Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:17, реферат
С середины прошлого века ведутся активные исследования причин агрессивного поведения у подростков. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Введение
1. Агрессивность, причины ее возникновения и особенности проявления у подростков
Понятие агрессии и агрессивности в психологии
Причины агрессивного поведения
Особенности проявления агрессивности у детей и подростков
Заключение
Список литературы
Сторонники первого подхода
стремятся раскрыть природу действия
внешних факторов, оказывающих существенное
влияние на проявления агрессивности.
Речь в данном случае идет о негативных
факторах окружающей человека среды, таких
как влияние шума, загрязнения
воды, воздуха, температурных колебаний,
большого скопления людей, посягательств
на личное пространство и т.д. Определенное
место в исследованиях этого
направления находят также
В исследованиях ученых определенное место занимает изучение специфики влияния на агрессию окружающей человека среды. В работах Р. Барона, Д. Зильманна, Дж. Карлсмита, Ч. Мюллера и других проводится идея о том, что агрессия никогда не возникает в вакууме и что ее существование во многом обусловлено некоторыми аспектами окружающей естественной среды, которые провоцируют ее возникновение и влияют на форму и направление ее проявлений [11].
Среди таких стрессоров они
выделяют физические, к которым относят
шум, жару, загрязнение воздуха и
т.д., и межличностные, включающие в
себя территориальное вмешательство,
нарушение персонального
Однако лабораторные эксперименты, а также многочисленные социальные наблюдения показывают, что эти стрессоры не всегда производят одни и те же эффекты. В результате западные ученые приходят к следующим выводам:
1) стрессоры среды не увеличивают прямо и однозначно степень агрессивности;
2) они могут влиять на нее лишь в том случае, когда: а) возбужденный таким образом индивид как бы заранее был предрасположен к нападению, б) нарушается способность личности к адекватной переработке получаемой ею информации, в) прерывается осуществляемое в данный момент поведение;
3) физические стрессоры увеличивают степень враждебности лишь до определенного предела, после которого она резко падает по мере того, как замещающие ее инструментальные акты устраняют негативные последствия действий стрессора [11].
Еще менее изученным является вопрос о влиянии на агрессию межличностных стрессоров, к которым относят территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства и высокую плотность населения.
Работ по этой проблематике
пока немного, да и в тех, которые
имеются, постоянно проводится мысль
о необычайной сложности
В своем стремлении связать ряд внешних факторов с проявлениями агрессивности западные исследователи обращаются к изучению последствий употребления алкоголя и наркотиков.
В работах, главным образом американских, а также ряда западноевропейских ученых выявлены некоторые особенности действия марихуаны, барбитуратов, амфетамина и кокаина. Более тщательно рассмотрены отрицательные последствия принятия алкоголя, особенно для выяснения влияния его на агрессивное поведение личности. При этом учитывается подобное же воздействие на человеческий организм и наркотиков.
Согласно итогам многочисленных
экспериментов современные
В рамках второго направления, изучающего влияние внутренних факторов на проявления агрессивности, ученые, как П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. О'Нил, Р. Роджерс и другие, уделяют большое внимание расовой принадлежности индивида [12].
Резкое обострение расовых конфликтов побудило ученых США к активному изучению влияния расовых признаков на проявление агрессивности. Западные исследователи концентрируют свое внимание на выяснении истоков различного рода этнических предубеждений и их влияние на агрессию.
Данные Р. Барона, Э. Доннерштейна и других ученых показали, что во многих случаях представители белых проявляют гораздо меньше прямой враждебности по отношению к потенциальным жертвам среди негров, чем к согражданам своего цвета кожи. Что же касается последних, то они оказываются более агрессивны в отношении белых.
Опираясь в целом на основные принципы социального научения, Э. Доннерштейн, С. Прентис-Дунн, Л. Уилсон и другие ученые считают, что враждебные акты могут быть нейтрализованы либо ожиданием общественного осуждения, либо опасением расплаты. Все, что уменьшает этот риск, растормаживает агрессию. Одним из таких условий Э. Доннерштейн считает, в частности, анонимность в отношениях с предполагаемой жертвой.
Среди внутренних факторов, влияющих на степень агрессивности и особенности ее проявления, ученые выделяют генетическую обусловленность индивида. Как отмечают Алфимова М.В. и Трубников В.И. отмечают, близнецовые и семейные исследования позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50 %) обусловлены генетическими факторами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологической характеристике, является общей для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности) [1].
По мнению этих авторов, повышенная
агрессивность у лиц с
Но, не смотря на великое множество исследований причин агрессивного поведения, большинство современных психологов считают правомерным выделение теории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющих причины агрессии. В современной психологии эта теория подразумевает определенную роль наследственности и влияния процесса социализации. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала вывод, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу, не вызывающая у взрослых осуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.
Проведя обширное обследование, Эрон выявил черты жестоких и озлобленных детей. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют в свою очередь склонность к агрессивности по отношению к своим детям.
А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.
Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:
· Образец отношений и поведения родителей;
· Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
В исследованиях И.А. Фурманова
была установлена связь между
родительским наказанием и агрессией
у детей. Родители часто по-разному
реагируют на агрессивное поведение
детей в зависимости от того, направлено
ли оно на них или на сверстников. Р.Бэрон,
Д.Ричардсон говорят о зависимости между
практикой семейного воспитания и агрессивным
поведением у детей, которая выражается
в характере и строгости наказаний, а также
в контроле поведения детей. В целом выявлено,
что жестокие наказания связаны с относительно
высоким уровнем агрессивности у детей,
а недостаточный контроль и присмотр за
детьми коррелирует с высоким уровнем
асоциальности, зачастую сопровождающимся
агрессивным поведением.
Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К.Левин выявили
два главных фактора, определяющих возможное
развитие агрессивности в поведении ребенка:
1. Снисходительность, т.е. степень готовности
родителей прощать поступки, понимать
и принимать ребенка;
2. Строгость наказания родителями.
Авторы исследования отмечают,
что наименее агрессивны те дети, родители
которых не были склонны ни к снисходительности,
ни к наказанию. Их позиция - в осуждении
агрессии и доведении этого до
сведения ребенка, но без строгих
наказаний в случае проступка.
В работах Бандура отмечено, что, склонный
к телесному наказанию родитель, хотя
и ненамеренно, подает ребенку пример
агрессивного поведения. Ребенок, в этом
случае, делает вывод, что агрессия по
отношению к окружающим допустима, но
жертву всегда нужно выбирать меньше и
слабее себя. Он узнает, что физическая
агрессия - средство воздействия на людей
и контроля над ними, и будет прибегать
к нему при общении с другими детьми.
Как отмечают Перри и Бассей, если наказание
слишком возбуждает и расстраивает детей,
они могут забыть причину наказания, что
мешает усвоению правил приемлемого поведения.
В этом случае дети, скорее всего не сделают
нормы, которые им пытаются привить, своими
внутренними ценностями, т.е. они повинуются
только до тех пор, пока за их поведением
наблюдают.
Многие специалисты считают одной из основных
причин агрессивности недостатки семейного
воспитания [1]:
Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.
6. Неполные семьи. По данным Геттинг (Geotting, 1989) малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.
Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения у детей и подростков:
1) отсутствие сознательного
воспитательного процесса на
ребёнка;
2) высокий уровень подавления и даже насилия
в воспитании, исчерпывающий себя, как
правило, к подростковому возрасту;
3) преувеличение из
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия
родителей.
Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные
ситуации в семье, способствующие формированию
агрессивного и в целом отклоняющегося
поведенияормированию агрессивного и
в целом грессивного поведения у детей
и подростапример,
1) гиперопёка различных степеней: от желания
быть соучастником всех проявлений внутренней
жизни детей (его мыслей, чувств, поведения)
до семейной тирании;
2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;
3) ситуация, создающая "кумира" семьи
– постоянное внимание к любому побуждению
ребёнка и неумеренная похвала за весьма
скромные успехи;
4) ситуация, создающая "золушек" в
семье – появилось много семей, где родители
уделяют много внимания себе и мало детям.
[14]
По данным исследования Горьковой И.А.
[3] 92 из 100 обследованных делинквентных
подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли
в крайне неблагополучной обстановке:
40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя
лишены родительских прав, у 19% ближайшие
родственники на момент обследования
находились в местах лишения свободы.
В 88% родительских семей воспитанников
отмечалось злоупотребление спиртными
напитками хотя бы одним из родителей.
Полная безнадзорность, бесконтрольность
поведения со стороны родителей, безразличие
в дальнейшей судьбе подростка отмечено
в 76% случаев.
В целом агрессивное поведение
в семье формируется по трем механизмам,
пишет Н.М. Платонова:
1) подражание и идентификация с агрессором;
Информация о работе Ситуационные причины агрессивного поведения