Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:35, реферат
В данном реферате я попытаюсь рассмотреть систему образования США,
сравнить ее с Российской системой.
Система образования США.
Американская система университетского образования очень сильно
отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями,
отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с
тем в последнее время у нас в стране появилось много желающих перенести эту
систему в наши университеты. Разумеется, в американской системе есть много
такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже
и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и
не столько) в экономических причинах, сколько в соответствии с другими
основными элементами системы образования, сложившейся в нашей стране, -
системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же
время американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда,
наоборот, как говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-
видимому, от недостаточного сравнительного анализа нашей и американской
систем высшего образования.
В данном реферате я попытаюсь
рассмотреть систему
сравнить ее с Российской системой.
Система образования США.
Американская система университетского образования очень сильно
отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями,
отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с
тем в последнее время у нас в стране появилось много желающих перенести эту
систему в наши университеты. Разумеется, в американской системе есть много
такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже
и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и
не столько) в экономических причинах, сколько в соответствии с другими
основными элементами системы образования, сложившейся в нашей стране, -
системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же
время американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда,
наоборот, как говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-
видимому, от недостаточного сравнительного анализа нашей и американской
систем высшего образования.
Представляется уместным рассказать про американскую систему высшего
образования более подробно. При этом мы не будем говорить о ее недостатках,
оставляя, в частности, в стороне вопрос об уровне подготовки выпускников
большинства американских университетов. Нам интересен лишь положительный
опыт, реализующийся
преимущественно в ведущих
В
США продолжительность
лет. В американские вузы поступают выпускники полных средних школ, имеющие
дипломы об окончании старшей средней школы. По стандартам, принятым,
например, в Великобритании, американский документ о полном среднем
образовании приравнивается к английскому сертификату общего образования
обычного уровня, не дающему в Великобритании права поступления в
университеты. Для этого в британских средних школах надо заниматься еще 2
года и получить сертификат общего образования повышенного уровня. Поэтому
обладатель американского диплома об окончании средней школы должен
проучиться еще 1-2 года в колледже, прежде чем поступать в британские
университеты. Этим, очевидно, объясняется то, что в Великобритании
собственный выпускник средней школы обучается на первую академическую
степень (обычно бакалавра) по естественным и гуманитарным наукам 3 года, а
в США собственный
выпускник средней школы
года. Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням с
разным содержанием и назначением.
Первые четыре года (или эквивалентный период времени в системе
заочного обучения) высшего образования в США называются первой ступенью и
завершаются присвоением степени бакалавра. Слово «колледж», хотя и с
определенными оттенками, чаще всего означает либо учебное заведение,
присуждающее лишь степень бакалавра (или, возможно, магистра, но не
доктора), либо первый этап обучения в университете, т. е. первые 4 года
университетского образования.
Обучение
на первой ступени,
ведется в широком диапазоне и не ориентировано на какое-либо
профессиональное занятие. При этом присваиваются степени бакалавра искусств
или бакалавра наук. Однако имеет место и обучение на степень бакалавра с
профессиональной направленностью.
Учебный план для подготовки на первую академическую степень (обычно
бакалавра) в общеобразовательных колледжах рассчитан на 4 года, хотя
отдельные вузы в порядке эксперимента стараются этот срок уменьшить, в
первые 2 года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык,
иностранные языки, гуманитарные дисциплины, математика, естественные науки
и компьютеры. Обычно в конце второго года обучения студенты должны назвать
дисциплины для своего дальнейшего углубленного изучения, после чего с
помощью
своих преподавателей-консультантов
специализированные учебные программы.
Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов: базовые
курсы, дающие общее образование в различных областях, основные курсы и
курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают
базовые курсы, вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые
селективные курсы. В течение последних двух лет студенты занимаются,
главным образом, основными курсами, а также некоторыми курсами по выбору,
которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам.
