Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:55, реферат
В данном реферате я попытаюсь рассмотреть
систему образования США, сравнить ее с Российской системой.
Введение
..................................................3
Система
образования в США .................................4
Заключение
...............................................14
Список литературы ........................................15
Тема: Система образования в США
Преподаватель:
Краева И.Ю.
Выполнил: Ворохиб П.И.
Оглавление.
Введение
..............................
Система
образования
в США ..............................
Заключение
..............................
Список литературы
..............................
Введение.
В данном реферате я попытаюсь рассмотреть
систему образования США, сравнить ее с Российской системой.
Система
образования США.
Американская система университетского образования очень сильно отличается
от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями, отличающимися
от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с тем в последнее
время у нас в стране появилось много желающих перенести эту систему в наши
университеты. Разумеется, в американской системе есть много такого, что не
мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже и очень хорошее
для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и не столько) в
экономических причинах, сколько в соответствии с другими основными
элементами системы образования, сложившейся в нашей стране, - системы,
которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же время
американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда, наоборот, как
говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-видимому, от
недостаточного сравнительного анализа нашей и американской систем высшего
образования.
Представляется уместным рассказать про американскую систему высшего
образования более подробно. При этом мы не будем говорить о ее недостатках,
оставляя, в частности, в стороне вопрос об уровне подготовки выпускников
большинства американских университетов. Нам интересен лишь положительный
опыт, реализующийся
преимущественно в ведущих
В США продолжительность обучения в средней школе составляет в целом 12 лет. В
американские вузы поступают выпускники полных средних школ, имеющие дипломы
об окончании старшей средней школы. По стандартам, принятым, например, в
Великобритании, американский документ о полном среднем образовании
приравнивается
к английскому сертификату
не дающему в Великобритании права поступления в университеты. Для этого в
британских средних школах надо заниматься еще 2 года и получить сертификат
общего образования повышенного уровня. Поэтому обладатель американского
диплома об окончании средней школы должен проучиться еще 1-2 года в колледже,
прежде чем поступать в британские университеты. Этим, очевидно, объясняется
то, что в Великобритании собственный выпускник средней школы обучается на
первую академическую степень (обычно бакалавра) по естественным и
гуманитарным наукам 3 года, а в США собственный выпускник средней школы
получает такую же степень через 4 года.
Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням с разным
содержанием и назначением.
Первые четыре года (или эквивалентный период времени в системе заочного
обучения) высшего образования в США называются первой ступенью и завершаются
присвоением степени бакалавра. Слово «колледж», хотя и с определенными
оттенками, чаще всего означает либо учебное заведение, присуждающее лишь
степень бакалавра (или, возможно, магистра, но не доктора), либо первый этап
обучения в университете, т. е. первые 4 года университетского образования.
Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра,
ведется в широком диапазоне и не ориентировано на какое-либо
профессиональное занятие. При этом присваиваются степени бакалавра искусств
или бакалавра наук. Однако имеет место и обучение на степень бакалавра с
профессиональной направленностью.
Учебный план для подготовки на первую академическую степень (обычно
бакалавра) в общеобразовательных колледжах рассчитан на 4 года, хотя
отдельные вузы в порядке эксперимента стараются этот срок уменьшить, в первые
2 года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык, иностранные
языки, гуманитарные дисциплины, математика, естественные науки и компьютеры.
Обычно в конце второго года обучения студенты должны назвать дисциплины для
своего дальнейшего углубленного изучения, после чего с помощью своих
преподавателей-консультантов намечают более специализированные учебные
программы.
Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов: базовые курсы,
дающие общее
образование в различных
выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают базовые курсы,
вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые селективные курсы. В
течение последних двух лет студенты занимаются, главным образом, основными
курсами, а также некоторыми курсами по выбору, которые дополняют или
углубляют их знания по основным курсам.
Обычно студент занимается по четырем или пяти курсам в течение одного
семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбора студентами курсов от
10 до 25 процентов курсов являются чисто факультативными; их посещение
позволяет студентам знакомиться с различными интересующими их отраслями
знаний, часто еще до момента выбора своей будущей специализации и связанных с
ней основных предметов соответствующего учебного плана. Кроме того, наличие
большого числа факультативов дает возможность осваивать области, которые
студентам вряд ли когда-нибудь придется изучать в рамках формальной
программы.
Обучение на второй ступени (на степень магистра) ведется по программе,
ориентированной на специализированную практическую деятельность в различных
областях. Лица со степенью бакалавра для получения степени магистра по
какой-либо специальности обычно должны учиться 2 года, хотя кое-где имеются и
одногодичные курсы на степень магистра. Наряду со степенями по определенной
специальности, могут присуждаться и непрофессиональные или научно-
исследовательские магистерские степени. Для получения степени магистра
требуется написать диссертацию.
Высшей ступенью образования в США является докторантура. Она предполагает
специализированное обучение и самостоятельное научное исследование в
избранной области знаний.
Степень доктора философии обычно присваивается обладателям степени бакалавра
при условии обучения и проведения научных исследований в течение 4 или 5
лет. В первые два года аспирант изучает соответствующие курсы, после чего
сдает по ним квалификационный экзамен. В последующем он пишет диссертацию,
которую представляет к защите для получения степени доктора философии.
Главным элементом учебного процесса является лекция. Для усвоения и
закрепления изложенного
в лекциях материала
разделяют на дискуссионные группы по 15-30 человек. Каждая группа
встречается один или два раза в неделю и под руководством преподавателя или
аспиранта обсуждает вопросы, изложенные в лекции, и представляет выполненные
задания.
По некоторым предметам студенты объединены в немногочисленные группы.
Ведущие с группой занятия преподаватели встречаются со студентами несколько
раз в неделю для чтения лекций, проведения дискуссий и контроля знаний.
Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы,
что позволяет следить за усвоением ими учебного материала. Во многих вузах
преподаватели требуют
обязательного посещения
воздействия на пропускающих их. Однако в целом ряде вузов практикуется
свобода посещений занятий студентами. В большинстве случаев даже на второй
ступени обучение осуществляется на базе учебных курсов (дисциплин),
преподаваемых профессорами (часто с ассистентами) группам студентов (от
5-6 до нескольких сотен человек), которые собираются для формальных занятий
на определенное количество часов в неделю (3-4 или немного больше) в течение
семестра (около 15 недель).
Студенты выполняют письменные задания и, как правило, сдают экзамены -
иногда несколько раз - для получения окончательной оценки по курсу. Степени
присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривается, что
одни должны быть сданы по основным дисциплинам, т. е. по специальности,
другие - по ряду курсов, которые зачастую содержат вводный теоретический или
иллюстративный материал по основным принципам или теоретическим системам в
широких областях знаний, например в литературе и искусстве, математике и
естественных или общественных науках.
Американские студенты обычно не подвергаются всесторонним экзаменам и
никаким иным образом не «отчитываются» за знания, которые уже удостоверены
как «усвоенные», исходя из удовлетворительной оценки по конкретному курсу.
Даже на второй ступени, где всеобъемлющие экзамены и диссертации нередко
являются ключевыми факторами обучения, предварительно требуется пройти
определенное число курсов и набрать в совокупности необходимое количество
«зачетных единиц» (типичный курс оценивается в 3-4 единицы на основании
количества часов формального обучения в неделю).
Важной характеристикой метода накопления курсовых зачетов, подтверждающих
усвоение определенного объема знаний, является допустимость временного
прекращения учебы студента и возобновления ее на более позднем этапе или
перевода студента из одного учебного заведения в другое при условии, конечно,
что накопленные им в прошлом зачеты действительны при поступлении в это