Система правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 2009. - № 7 «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы.

Вложенные файлы: 1 файл

Система правоохранительных.docx

— 36.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра экономики, управления и права

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Система правоохранительных органов»

 

 

 

Выполнил (а): студентка группы ЗФ № 509/017-5-1; 5курс

специальность «экономика и  управление»

Юлбаева Елена Айратовна

Проверил:

к.ю.н., доцент кафедры экономики, управления и права ППИ ЧГПУ

                                                    Чередникова Мария Викторовна

 

 

Челябинск 2013

 

 

Функции правоохранительных органов

В соответствии со ст.1 Конституции  Российской Федерации Конституция  Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 2009. - № 7 «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.

Деятельность государства, осуществляемую с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства и  права принято именовать правоохранительной функцией.

Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи  различных отраслей права, регламентирующих эту сферу функционирования государства.

Правоохранительные органы РФ - это  государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В  расширительном толковании в понятие  правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных  институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и  другие. В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения  понятия «Правоохранительные органы». В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие  органы, которые обладают следующими признаками:

- они уполномочены законом и  осуществляют свою деятельность  в соответствии с ними;

- деятельность их процессуально  регламентирована и осуществляется  на основе соответствующих правил  и процедур, нарушение которых  ведет к дисциплинарной административной  или уголовной ответственности;

- лица, стоящие на службе в  этих органах должны иметь  специальную подготовку;

- в процессе своей деятельности  они имеют право применять  установленные законом меры государственного  принуждения к лицам, допустившим  правонарушение;

- обязательность решений этих  органов для исполнения должностными  лицами и гражданами при условии  их законности и обоснованности.

К государственным правоохранительным органам относятся:

- суд;

- прокуратура;

- органы юстиции;

- органы внутренних дел;

- органы предварительного расследования;

- таможенные органы;

- служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

- органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят  адвокатуру, частный нотариат, а  также частные детективные и  охранные службы.

Организацию, структуру и компетенцию  правоохранительных органов определяют функции, которые на них возложены:

- конституционный контроль;

- осуществление правосудия;

- прокурорский надзор;

- расследование преступлений;

- исполнение судебных решений;

- оперативно-розыскная деятельность;

- оказание юридической помощи;

-профилактическая деятельность  по предупреждению правонарушений  Печников Н.П. Обеспечение законности  и правопорядка в деятельности  правоохранительных органов: Курс  лекций. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. - 36 c..

В совокупности эти функции характеризуют  разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени  влияют на их структуру. От наличия  или отсутствия функции зависит  наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Наиболее тесно связаны между собой  функции, осуществляемые по уголовным  делам: оперативно - розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Правоохранительные органы могут  осуществлять одну или несколько  функций. Так, функцией осуществления  правосудия наделены исключительно  судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная  деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения  безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

Каждой функции соответствуют  определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим  правоохранительным органам.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных  структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем  рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается  Чуфаровский Ю.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Профессиональное образование, 2002 г..

Данный вопрос возникает в связи  с тем, что в последние годы много говорится о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из сказанного правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигнута путем направлений:

- принятия новых федеральных  законов, других законов и иных  правовых актов, направленных  против преступности и всех  правонарушений;

- совершенствования системы деятельности  правоохранительных органов, обязанных  противодействовать преступности  и всем правонарушениям, с разграничением  их полномочий и компетенции;

- установление принципиальных, исходных  положений устройства, организации  и деятельности правоохранительных  органов, направлений на сокращение  преступности и всех правонарушений;

- определение новых юридических  и научно-технических средств,  методов и приемов противодействия  преступности и всем правонарушениям;

- возложение обязанности оказывать  содействие правоохранительным  органам в борьбе с преступностью  и всеми правонарушениями на  другие государственные органы, общественные и частные организации,  а также население с установлением  пределов их участия в этой  деятельности;

- развитие финансовой и материально-технической  базы для деятельности правоохранительных  органов при противодействии  преступности и всем правонарушениям.  Савюк Л. К. Правоохранительные органы. Учебник. - М., Норма. - 2007 г..

Таковы основные направления организации  и деятельности правоохранительных органов.

Понятие, основные  черты и задачи правоохранительных органов.

 

 

     Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться  эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при  полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы  в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Конституция устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан. В ст. 45, с одной стороны, их защита объявляется обязанностью государства, с другой - каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.     

О государственной защите прав и свобод граждан говорится, по существу, в  ст. 7, 37-48, 52, 53. 71 . 72, 114 Конституции.     

Самостоятельная защита прав и свобод дает, гражданину широкую  возможность использовать в этих цепях свои конституционные права  и свободы, установленные ст. 31, 33, 35, 36. 47-54 Конституции.     

Принятие  России в Совет Европы в 1996 г. создает  реальные дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дело в том, что Россия обязана подписать Европейские конвенции о правах человека и гражданина, которые фактически устанавливают контроль на уровне европейского сообщества за соблюдением государством и его органами провозглашенных прав и свобод. Следует иметь в виду, что в ст. 15 Конституции Российской Федерации прямо записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.1      

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной  обязанностью государства, всех его  органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода  невозможна реализация прав и свобод граждан. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.     

В отечественной литературе меры борьбы с преступностью и иными правонарушениями было принято делить на общие и  специальные. К общим мерам противодействия преступности и иным правонарушениям относились: повышение благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились те из них, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные правонарушения. Они связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.2      

В принципе такой подход, вероятно, является правильным. Но при этом, как нам представляется, недостаточно точно расставлены акценты. Считалось, что общие меры социального предупреждения являются основными, решающим образом влияющими на правопослушность граждан. Что касается специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными. В том, как теперь очевидно, просматривается идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное, соответствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества. По мере ослабления тоталитарного режима росли преступность и иные правонарушения, которые заставили по-другому взглянуть на роль правоохранительных органов в противодействии этим явлениям. Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем нами признавалось в прошлые годы.      

В законодательстве нет специально сформулированного  понятия “правоохранительные органы”. Оно сложилось на практике. Его  можно также встретить в различных  документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.3      

Информация о работе Система правоохранительных органов