Система педагогических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, какие специфические проблемы она исследует и что она представляет собой на данный момент своего развития. Поэтому целью данной работы является:
выявление истоков науки педагогики,
определение предмета ее изучения,
рассмотрение пути ее развития
получение четкой картины ее структуры

Содержание

Введение
1.Развитие системы педагогических наук
2. Определение науки педагогики
3. Выделение педагогики как науки
4. Дифференциация педагогики
5.Отрасли педагогики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Система пед. наук.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  высшего и среднего образования  Республики Узбекистан

Факультет: Романо-германская филология

Отделение: Английский язык

Предмет: Педагогика

Группа:

РЕФЕРАТ

На тему: Система педагогических наук

 

 

 

Приняла: 

Подготовила

Карши 2013

Содержание

Введение

1.Развитие  системы педагогических наук

2. Определение науки педагогики

3. Выделение педагогики как науки

4. Дифференциация педагогики

5.Отрасли педагогики

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Каждая  наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание и образование подрастающего поколения, как сложное, объективно существующее явление рассматривается многими науками как частные моменты, влияющие на развитие их собственного предмета изучения.

Так педагогические воздействия на человека рассматриваются в истории в  свете классовой политики, в психологии - с точки зрения становления личности, в медицине – как профилактический прием при обучении пациентов правильному поведению при тех или иных медицинских показаниях. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей  системе наук, в общей системе  «вещей и знаний» педагогика выступает  как единственная наука, имеющая  своим предметом воспитание человека.

Изучение  всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, какие специфические проблемы она исследует и что она представляет собой на данный момент своего развития. Поэтому целью данной работы является:

выявление истоков науки педагогики,

определение предмета ее изучения,

рассмотрение  пути ее развития

получение четкой картины ее структуры.

В самом  деле, каждая наука имеет свою историю  и достаточно определённый аспект природных  или общественных явлений, изучением  которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.


Это знание относительно педагогики имеет огромное значение в современном мире, когда все  более набирает темпы прогресс человеческого  общества и степень образованности и воспитанности каждой личности напрямую влияет не только на ее личное благополучие, но и на здоровое и стабильное существование всего человеческого сообщества.

 

 

 

РАЗВИТИЕ  СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ ПЕДАГОГИКИ


    Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку.

Постепенно  слово педагогика стало употребляться  в более широком смысле для  обозначения искусства «вести ребенка  по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Наука, как одна из форм человеческого сознания, наряду с искусством и религией, направлена на добывание новых знаний, систематизацию и создание теорий.

Искусство же – это практическая, в данном случае воспитательная, деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического мастерства. С этой точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку о воспитании и практическую воспитательную деятельность как искусство.

Возникнув как наука о воспитании детей, педагогическая отрасль знания под  влиянием общественных потребностей постепенно расширила границы своего исследования и стала охватывать воспитание человека в целом.

В отдельную  отрасль знания педагогика выделилась в начале XVII в. и подразумевала  совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Поэтому некоторые  ученые ставят вопрос о необходимости изменения самого названия педагогики. Например, Альбин Динер – автор двухтомной работы «Очерки философии», изданной в 1964 г. в ФРГ, считает, что традиционное название педагогики устарело, стало узким и неполным. Науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикой (от греч. antropos – человек, gogos – вести). За рубежом начинают использовать также термин «андрагогика» (от греч. andros – мужчина, gogos – вести).

Как всякая наука, педагогика имеет свой предмет: закономерности, теории, технологии, педагогического процесса, т.е. исследование сущности процессов развития и формирования личности и определение теории и методики воспитания как специально организованного процесса. «Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях».

Объект  педагогики - процессы развития воспитания и становления человека.

Цель  педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования.

Функция педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей  и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Существует множество определений педагогической науки, которые в той или иной мере охватывают все вышеперечисленные ее характеристики:

Педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

Педагогическая  наука, определяется как наука о  законах образования и воспитания детей и взрослых.

Самое краткое, общее и вместе с тем  относительно точное определение современной  педагогики – это наука о воспитании человека.

