая  им  конкурентоспособные  условия  учебы  и  дальнейшего  трудоустройства.

Информация о работе Система образования в Испании и странах Латинской Америки