Система образования в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

В данном реферате я попытаюсь рассмотреть систему образования США,

сравнить ее с Российской системой.

Система образования США.

Американская система университетского образования очень сильно

отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями,

отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с

тем в последнее время у нас в стране появилось много желающих перенести эту

систему в наши университеты. Разумеется, в американской системе есть много

такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже

и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и

не столько) в экономических причинах, сколько в соответствии с другими

основными элементами системы образования, сложившейся в нашей стране, -

системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же

время американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда,

наоборот, как говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-

видимому, от недостаточного сравнительного анализа нашей и американской

систем высшего образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Система образования в США.docx

— 23.57 Кб (Скачать файл)

ответственность, как  за преддипломное, так и последипломное  (т.  е.  второй

ступени)  образование,  и  профессора,  получающие  вознаграждение,  главным

образом, за научную  работу и обучение студентов в  исследовательской  школе,

могут  одновременно  преподавать  на   одном-двух   курсах   колледжа;   но,

разумеется,   их   внимание   сосредоточено,   прежде   всего,   на   курсах

последипломного образования,  работе с диссертантами и  (особенно в  области

естественных наук) на руководстве аспирантами с  докторской  степенью.  Даже

многие из тех  американских университетов, которые  не  придерживаются  строго

селективного  подхода  при  наборе  студентов  и  располагают  значительными

финансовыми ресурсами  и политическим влиянием,  оставаясь  доступными  и  не

элитарными на первой ступени, тем не менее создали на  базе  тех же  самых

профессорско-преподавательских  и  административных  структур  ряд  наиболее

известных в мире селективных и явно  элитарных  программ  на  уровне  второй

ступени и исследовательских  институтов.

      Научные   исследования  -   специальная   сфера   деятельности   скорее

университетов, чем  колледжей,  особенно  когда  речь  идет  о  дорогостоящих

исследованиях (в частности, в области физических  и биомедицинских  наук),

требующих солидной  материально-технической  базы,  участия  студентов,  как

минимум, со степенью бакалавра и наличия критической  массы более  или  менее

одинаково подготовленных ученых. Как правило, они финансируются  частично  за

счет субсидий различных  фондов или правительственных учреждений.     Исследования могут поглощать часть  или все время ученого-преподавателя

(в последнем случае  он  освобождается  от  ведения   курса),  хотя  профессор

обычно   продолжает   заниматься   с   аспирантами   и    работающими    над

диссертационными  изысканиями, а также руководит  работой  молодых  ученых   с

докторской  степенью.  Американские  университеты  выпускают  в  год  сейчас

приблизительно 38 тысяч  специалистов со степенью доктора философии.

      Отметим   еще   некоторые   особенности   американских   университетов.

Общегуманитарное образование не заканчивается в школе.  Поэтому студенты-

естественники в  качестве обязательных должны изучать некоторые гуманитарные

предметы (и часто  языки), а студенты гуманитарных факультетов  —   некоторые

 предметы  естественнонаучного   цикла (часто математику).

      Контроль  знаний студентов является многоступенчатым  и,  как  правило,

включает: а)  короткие  опросы  4-6  раз  в  семестр  во  время  семинарских

занятий; б) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока  в

лекционных  аудиториях;  в)  семестровые   экзамены.   Оценка   за   семестр

выставляется с  учетом всех форм  промежуточного  и  итогового  контроля  как

средняя взвешенная. Таким  образом,  студент,  который  в  течение  семестра

характеризовался   прохладным  отношением  к  изучению  предмета,    а    на

семестровом экзамене сумел получить высокую оценку, не получит этой  высокой

оценки за работу в  семестре  в  целом.  Представляется,  что  этот  порядок

является всегда целесообразным, и следует изучить  возможность его  внедрения

в учебный процесс  нашего университета.

Требовательность  на экзаменах довольно  высока.  Высшей   оценкой   является

«А»,  следующими  положительными оценками  являются  «В»,   «С»,   «D»,    а

  непроходной  (неудовлетворительной)   оценкой   является   «F».    Типичное

распределение оценок, например, по физике  за  ряд  лет  выглядит  следующим

образом: А- 10, В- 10, С - 40, D  -  25  и  F-15  процентов  соответственно.

Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить  лишь  небольшому  числу

студентов. Процент  неудовлетворительных оценок также  довольно высок.

      Дипломы  с отличием имеются во многих  университетах, но не во всех. Для

получения  диплома  с  отличием  недостаточно  хорошо  учиться.   Необходимо

изучить некоторые  курсы,  которые  специально  объявляются  как  курсы   для

дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для  получения  диплома

с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической  физики  примерно

аспирантского уровня.  Как известно, диплом с отличием в наших университетах выдается  только

на  основе  оценок  по  изученным  курсам.  Не  является  ли  целесообразным

дополнить требование по оценкам требованием успешного  изучения  определенных

дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении  с  курсами,  которые

сдают студенты, получающие обыкновенный диплом?

      Главное  в подготовке студента в университетах  США - выработка  навыков

самостоятельного  творческого  мышления  и  широкого  кругозора  на   основе

современных представлений.

      В  связи с этим в ряде общих  курсов изменяют традиционный  исторический

порядок изложения  материала «от простого  к  сложному»,  вводят  студента  с

самого начала в  круг современных  идей  данной  области  науки.  Таков  курс

общей  физики  Массачусетского  технологического  института,  где   делается

попытка Формирования у студентов на начальных этапах обучения  представлений

о строении физического  мира на основе  концепций  теории  относительности  и

квантовой механики. В  общем  курсе  биохимии  (для  медицинских  колледжей)

отказываются  от   последовательного   изложения   свойств   биоорганических

соединений на основе их  классификации.  В  основу  кладется  функциональный

подход,   при  котором   сразу   рассматриваются   основные   метаболические

процессы, а механизмы  отдельных реакций и молекулярные свойства  участвующих

в них соединений раскрываются по ходу изложения  этого  материала.  Одна  из

тенденций состоит  в таком планировании программ, при  котором  можно  давать

часть общих курсов по биологии,  химии,  геологии  после  прохождения  цикла

Фундаментальных физико-математических дисциплин, чтобы  осветить  ряд  общих

вопросов с использованием методов физики и математики уже  на  уровне  общего

образования.  В  некоторых университетах вводятся  специальные  занятия  по  обучению

студентов элементам  логики  творческого  научного  мышления.  Делается  это

путем  летального  разбора  специально  подобранных   оригинальных   научных

статей и  подробного  обсуждения  сопутствующего  теоретического  материала.

Цель обсуждения состоит в том, чтобы студенты, изучая фактический  материал,

 полученный автором,  сами пришли к определенным научным выводам и решили

вопрос о  дальнейших  экспериментах.  Опыт  показал,  что  после  проведения

соответствующих регулярных занятий (по три часа в неделю)  студенты  успешно

ориентируются в  проблемах молекулярной генетики.

      В   проведении  лабораторных  занятий   отказываются  от   необходимости

иллюстрировать  на  практикуме   все   основные   разделы   соответствующего

Фундаментального  курса. Считается, что  в  свете  современных  требований  к

качеству специалиста  основная  цель  -  выработать  у  студента,  начиная  с

младших курсов, способность  творчески и  самостоятельно  применять  основные

положения теории. Число  заданий сокращается,  зато  выполнение  каждого  при

консультации преподавателей  включает  самостоятельный  выбор  аппаратуры  и

обоснование   метода,   определение   последовательности   экспериментов   и

всесторонний анализ данных с учетом возможных  ошибок.   В   конце   занятий

проводятся  практические экзамены.


Информация о работе Система образования в США