Обычно студент занимается по четырем или пяти курсам в течение одного
семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбора студентами курсов от
10 до 25 процентов курсов являются чисто факультативными; их посещение
позволяет студентам знакомиться с различными интересующими их отраслями
знаний, часто еще до момента выбора своей будущей специализации и связанных
с ней основных предметов соответствующего учебного плана. Кроме того,
наличие большого числа факультативов дает возможность осваивать области,
которые студентам вряд ли когда-нибудь придется изучать в рамках
формальной программы. Обучение на второй ступени (на степень магистра) ведется по
программе, ориентированной на специализированную практическую деятельность
в различных областях. Лица со степенью бакалавра для получения степени
магистра по какой-либо специальности обычно должны учиться 2 года, хотя кое-
где имеются и одногодичные курсы на степень магистра. Наряду со степенями
по определенной специальности, могут присуждаться и непрофессиональные или
научно-исследовательские магистерские степени. Для получения степени
магистра требуется написать диссертацию.
Высшей ступенью образования в США является докторантура. Она
предполагает специализированное обучение и самостоятельное научное
исследование в избранной области знаний.
Степень доктора философии обычно присваивается обладателям степени
бакалавра при условии обучения и проведения научных исследований в течение
4 или 5 лет. В первые два года аспирант изучает соответствующие курсы,
после чего сдает по ним квалификационный экзамен. В последующем он пишет
диссертацию, которую представляет к защите для получения степени доктора
философии.
Главным элементом учебного процесса является лекция. Для усвоения и
закрепления изложенного в лекциях материала студенческие потоки часто
разделяют на дискуссионные группы по 15-30 человек. Каждая группа
встречается один или два раза в неделю и под руководством преподавателя или
аспиранта обсуждает вопросы, изложенные в лекции, и представляет
выполненные задания.
По некоторым предметам студенты объединены в немногочисленные группы.
Ведущие с группой
занятия преподаватели
раз в неделю для чтения лекций, проведения дискуссий и контроля знаний.
Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы,
что позволяет следить за усвоением ими учебного материала. Во многих вузах
преподаватели требуют обязательного посещения занятий и принимают меры
воздействия на пропускающих их. Однако в целом ряде вузов практикуется
свобода посещений занятий студентами. В большинстве случаев даже на второй
ступени обучение осуществляется на базе учебных курсов (дисциплин),
преподаваемых профессорами (часто с ассистентами) группам студентов
(от 5-6 до нескольких сотен человек), которые собираются для формальных
занятий на определенное количество часов в неделю (3-4 или немного больше)
в течение семестра (около 15 недель).
Студенты выполняют письменные задания и, как правило, сдают экзамены -
иногда несколько раз - для получения окончательной оценки по курсу. Степени
присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривается, что
одни должны быть сданы по основным дисциплинам, т. е. по специальности,
другие - по ряду курсов, которые зачастую содержат вводный теоретический
или иллюстративный материал по основным принципам или теоретическим
системам в широких областях знаний, например в литературе и искусстве,
математике и естественных или общественных науках. Американские студенты обычно не подвергаются всесторонним экзаменам
и никаким иным образом не «отчитываются» за знания, которые уже
удостоверены как «усвоенные», исходя из удовлетворительной оценки по
конкретному курсу. Даже на второй ступени, где всеобъемлющие экзамены и
диссертации нередко являются ключевыми факторами обучения, предварительно
требуется пройти определенное число курсов и набрать в совокупности
необходимое количество «зачетных единиц» (типичный курс оценивается в
3-4 единицы на основании количества часов формального обучения в неделю).
Важной характеристикой метода накопления курсовых зачетов,
подтверждающих усвоение определенного объема знаний, является
допустимость временного прекращения учебы студента и возобновления ее на
более позднем этапе или перевода студента из одного учебного заведения в
другое при условии, конечно, что накопленные им в прошлом зачеты
действительны при поступлении в это учебное заведение или при возобновлении
учебы.
Обучение
в исследовательской школе,
философии (PhD), осуществляется в основном приблизительно в 200 ведущих
университетах; почти все из них имеют также обширные программы подготовки
бакалавров. Обычно на одни и те же отделения и факультеты возложена