Система образования в Испании и странах Латинской Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:31, лекция

Краткое описание

В последние годы Испания превратилась в третий по популярности после Англии и Ирландии учебный центр в Европе. Специфика и структура образовательной системы, особенно среднего образования в Испании, имеет массу плюсов, например, личностно ориентирована, позволяет ученику самостоятельно определиться в выборе будущей специальности, а также обеспечивает владение несколькими иностранными языками с детства.

Вложенные файлы: 1 файл

сист образов в испании и латинской.docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

( Н И У « Б е л Г  У » )

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Система образования в Испании и странах Латинской Америки

 

 

 

 

 

 

выполнила студентка

заочного отделения 4 курса

группы 88001157

Ерпулева Алина

 

Преподаватель:

Проф. Шеховская Наталья Леонидовна

 

 

 

БЕЛГОРОД 2014

Развитие системы образования в Испании

 В последние годы  Испания превратилась в третий  по популярности после Англии  и Ирландии учебный центр в  Европе. Специфика и структура  образовательной системы, особенно  среднего образования в Испании, имеет массу плюсов, например, личностно  ориентирована, позволяет ученику  самостоятельно определиться в  выборе будущей специальности, а  также обеспечивает владение  несколькими иностранными языками  с детства.

Студент может выбирать не только университет, но и высшее техническое училище, университетский колледж или школу. К обязательным ступеням относятся начальный и средний уровни. Обучение в государственных школах на этих этапах является бесплатным

Идея об обязательном обучении возникла еще в 1857 году. Однако тогда осуществить ее не удалось. А в 1931 году, после того как была провозглашена республика, начали массово открываться школы и дошкольные учебные учреждения. Впрочем, работа велась недостаточно последовательно, поэтому образовательные реформы не смогли обеспечить поголовную грамотность.

Когда развернулись события Национально-революционной войны (1936-1939 гг.), республиканское руководство решительно ликвидировало безграмотность среди бойцов. Ради того чтобы все могли получить знания, была отменена плата за учебу в средней школе. Но к власти в Испании пришел Франко, и это отразилось на воспитании подрастающего поколения. Поэтому большинство школ перешло в руки духовенства. И до сих пор отголоски прошлого звучат во многих учебных заведениях, где не отменяют уроки религии. Хотя государственная школа официально объявлена светской.

Согласно истории, первый университет на территории королевства был создан в 1218 году. Основание его приписывают королю Леону Альфонсо IX. Располагалось заведение в городе Саламанке. Университет получил и соответствующий лозунг, который выражал гордость за то, что этот город является «первым в преподавании всех наук».

Однако настоящий расцвет высшее образование в Испании пережило в 16-17 веках. Ведь именно на этот период припадает самое активное развитие страны. Более того, его называют золотым веком Испании. Ведь страна могла похвастаться своих могуществом на фоне других государства того времени. В те времена на территории Испании было открыто порядка 20 новых университетов.

 

Система школьного образования в Испании

Государственный и частный сектор школьного образования достаточно развиты в Испании; кроме того, здесь существуют учебные заведения среднего образования, получающие основную часть финансирования от церкви. Каждый испанец в возрасте до 16 лет обязан получить школьное образование — для этого создана обширная сеть бесплатных школ, находящихся на государственном финансировании. К сожалению, поступить в такую школу для ученика из-за рубежа практически не представляется возможным, поскольку в первую очередь право на бесплатное получение школьного образования предоставляется детям из небогатых испанских семей.

В Испании существует не много частных школ, но все они востребованы из-за того, что обучение в них считается престижным. Так как по качеству оно разительно отличается от государственного образования. Высокие стандарты успеваемости, строгий распорядок дня, ориентация на всестороннее развитие ребенка характеризуют испанские частные школы.

В Испании такие школы представляют особый интерес еще и по другой причине. Дело в том, что среди них существуют специализированные учебные заведения, преподавание в которых ведется одновременно по двум программам и на двух языках (чаще всего это испанский и английский). Таким образом, у школьника появляется возможность изучать одновременно два языка. Однако для того чтобы попасть в такую школу необходимо уже иметь определенные знания английского языка. После успешного прохождения обучения в средней школе ученики, как правило, продолжают учебу по программе Bacchilerato. Эта ступень образования не относится к числу обязательных, но без ее прохождения дальнейшее обучение в Испании невозможно. 