Т.об. педагогика исследует развитие человека и становление его как личности в течении всех возрастных периодов его жизни и « рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения». Ее следует четко отличать от воспитательного искусства, требующего от педагога овладения определенными навыками, теоретическими знаниями и личностными качествами, сущность процессов которого является предметом науки педагогики.

ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ


Источники развития педагогики - многовековый педагогический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические  труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

Педагогическая  отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации, т.к. педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни.


С развитием человеческого  общества, увеличением знаний об окружающем мире, усложнением производственного  процесса стала очевидной необходимость  более продолжительной и специфической  подготовки людей, а соответственно и потребность в тех, кто способен обучить и воспитать граждан в соответствии с запросами общества, а также в специальных образовательных учреждениях.

Поэтому на определенной ступени развития человеческого  общества, когда производство и наука достигли значительного развития, «воспитание выделяется в особую общественную функцию, связанную с передачей накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей». т.е. педагогика, отражая идеологию и политику общества, учитывает их при разработке воспитательной теории и стремится к реализации его целевых установок.

Первые  педагогические обобщения были сделаны в философии наиболее развитых государств - Китая, Индии, Египта, Греции.

Древнегреческая философия стала колыбелью европейских  систем воспитания. Виднейшими ее представителями  были Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ, (469-399гг. до н.э.), Платон (427-347гг до н.э.), Аристотель (384-322).

Значительное  место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских  философов и ораторов. Например, Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), написал философскую поэму «О природе вещей», в которой касался и вопросов воспитания, а также Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96 гг.), изложил в своих книгах «О воспитании оратора» идеи о воспитании детей и подростков, которым следуют до сих пор.

В средние  века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, принципы догматического обучения просуществовали  в Европе почти 12 веков. За это время педагогическая теория далеко не ушла, оставив человечеству обширные педагогические трактаты философов Тертуллиана(160-222), Августина (354-430) и других авторов.

Дальнейшее  развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Виднейшие деятели этой эпохи итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и другие выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей.

Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования. Наука о воспитании сформировалась, когда уже существовали такие науки как геометрия, астрономия, многие другие. Педагогика принадлежит к числу молодых развивающихся отраслей знания.

Как особая наука педагогика впервые  была вычленена из системы философских  знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением».


В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена  таких ее виднейших деятелей, как  Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак  Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гер-барт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Германии и др.

С XVIII в. начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 г. учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете.


Активно разрабатывались  идеи воспитания в российской педагогике. В России с давних времен открывались  школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде  в 1030 г. Видными деятелями просвещения  в России в XVIII в. был И.И. Бецкой. В 1764 г. он написал большой трактат «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Основателем научной педагогики в России считается К.Д. Ушинский (1824-1870) – создавший такие научные труды как: «О пользе педагогической литературы» (1857), «0 народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1 и 2» (1867-1871) и др. [7, с.14] Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли, Н.И. Пирогов (1810-1881), В.И. Водовозов (1825-1886), В.П. Острогорский (1840-1902), П.Ф. Лесгафт (1837-1909), Л.Н. Толстой (1828-1910), П.Ф. Каптерев (1849-1922), К.Н. Вентцель (1857-1947) и др. Т.о. видим, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания, касаясь всех сфер деятельности человеческого общества, активно проявлялись и запечатлевались во всех направлениях общественной культуры: в религии, литературе, законодательствах разных стран. С развитием общества и накоплением знаний в определенной области человеческих отношений сложились условия для выделения педагогики в самостоятельную науку. Потребность в педагогической науке остро ощущается в социальных заказах любого человеческого сообщества по всему миру, т.к. она выполняет главный социальный заказ – заказ на определенное качество человека.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Педагогическая  отрасль человеческих знаний не развивается  отдельно от других наук о человеке. С момента ее выделения в самостоятельную науку начинается ее активное взаимодействие с другими науками, а также определение внутри самой педагогики важнейших направлений исследования.

Как и всякая наука, педагогика, развиваясь, обогащает  свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Возникают новые отрасли теоретических и прикладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об образовании. Среди отраслей педагогики есть совсем «молодые». Ряд отраслей науки о воспитании имеют многовековую историческую давность. Такое развитие педагогики естественно привело к тому, что ее уже определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых.

Информация о работе Система педагогических наук