Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 07:55, курсовая работа

Краткое описание

В систему профессионального образования входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Подготовка кадров осуществляется не только в профессиональных учебных заведениях, но и в системе ученичества на производстве и в процессе курсовой подготовки.

Вложенные файлы: 1 файл

§ 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации Ed2.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Многоуровневое профессиональное обучение

Основной идеей многоуровневого  профессионального обучения является разделение общеобразовательного и  профессионального компонентов  образования. Обучающийся сначала  получает широкое общее образование по одному из принятых в настоящее время профилей (естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и др.), а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня (начального, среднего, высшего, послевузовского).

По каждому уровню образования  разрабатываются государственные  образовательные стандарты.

Положительная особенность многоуровневой структуры обучения заключается  прежде всего в том, что на основе профильного общего образования более осознанно осуществляется выбор профессии, что усиливает мотивацию профессионального обучения.

Ограниченность этой структуры  образования проявляется в связи  с определенными проблемами преодоления  автономности профессиональных учебных  заведений. Кроме того, человек сравнительно поздно может овладеть всеми уровнями профессионального образования и активно включиться в полноценную профессиональную деятельность.

В настоящее время наблюдается  тенденция сближения профессиональных учебных заведений различного уровня, «размывания» границ их автономности: создаются учебные комплексы, объединения, устанавливаются договорные отношения. Поэтому на практике структуры многоступенчатой и многоуровневой подготовки специалистов нередко функционируют параллельно.

Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения

В последнее время меняется статус начального и среднего профессионального  образования, появляются образовательные  учреждения нового типа -лицеи и  колледжи, которые выполняют роль переходных звеньев между уровнями профессионального образования, что видно из следующей схемы:

Система профессиональной подготовки

Осуществляется интеграция общего и профессионального образования. Согласно классификации ЮНЕСКО, профессиональные колледжи и технические лицеи  отнесены к средним профессиональным учреждениям, что позволяет их рассматривать в качестве одного из уровней высшего профессионального образования.

Интеграция средних специальных  учебных заведений в систему  высшего образования позволила  восстановить единый подход к формированию профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов, удовлетворяющей как потребности населения в образовании, так и потребности общества в кадрах, и на деле реализовать принцип диверсификации образовательных структур.

Диверсификация образования

(лат. diversicatio - изменение, разнообразие) - разнообразие уровней и форм  получения образования

Эти общества позволили осуществлять высшее профессиональное образование  по сокращенным срокам обучения. Для  этого необходимо согласование учебных планов средних специальных учебных заведений и вузов. На базе вузов создаются учебно-научные компоненты, либо происходит слияние средних учебных заведений в единое учебное заведение под эгидой вузов.

Это позволяет повысить уровень  среднего профессионального образования за счет использования учебно-материальной базы и кадрового потенциала вузов, более гибко реагировать на вопросы рынка труда, создавать региональные системы непрерывного образования, повысить качество подготовки специалистов.

Словарь основных понятий

Монопрофессиональное  обучение - обучение одной профессии в течение одного цикла со сдачей выпускного экзамена.

Полипрофессиональноеобучение - ступенчатое обучение по основной и смежным профессиям со сдачей экзамена по каждой степени.

Профессия — род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.

Специальность - конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков.

Бакалавр - первая квалификация в системе ступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершению четырехлетнего обучения после успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.

Магистр - академическая степень, отражающая образовательный уровень выпускника вуза и свидетельствующая о наличии у него знаний, умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. Присваивается по завершению шестилетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации.

§ 6. Современные требования к профессионалу

Современные требования к подготовке кадров

Происходящие в мире социально-экономические  и производственно-технические изменения  предъявляют новые требования к  подготовке кадров (см. таблицу):

Профессионально обусловленная структура  личности

В отечественной профессиональной психологии и педагогике предпринимаются  попытки определить профессионально  обусловленные компоненты личности. Так, Э.Ф. Зеер, основываясь на идеях К.К. Платонова, спроектировал четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности специалиста (см. таблицу).

Профессионально обусловленная  структура личности специалиста

В процессе профессионального развития и становления содержания подструктур, происходит их взаимодействие и интеграция, что приводит к образованию интегрированных профессиональных качеств (ключевых квалификаций), которые обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствуют профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.

Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции

Традиционное когнитивно ориентированное  образование решает, в основном, задачу формирования знаний, умений и навыков, а развитие и воспитание обучаемых рассматривается как «побочный продукт» процесса обучения. Такое обучение направлено на подготовку специалиста, а не профессионала. В

Когнитивный (лат. cognite - мыслю) - относящийся к познанию только на основе мышления. Когнитивная сфера - сфера психики человека, связанная с познавательными процессами. Когнитивное развитие — процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Профессиологии различают понятия  «специалист» и «профессионал». Специалист - это работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками. Профессионал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. Современному производству и обществу требуются именно профессионалы. Чтобы дать качественную характеристику профессионала, необходимо рассмотреть понятия «квалификация», «ключевые квалификации», «ключевые компетенции».

Профессиональная квалификация - это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы.

Ключевые квалификации - общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий.

Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности  и присуща специалистам. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характеры для профессионалов. Ключевые компетенции определяют универсальность, социально-профессиональную мобильность профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.

Следует отметить, что в отечественной  профессиональной педагогике проблема ключевых квалификаций и компетенций  еще слабо разработана. Наиболее последовательно она излагается в работах Е.Ф. Зеера, А.К. Марковой, СЕ. Шитова. Ранее эта проблема изучалась отечественными учеными в аспектах подготовки рабочих широкого профиля (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, С.А. Шапоринский и др.).

Атутов П.Р. (1921-2001). Академик РАО, крупный ученый, педагог, исследовавший проблемы политехнического, технологического и профессионального образования. Им разработана концепция функциональной природы политехнических знаний. Известны также труды П.Р. Атутова по проблемам методологии педагогической науки, дидактики, истории педагогики и др.

Батышев С.Я. (1915 - 2000). Академик РАО, крупный  ученый в области педагогики профессионального  образования, основоположник научной  дисциплины «Производственная педагогика». Им разработаны теория стадийного обучения, теория и методика блочно-модульного обучения, система управления профессиональным обучением и др.

Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной  организацией труда, оно стало определять требования к подготовке кадров в  профессиональной школе.

В настоящее время Европейским  сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется  пяти ключевым компетенциям, содержание которых приведено в таблице.

В наибольшей мере проблема развития ключевых квалификаций может быть решена в процессе реализации личностно ориентированного профессионального образования. Следует также отметить, что компетентностный подход находит свое применение не только в профессиональном, но и в общем образовании.

Высшим уровнем профессионализма является мастерство, предусматривающее творческий характер и сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Таким образом, с учетом профессиональных квалификаций, ключевых квалификаций и компетенций процесс профессионального  развития личности можно представить следующим образом.

Профессиональное развитие

Очевидно, что компоненты процесса профессионального развития не существуют изолированно, они тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

XXI век будет веком профессионалов. Поэтому в профессиональной школе необходимо переходить от подготовки специалистов к подготовке профессионалов, обладающих не только профессиональной компетентностью и квалификацией, но и ключевыми квалификациями и компонентами.

Словарь основных понятий

Профессиональное развитие - процесс развития личности как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности.

Профессионализм - уровень профессионального развития личности.

Мастерство — высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Профессиональное  творчество - деятельность личности по созданию субъективно или объективно новых способов и приемов профессиональной деятельности и ее результатов.

Индивидуальный  стиль деятельности — совокупность индивидуальных способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.

Квалификация  - уровень, степень подготовленности человека к какому-либо виду труда.

Компетенция - круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения.

§ 7. Основные направления развития профессионального образования

Мнемосхема

Профессиональное образование  в целом

В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовом профессиональном образовании»; Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года учеными специалистами разработана и одобрена Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

В этих документах с целью повышения  качества подготовки специалистов определены следующие направления развития профессионального образования  в целом.

Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основы синтеза обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. С этой целью должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации.

Создание гибкой, динамичной системы  профессионального образования  на основе диверсификации образовательных  программ, форм управления и технологии обучения. Сокращение и интеграция профессий и специальностей.

Изменение цели профессионального образования с вооружения профессиональными знаниями и умениями на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями (компетентностный подход в профессиональном образовании).

Обеспечение опережающего характера  профессионального образования, в  основе которого лежит идея профессионального  развития личности, обеспечивающего  формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных технологий и профессий, расширение опережающей подготовки кадров по этим профессиям.

Развитие сети инновационных образовательных  учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.).

Информация о работе Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации