Системе общего и профессионального образования во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы я вижу в том чтобы, дать характеристику и понять, что собой представляет французская система образования, а также выявить её плюсы и минусы. Для того чтобы воплотить это, я должна поэтапно охарактеризовать систему образования. Из характеристики этапов и будут складываться задачи. В своей работе я опишу и дам характеристику дошкольному и школьному образованию, начальному и среднему, а также расскажу о системе высшего образования, которая представляет особенную сложность, так как в этой стране своя специфическая система дипломов и степеней, а также особое деление обучения на циклы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава Ι. Дошкольное и школьное образование во Франции
1.1 Детские сады………………………………………………………………..…4
1.2 Начальное образование………………………………………………….……5
1.3 Среднее образование во Франции…………………………………….……11
1. Обучение в коллеже………………………………………………….……….12
2. Лицеи во Франции……………………………………………………….……13
Глава II. Высшее образование
2.1 Высшее образование, «короткий» цикл……………………………………18
2.2 Высшее образование, «длинный» цикл……………………………….……20
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература………………………………………………………………...……..25

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Тема: «Системе общего и профессионального образования во Франции»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...………3

Глава Ι. Дошкольное и школьное образование во Франции

1.1 Детские сады………………………………………………………………..…4

1.2 Начальное образование………………………………………………….……5

1.3 Среднее образование  во Франции…………………………………….……11

1. Обучение в коллеже………………………………………………….……….12

2. Лицеи во Франции……………………………………………………….……13

Глава II. Высшее образование

2.1 Высшее образование,  «короткий» цикл……………………………………18

2.2 Высшее образование,  «длинный» цикл……………………………….……20

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература………………………………………………………………...……..25

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Франция – страна, которая  породила великих философ и художников, писателей и скульпторов, а также  многих известнейших людей. Каждый уважающий  себя человек знает кто такой  Вольтер, Декарт и Руссо, Ван Гог  и Луи Давид.

Цель моей работы я вижу в том чтобы, дать характеристику и понять, что собой представляет французская система образования, а также выявить её плюсы и  минусы. Для того чтобы воплотить  это, я должна поэтапно охарактеризовать систему образования. Из характеристики этапов и будут складываться задачи. В своей работе я опишу и  дам характеристику дошкольному  и школьному образованию, начальному и среднему, а также расскажу о  системе высшего образования, которая  представляет особенную сложность, так как в этой стране своя специфическая  система дипломов и степеней, а  также особое деление обучения на циклы.

Основной литературой, которую  я использовала в своей работе, были книги Б.Л. Вульфсона «Школа современной Франции» и «Педагогическая мысль в современной Франции». В этих книгах четко охарактеризованы и определены этапы французской системы образования, а также описаны проблемы, с которыми сталкиваются французские педагоги и учащиеся. Помимо этих книг я пользовалась литературой таких авторов как. Френе С., Фрумов С.А. и Мальков З.А., в которых также доступно и понятно описано образование. Но надо отметить, что авторы также давали свой собственный, субъективный взгляд на эту тему. Я же в своей работе дам объективную информацию по данной теме.

 

 

 

Глава Ι. Дошкольное и школьное образование  во Франции

1.1 Детские сады

Дошкольное образование  во Франции осуществляется в «материнских школах» или в « классах  матерей», организованных при начальных  школах. «Материнскими школами» французы называют детские сады. Посещение  детского сада не обязательно, но большинство  детей с 2 до 6 посещают «материнские школы». Детей в дошкольное учреждение принимают по желанию родителей, но при этом оно может не всегда удовлетворятся.

Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов, и  во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются  в присмотре. Следует заметить, что  во Франции традиционно среда - день, который ранее предназначался для  религиозного воспитания детей и  занятий. И поэтому большинство  детских садиков не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной  няни, либо обращаться за помощью к  родственникам, либо отводить ребенка  в специальные центры для занятий  спортом, музыкой и другими внешкольными делами.

В детский сад принимают  детей в возрасте от двух до шести  лет. Воспитанники делятся на две  группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Следует  заметить, что на любом этапе жизни  ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа «познание  на ощупь, который важнее всех научных методов».1 И именно поэтому, во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом, а также обучение различным практическим навыкам. Самых старших учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. «Главное внимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыков самообслуживания».2 Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Иногда дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник.

В обобщении всего выше сказанного стоит заметить, что детские  сады считают самой большой удачей французской системы образования, что подтверждается высокой квалификацией  воспитателей и учителей, отличным оформлением и оборудованием  классов, а также доброжелательной обстановкой, в которой воспитываются  дети.

1.2 Начальное образование

Начальное образование является преимущественно интуитивным и  практическим. «Интуитивным в том  смысле, что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, на силе очевидности, на врожденной способности  человеческого разума схватывать если не все истины, то, во всяком случае, наиболее простые и существенные из них».3

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка  нет проблем с учебой) и делится  на курсы: подготовительный (СР), начальный 1-й год (СЕ1), начальный 2-й год (СЕ 2), средний 1-й год (СМ 1), средний 2-й  год (СМ 2).

Начальное образование французы получают совершенно бесплатно и  в обязательном порядке. Большинство  детей уже с 2-3 лет посещают так  называемые «материнские школы» (scoles maternelles, т.е. детские сады), в которых педагоги и психологи 3-4 года готовят их к  начальной школе. «Обучение в  начальной школе является практическим: никогда нельзя упускать из вида, что  учащиеся начальной школы не могут  терять время на праздничные пения, на ученые теории и на схоластические диковины».4Дети занимаются 27 часов в неделю (с 9-12 часов и с 14 по 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Школы обучают смешанные классы – девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что все еще можно увидеть на старых зданиях надписи «Школа для мальчиков» и «Школа для девочек».

Самым важным предметом в  школе является французский язык. На подготовительном курсе усилия учителя  направлены на то, чтобы научить  ребенка читать. На элементарном курсе (начальном) закрепляется и совершенствуется техника чтения и расширяется  словарный запас. Но главная цель обучения французскому языку в начальной  школе – научить учащегося  писать грамотное и ясное сочинение. Это вершины, к достижению которых, стремятся по этапам. Вначале учащиеся составляют отдельные предложения, затем пытаются связать их. На втором году среднего курса (т.е. на пятом году обучения) учащиеся составляют небольшие  письменные сочинения; для этого  проводят специальные уроки. Затем  сочинения проверяются учителем, и несколько работ представляется на обсуждение класса. Дети должны обнаружить грамматические и стилистические ошибки, а также предложить свои варианты улучшения фраз и речевых оборотов.

Следующее место по количеству часов после французского языка  занимает арифметика, но это не точное название дисциплины. Соответствующие  сведения дает предмет, именующийся  в учебном плане «счет». Это более точное название, ибо элементы теории здесь сведены к минимуму: учащийся должен овладеть техникой выполнения четырех арифметических действий, опираясь на чисто эмпирические сведения о десятичной системе счисления.

 

На начальном и среднем  курсе даются некоторые сведения по истории и географии Франции. Занятия по истории представлены короткими рассказами (2 раза в неделю по 10 минут) о наиболее известных  французских государственных деятелях и полководцах, о войнах и отдельных  эпизодах эпохи революции конца XVIII века. На географии дети, в ходе беседы, знакомятся с простейшей интерпретацией таких понятий, как «почва», «климат», «материк» и т.д., рассказывают о  природных условиях, населении и  административном делении Франции. Огромное внимание учителя уделяют  краеведческому материалу (исторические события, происходившие в данной местности, памятники старины, хозяйственная  жизнь коммуны, города, департамента).

На начальном курсе  значится дисциплина упражнения в наблюдении. Эти занятия по традиции часто  называют «предметными уроками» (lecons de choses), представляют собой основную форму  знакомства школьников с материалом естественнонаучных дисциплин. «Эти занятия, - указывает министерская инструкция,- должны поставить детей перед  фактами действительности, с тем, чтобы учащиеся научились внимательно  наблюдать их и точно описывать. Первым и единственно доступным  ребенку способом изучения внешнего мира является наблюдение».5 По этой дисциплине нет единообразной и строго обязательной программы. Содержание уроков может меняться, проводятся ли они в городской или деревенской школе. Программа содержит определенный перечень тем, которые учитель непременно должен пройти.

На начальном курсе  объектами наблюдения выступают  явления и факты, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Учащиеся должны с помощью учителя  дать морфологическое описание того, что они видят, и попытаться установить простейшие связи между наблюдаемыми объектами. На среднем курсе содержания занятий усложняются, так как  вводят темы, связанные с начальными сведениями по физике, химии, биологии.

