Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:37, реферат
Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящему времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Введение
1. Системный подход. Основные характеристики
2. Принцип доступности обучения
3. Особенности практического метода
4. Содержание «воспитательной деятельности»
5. Образование и педагогическая наука в 60-е - 90-е гг.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Системный подход. Основные характеристики
2. Принцип доступности обучения
3.
Особенности практического
4.
Содержание «воспитательной
5. Образование и педагогическая наука в 60-е - 90-е гг.
Заключение
Список литературы
Введение
Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящему времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
1. Системный подход. Основные характеристики
Общенаучная
методология может быть представлена
системным подходом, отражающим всеобщую
связь с и
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
Системный
подход к познанию и преобразованию
любого объекта является ведущим
общенаучным подходом; это направление
методологии специально-
Практика
применения системного подхода в
педагогике зачастую свидетельствует
о достаточно распространенной ошибке,
суть которой заключается в
Иными
словами, при методологическом анализе
педагогического объекта с
-
описывать педагогическую
-
описывать качественные
Учитывая
достаточно детальную разработку системного
подхода в научной литературе,
укажем лишь на два следующих обстоятельства.
Первое: выбор позиции педагогом-
Итак,
системный подход требует реализации
принципа единства педагогической теории,
эксперимента и практики. Педагогическая
практика является действенным критерием
истинности научных знаний, положений,
которые разрабатываются
2. Принцип доступности обучения
Принцип - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции.
Принципы
обучения. История дидактики
Принцип доступности обучения основан на законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, от простого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося. Правила обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известной напряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.
При
предъявлении недоступного для усвоения
материала резко снижается
Итак,
в соответствии с принципом доступности
обучение и воспитание школьников,
их деятельность должны строиться на
основе учета реальных возможностей,
предупреждения интеллектуальных, физических
и нервно-эмоциональных
3.
Особенности практического
Метод
означает способ достижения цели, определенным
образом упорядоченную
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы
обучения являются одним из важнейших
компонентов учебного процесса. Без
соответствующих методов
Практические занятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер.
Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов. Он имеет огромное значение в формировании навыков технической культуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических устройств, в мире компьютерной техники.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях.
1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель особое внимание должен уделять тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются.[1, 185c]
Итак, практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
4.
Содержание «воспитательной
Содержание воспитания - одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории.
Изучение
ребенка предполагает наблюдения и
специально организованные исследования
физического состояния и
В
теории воспитания сформулированы принципы
исследовательской
Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога
Уважение
ребенка со стороны педагога важно
потому, что оно является основанием
для возбуждения уважения ребенка
к самому себе. Содержанием воспитательной
деятельности по реализации этого принципа
стало создание условий для целенаправленного
систематического развития личности ребенка,
утверждение в нем
Важная идея теории воспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовный потенциал, не глушить "сырой материал личности" и есть создание условий самореализации ребенка.
Активность ребенка рассматривается как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривается как жизненная потребность ребенка и показатель его достижений. И наконец, в активности ребенка видно проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.
Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог-воспитатель придает большое значение характеру межличностного общения детей в процессе этой деятельности. В организации трудовой деятельности, игры, театральных постановок, художественного творчества: музыки, рисования, лепки и т. д. - педагог ориентируется на интересы детей и на их способности. Опыт показывает, что именно такая деятельность способствует смягчению нравов, предотвращает их огрубение, формирует нравственность детей.
Педагогические условия утверждения чувства защищенности ребенка в детских сообществах