Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:35, реферат
В данном реферате я попытаюсь рассмотреть систему образования США,
сравнить ее с Российской системой.
Система образования США.
Американская система университетского образования очень сильно
отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями,
отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с
тем в последнее время у нас в стране появилось много желающих перенести эту
систему в наши университеты. Разумеется, в американской системе есть много
такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже
и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и
не столько) в экономических причинах, сколько в соответствии с другими
основными элементами системы образования, сложившейся в нашей стране, -
системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же
время американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда,
наоборот, как говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-
видимому, от недостаточного сравнительного анализа нашей и американской
систем высшего образования.
ответственность, как за преддипломное, так и последипломное (т. е. второй
ступени) образование, и профессора, получающие вознаграждение, главным
образом, за научную работу и обучение студентов в исследовательской школе,
могут одновременно преподавать на одном-двух курсах колледжа; но,
разумеется, их внимание сосредоточено, прежде всего, на курсах
последипломного образования, работе с диссертантами и (особенно в области
естественных наук) на руководстве аспирантами с докторской степенью. Даже
многие из тех американских университетов, которые не придерживаются строго
селективного подхода при наборе студентов и располагают значительными
финансовыми ресурсами и политическим влиянием, оставаясь доступными и не
элитарными на первой ступени, тем не менее создали на базе тех же самых
профессорско-
известных в мире селективных и явно элитарных программ на уровне второй
ступени и исследовательских институтов.
Научные исследования - специальная сфера деятельности скорее
университетов, чем колледжей, особенно когда речь идет о дорогостоящих
исследованиях (в частности, в области физических и биомедицинских наук),
требующих солидной материально-технической базы, участия студентов, как
минимум, со степенью
бакалавра и наличия
одинаково подготовленных ученых. Как правило, они финансируются частично за
счет субсидий различных
фондов или правительственных
(в последнем случае он освобождается от ведения курса), хотя профессор
обычно продолжает заниматься с аспирантами и работающими над
диссертационными изысканиями, а также руководит работой молодых ученых с
докторской степенью. Американские университеты выпускают в год сейчас
приблизительно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.
Отметим еще некоторые особенности американских университетов.
Общегуманитарное образование не заканчивается в школе. Поэтому студенты-
естественники в качестве обязательных должны изучать некоторые гуманитарные
предметы (и часто языки), а студенты гуманитарных факультетов — некоторые
предметы естественнонаучного цикла (часто математику).
Контроль
знаний студентов является
включает: а) короткие опросы 4-6 раз в семестр во время семинарских
занятий; б) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока в
лекционных аудиториях; в) семестровые экзамены. Оценка за семестр
выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как
средняя взвешенная. Таким образом, студент, который в течение семестра
характеризовался прохладным отношением к изучению предмета, а на
семестровом экзамене сумел получить высокую оценку, не получит этой высокой
оценки за работу в семестре в целом. Представляется, что этот порядок
является всегда целесообразным, и следует изучить возможность его внедрения
в учебный процесс нашего университета.
Требовательность на экзаменах довольно высока. Высшей оценкой является
«А», следующими положительными оценками являются «В», «С», «D», а
непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «F». Типичное
распределение оценок, например, по физике за ряд лет выглядит следующим
образом: А- 10, В- 10, С - 40, D - 25 и F-15 процентов соответственно.
Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить лишь небольшому числу
студентов. Процент неудовлетворительных оценок также довольно высок.
Дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для
получения диплома с отличием недостаточно хорошо учиться. Необходимо
изучить некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для
дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома
с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики примерно
аспирантского уровня. Как известно, диплом с отличием в наших университетах выдается только
на основе оценок по изученным курсам. Не является ли целесообразным
дополнить требование по оценкам требованием успешного изучения определенных
дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении с курсами, которые
сдают студенты, получающие обыкновенный диплом?
Главное
в подготовке студента в
самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе
современных представлений.
В связи с этим в ряде общих курсов изменяют традиционный исторический
порядок изложения материала «от простого к сложному», вводят студента с
самого начала в круг современных идей данной области науки. Таков курс
общей физики Массачусетского технологического института, где делается
попытка Формирования у студентов на начальных этапах обучения представлений
о строении физического мира на основе концепций теории относительности и
квантовой механики. В общем курсе биохимии (для медицинских колледжей)
отказываются от последовательного изложения свойств биоорганических
соединений на основе их классификации. В основу кладется функциональный
подход, при котором сразу рассматриваются основные метаболические
процессы, а механизмы
отдельных реакций и
в них соединений раскрываются по ходу изложения этого материала. Одна из
тенденций состоит в таком планировании программ, при котором можно давать
часть общих курсов по биологии, химии, геологии после прохождения цикла
Фундаментальных физико-математических дисциплин, чтобы осветить ряд общих
вопросов с использованием методов физики и математики уже на уровне общего
образования. В
некоторых университетах
студентов элементам логики творческого научного мышления. Делается это
путем летального разбора специально подобранных оригинальных научных
статей и подробного обсуждения сопутствующего теоретического материала.
Цель обсуждения состоит в том, чтобы студенты, изучая фактический материал,
полученный автором, сами пришли к определенным научным выводам и решили
вопрос о дальнейших экспериментах. Опыт показал, что после проведения
соответствующих регулярных занятий (по три часа в неделю) студенты успешно
ориентируются в проблемах молекулярной генетики.
В проведении лабораторных занятий отказываются от необходимости
иллюстрировать на практикуме все основные разделы соответствующего
Фундаментального курса. Считается, что в свете современных требований к
качеству специалиста основная цель - выработать у студента, начиная с
младших курсов, способность творчески и самостоятельно применять основные
положения теории. Число заданий сокращается, зато выполнение каждого при
консультации преподавателей включает самостоятельный выбор аппаратуры и
обоснование метода, определение последовательности экспериментов и
всесторонний анализ данных с учетом возможных ошибок. В конце занятий
проводятся практические экзамены.