В ходе занятий надо постоянно  обращаться к практике, и поэтому  дети проводят простейшие опыты. Результаты занятий фиксируются; учащийся записывает ход наблюдения и основные выводы.

С первого же года обучения в начальной школе на уроках «ручного труда» предусматриваются различные  виды работ для мальчиков и  девочек. Мальчики на подготовительном и на начальном курсах клеят конверты, плетут коврики, учатся обращению со столярными предметами, а на средних  курсах – подклеивают и переплетают  книги, выпиливают по дереву, изготавливают  геометрические фигуры. Девочек обучают  простейшим элементам шитья, вязанию, вышиванию, выведению пятен на одежде.

Ручной труд преподается  в комплексе с рисованием и  черчением. На начальном курсе дети рисуют черными и цветными карандашами, некоторые лепят с натуры по памяти фигуры. На среднем курсе учащиеся учатся пользоваться линейкой, транспортиром, вычерчивают геометрические фигуры и тела, а также простые элементы обстановки.

Таков общий объем знаний, которыми должны овладеть французские  школьники в течение начального пятилетнего курса. Далее часть  из них уходят в лицеи и общеобразовательные  колледжи, а другие завершают обязательное обучение в старших классах начальной  школы. Высшего курса во многих начальных школах нет, и поэтому учащиеся проводят шестой год обучения на среднем курсе и затем поступают в двухлетний выпускной класс. Это - конец общеобразовательной учебы, преддверие к вступлению в самостоятельную жизнь.

Что же из себя представляет выпускной класс? «Выпускной класс  был создан в 1938 г., вслед за продлением обязательного срока обучения до четырнадцатилетнего возраста».6 Основное значение выпускного класса заключается в том, что: «Выпускной класс начальной школы должен служить переходом от учения к жизни. Желательно, чтобы здесь ребенок постепенно утрачивал облик школьника и приобщался к многообразным конкретным проблемам, которые в будущем поставят перед ним его профессиональная деятельность и долг гражданина. Учащемуся следует показать, что многие из этих вопросов он может решать с помощью знаний, полученных в школе».7

В соответствии с этим тезисом  и строятся занятия: новый теоретический  материал привлекается в очень небольшом  объеме. Упор делается на приобретение эмпирических знаний и конкретных узкопрактических навыков.

Задачи преподавания французского языка заключаются в том, что  изучение должно носить практический характер, а теорию следует свести к возможному минимуму.

В выпускном классе предмет  «арифметика» называется «счет и  его практическое применение». Учащиеся оперируют теми же правилами и  понятиями, которые они усвоили  ранее, но сфера приложения математического  материала расширяется, задачи усложняются, а их содержание связывается с  практикой. Учащихся знакомят с процедурой купли-продажи, коммерческой документации, проверкой денежной и товарной наличности.

В выпускном классе преподают  также такие предметы, как: «элементы  прикладного естествознания», «история»  и «география». Учебные программы  по этим дисциплинам повторяют в  более усложненном и расширенном  виде, пройденные на среднем курсе.

За время пребывания в  начальной школе учащиеся осваивают  технику чтения, письма, счета, навсегда запоминают элементарные сведения по естествознанию, а также по истории  и географии Франции. Преподаваемый  материал тщательно обработан и  поэтому его усвоение дает не только образовательный характер, но и воспитательный, так как он способствует развитию таких качеств, как трудолюбие и  чувство ответственности.

Но следует заметить, что  подготовка к практической деятельности осуществляется за счет сужения объема общеобразовательных знаний. Некоторые  элементы теоретических знаний даются в той мере, в которой они  необходимы для формирования практических навыков. Но этот узкоутилитарный характер обучения в начальной школе рассматривается  французскими педагогами как важнейшее  достоинство. «Наши учащиеся 12-14 лет  находятся в таком возрасте, когда  им хочется, чтобы их принимали «всерьез», им кажется, что взрослая жизнь им уже по плечу. Они счастливы, когда  с ними обращаются как с «большими» и когда они изучают то, что  непосредственно связано с деятельностью  взрослого из их окружения. Они тогда  чувствуют себя уже не школьниками, а работниками».8

Информация о работе Системе общего и профессионального образования во Франции