Система испанского образования состоит из следующих этапов:

 

 - Дошкольное образование

- Базовое школьное  образование

- Бачилерато

- Высшее образование 

Дошкольное образование в Испании делится на два цикла: детский сад Infantil (до 3 лет) и подготовительная группа Preescolar (с 3 до 6 лет). Оба цикла являются добровольными, а в государственных учреждениях и бесплатными. Испанские аналоги детских садов очень различаются между собой и зависят от организаций или фондов, которые обеспечивают их поддержку. Преподаются уроки музыки и танцев, чтение и упражнения на логику, математические занятия и ознакомление с компьютером, рисование и уроки по этике. Распорядок дня зависит от сада, но обычно это шести-десятичасовой день, чаще с 9.30-10.00 до 16.30-17.00, с обедом и полдником (иногда и завтраком), «тихий час» есть не везде. В частных учреждениях дети ходят в маленькие группы из 5- 10 человек.

 По данным испанского  государственного института статистики, на миллион детей в стране  сегодня приходится чуть больше 300 тысяч мест в детских садах. Причем 52% из них предоставляют  частные «садики». Объясняется это  просто: количество муниципальных  дошкольных учреждений намного  меньше и они просто не могут  принять всех желающих. Католические  детские сады тоже не решают  проблему баланса спроса и  предложения, потому что выдвигают  чрезвычайно строгие требования  для зачисления. Неудивительно, что  сегодня в Испании процветает  немалое количество подпольных  дошкольных заведений, не особо  заботящихся ни о стандартах воспитания, ни о гигиене. Поэтому для родителей нелегкая работа по выбору детского сада начинается, чуть ли не до рождения ребенка. Круг подходящих учреждений определяется, в основном, по месту жительства и по рекомендациям знакомых, но иногда зависит от связей садика со школами. Например, дети, посещающие британский детский сад Santa Claus в Барселоне имеют зарезервированные места в колледже St. Pol с английской системой образования.

В Испании существует небольшое количество садов модной сегодня системы Монтессори, которая совмещает личностный подход воспитания ребенка с подготовкой к колледжу. Стоимость пребывания в испанских детских садах различна, в зависимости от учреждения, но вполне адекватна по сравнению с европейскими ценами: в среднем, около 350- 500 евро в месяц. В Испании учебный год начинается в сентябре, поэтому набор в детские сады начинается уже в мае, а в сентябре найти место практически невозможно.

Базовое образование в Испании состоит из восьми курсов и охватывает возрастную группу детей с 6 до 14 лет. Получение базового образования является обязательным, по окончании выдается диплом о среднем образовании. В течение пяти первых лет (Educaciуn Primaria) ученики имеют только одного учителя, изучая с ним такие предметы как родной язык, литература, математика, природоведение, музыка, физическая подготовка – обязательные для изучения согласно Статье 18 Органического Закона об Образовании Испании. Один из явных достоинств этой ступени обучения – это раннее начало изучения иностранных языков (с 8 лет). Чаще школы приглашают для преподавания иностранных языков их носителей.

 Во второй части  этой образовательной ступени  преподавание ведется разными  учителями и включает дополнительные  предметы (информатика, искусство, физика  и Т.Д.). До недавнего времени  в Испании не существовало  единого стандарта среднего образования  и дети могли выбирать между  базовым курсом ВUР, открывающим  дорогу в университет, и профессиональным  образованием FP, гарантирующим лишь  работу, связанную с физическим  или ручным трудом. Сегодня ESO, то  есть Educacion Secundaria Obligatoria (обязательное  среднее образование) обязывает  испанцев учиться по единой  системе с 6 до 14 лет.

Бачилерато старшие классы общеобразовательной школы и включает в себя два курса, на которых дети учатся с 14 до 16 лет. По окончании выдается аттестат о среднем образовании. Bachillerato не входит в программу обязательного государственного образования, но необходим для поступления в университет, при этом обладатели высоких средних баллов имеют лучшие возможности при зачислении. Bachillerato имеет 6 основных специальностей: Сценическое Искусство, Изобразительное Искусство, Экономика и Управление, Естественные науки, Социальные Науки и Технология.

