Системный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:37, реферат

Краткое описание

Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящему времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Содержание

Введение
1. Системный подход. Основные характеристики
2. Принцип доступности обучения
3. Особенности практического метода
4. Содержание «воспитательной деятельности»
5. Образование и педагогическая наука в 60-е - 90-е гг.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 23.78 Кб (Скачать файл)

     Основными условиями формирования отношений  в детском коллективе являются: самореализация ребенка в разнообразной деятельности; самопознание детей - членов коллектива, наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическая  диагностика состояния межличностных  взаимоотношений и прогнозирование  их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения; формирование благоприятного для личностного  развития ребенка эмоционального климата; обеспечение через систему законов  общежития гарантии защищенности каждому  ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.[4, 207c]

     Таким образом, содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация  активной и творческой жизнедеятельности  детей; педагогическое обеспечение  комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

     5. Образование и педагогическая  наука в 60-е - 90-е гг.

     Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных  исследований в педагогической науке 60-90 гг. Педагогическая наука обосновывает пути развития содержания образования, приведения его в соответствие с  потребностями социалистической экономики, культуры и науки. Для эпохи научно-технической  революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что  влечёт за собой расширение объёма научного образования, которое должно давать школа при почти не изменяющихся возможностях её самой и учащихся (продолжительность срока обучения, длительность учебного дня, физические силы и утомляемость учащихся и т. п.). Педагогическая наука разрабатывает  новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации  знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизации как одного из ведущих критериев отбора научного материала, подлежащего изучению в школе, и т. п.

     Направление исследований в области организации  учебной работы связано с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, имеющие целью модернизацию классической формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы учащихся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у учащихся познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Важнейшим направлением исследований в педагогической науке в 60-90 гг является разработка вопросов, связанных с идейно-политическим и нравственным воспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистического мировоззрения (содержание и закономерности процесса формирования коммунистических взглядов и убеждений, действенные педагогические средства, обеспечивающие выработку у молодёжи единства коммунистического сознания и поведения). Дальнейший прогресс педагогики как науки в значительной степени зависит от разработки теоретических проблем, связанных с уточнением её предмета, категорий, терминологического аппарата, с совершенствованием методов исследования и укреплением связей с другими науками.[2, 79c]

     Таким образом, 60-90-е гг. характеризуется  небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Этот период так называемого образовательного взрыва. Такое стало возможным  потому, что автоматы придя га смену механическим машинам, изменили положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющей образовательной подготовки, фактически лишен возможности получить профессию.

     Выделение образования в специфическую  отрасль духовного производства, следовательно, отвечало историческим условиям и имело прогрессивное  значение.

     Заключение

     В современных условиях педагогику рассматривают  как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального  развития, поскольку:

     1) современная система образования  и воспитания касается практически  всех людей;

     2) во многих странах создана  система непрерывного образования  человека;

     3) она включает в себя все  звенья -- от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

     Сегодня активно развиваются следующие  отрасли - педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

     Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится  к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

     Список  литературы

     1. Бордовская Н.В., Педагогика. - CПб.: Питер, 2000.-401с

     2. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России. - М.:ИД Форум,2008.-315с

     3. Лихачев Б. Т. Сущность, критерии  и функции научной педагогики /Педагогика. 2001. № 6.

     4. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2009-512с

     5. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2000.-356с

Информация о работе Системный подход в образовании