Не каждая школа предоставляет обучение по всем этим специальностям, потому часто ученикам приходится менять учебное заведение и «добирать» предметы в другом месте. Задумываться о выборе Bachillerato пора уже на 3-4 курсе ESO: именно в это время начинают давать соответствующие предметы. Обязательные для изучения на этом этапе: английский, испанский (плюс каталанский в Каталонии) языки, философия, история, религия (или альтернативная дисциплина, например, этика) и физическое образование. Каждый курс Bachillerato имеет еще по 2 предмета «в довесок» к обязательной программе – для подготовки к университету (физика, латинский язык, анатомия, химия и т.д). Впрочем, выбор предметов может и не совпадать с решением ребенка о дальнейшей карьере.

 Распорядок дня в  начальной и средней школе. Учебный день в большинстве начальных школ в Испании длится с 09:00-12:00 и с 15:00-17:00. В полдень дети делают паузу на обед и послеобеденный отдых, обычно на 2,5-3 часа. Многие в перерыв уходят домой «на вольные хлеба», другие обедают в школьной столовой, если таковая имеется. В школах, находящихся в крупных городах, день обычно длится с 09:00-14:00, в этом случае перерыв на обед короче. Некоторые школы предлагают возможность ученикам приехать пораньше, позавтракать, а затем и пообедать в школе – для проведения внеклассных мероприятий во второй половине дня. Обычно руководство школы согласовывает с родителями график. В сентябре и июне школы всегда открыты лишь в первой половине дня, с 09:00-13:00. Учебный день в средней школе обычно дольше, чем в начальной – с 08:30 до 15:00 или с 09:00 до 15:00, включая перерыв на обед, но и здесь часы могут значительно различаться в зависимости от расположения и от самого учебного заведения.

 Классы и преподаватели. Уроки в испанских школах длятся 45-50 минут. Классы обычно небольшие, особенно в частных заведениях, в государственных школах в классе максимум может быть 20-30 человек. Все большую популярность получают смешанные группы, разделять девочек и мальчиков продолжают лишь в колледжах религиозной направленности (например, Opus Dei). В дошкольном образовании все классы обычно ведет один воспитатель-преподаватель, иногда два. В начальной и средней школе предметы даются учительским составом из 8-10 человек, в зависимости от количества дисциплин и возрастной группы, часто один преподаватель может вести несколько предметов (вплоть до 5).

За каждым классом, как и в российской школе, закреплен «классный руководитель» – тутор (tutor), помимо этого, каждый цикл обучения контролирует руководитель (jefe de estudios), в некоторых школах есть еще директор (director de estudios) и академический директор (director acadеmico). Последняя инстанция –директор школы (director de colegio). Туторы играют роль воспитателей и служат своеобразным связующим звеном между родителями и учителями. Например, напрямую встретиться с преподавателем философии родителю довольно сложно – сначала нужно переговорить с тутором и, если нужно, с руководителем цикла. Пропуски не поощряются, но впрочем, никто особо за ними не следит – все базируется на письменных объяснениях родителей в журнале посещений (Agenda Escolar).

В некоторых отдаленных регионах местные власти частично или полностью финансируют приобретение учебных пособий, а также, материалов для внешкольных занятий, таких как спорт, занятия в кружках, занятия живописью, музыкой и т.д. Кроме того, ученики начальной школы (от 6 до 12 лет) учатся, как правило, в ближайших поселках, а вот старшеклассникам приходится ездить на занятия относительно далеко. Школьные автобусы содержатся за государственный счет.

 За учебу в Испании  отвечает Министерство образования  и науки. Однако в 17 автономных  сообществах созданы свои структуры, в ведении которых находятся  учебные учреждения, включая и  высшее образование. Эти структуры  занимаются вопросами финансирования, материального и технического  обеспечения, организацией досуга, различных внеклассных мероприятий  и так далее. Но все, что касается  учебных программ и методики  преподавания, находится под неусыпным  контролем центрального министерства. И хотя определенный простор для маневра у местных властей имеется, тем не менее, государство гарантирует, что в любой испанской школе ребенку будет дано полноценное базовое образование.

Информация о работе Система образования в Испании и странах Латинской Америки