Ситуационные причины агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:17, реферат

Краткое описание

С середины прошлого века ведутся активные исследования причин агрессивного поведения у подростков. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Содержание

Введение
1. Агрессивность, причины ее возникновения и особенности проявления у подростков
Понятие агрессии и агрессивности в психологии
Причины агрессивного поведения
Особенности проявления агрессивности у детей и подростков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

р1.docx

— 51.70 Кб (Скачать файл)

2)       защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка;  
3)       протестная реакция на фрустрирацию базовых потребностей [1].  
 Таким образом, существуют различные мнения о причинах агрессивного поведения, но многие ученые считают, что в каждом случае свои причины, и часто их бывает не одна, а сразу несколько.

 

 

 

 

 

1.3 Особенности проявления агрессивности у детей и подростков  
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы. [13] 

Сочетание неблагоприятных  биологических, психологических, семейных и других социально-психологических  факторов искажает весь образ жизни  подростков. Характерным для них  становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное  влияние подростковой группы, нередко  формирующей асоциальную шкалу  жизненных ценностей. Сам образ  жизни, среда, стиль и круг общения  способствуют развитию и закреплению  девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.  
Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. 

На первой стадии подросткового  периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует  весьма критичное отношение к  себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития [15].  
Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена. 

На третьей стадии подросткового  возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление  подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными  нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма. [13] 

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, невыполнение обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. [6] Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.  
Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии. [7] Л.М. Семенюк приводит данные по преобладанию того или иного вида агрессивного поведения у подростков из разных слоев населения [13] (табл. 3) 

Таблица 3 

Проявления различных  форм агрессивности у подростков из разных социальных слоёв населения. 

Социальные слои 

Формы агрессивности, % 

физическая 

косвенная 

вербальная 

негативизм 

Из рабочей среды 

70% 

45% 

50% 

30% 

Из среды строителей 

65% 

55% 

60% 

40% 

Из среды сельских тружеников 

67% 

60% 

65% 

20% 

Из среды малоквалифицированных

подсобных работников (прачки, уборщицы) 

30% 

65% 

75% 

50% 

Из среды служащих среднего звена 

40% 

45% 

75% 

60% 

Из среды руководящих  работников 

60% 

67% 

35% 

90% 

Из среды торговых работников, коммерсантов 

20% 

30% 

25% 

10% 

Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) 

25% 

40% 

55% 

80% 


Физическая форма проявления агрессивного поведения наиболее выражена у детей из рабочей среды, а  наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень  негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства  подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки  отличаются сравнительно невысоким  уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей  подсобных работников и семей  руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих  работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию. 

Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения  подростков из разных социальных слоёв  населения имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере  личности подростка, учитывая особенности  влияния социальной ситуации, воздействия  семьи.  
Таким образом, мы рассмотрели понятие агрессивного поведения, причины и особенности проявления агрессии у детей и подростков.  
Агрессивное поведение в настоящее время является не только одной из актуальнейших проблем в психологических исследованиях, но и активно разрабатываются методики диагностики агрессивного поведения и методы его коррекции.  
 

Заключение  
Анализ литературы показал, что отечественные психологи, Славина, О.П. Елисеев, А.А. Реан и др. в отличие от зарубежных, придают большее значение не агрессии, как поведению, а агрессивности, как черте личности. Но здесь необходимо отметить, что комплексных исследований агрессивности, как личностной особенности, пока в литературе не встречается. 

Так же в настоящее время  не существует единой точки зрения на причины агрессивного поведения. Наиболее весомы в этом смысле генетические теории и теории социального научения. Особенно отечественные ученые все больше говорят о роли семьи, как основного института социализации ребенка в развитии личностных особенностей, а в частности агрессивности. 

Сегодня вопрос о причинах агрессивного поведения встает особенно остро в связи с тем, что  с каждым годом увеличивается  число агрессивных детей и  подростков.  
Непременным условием развития отклоняющегося и в том числе агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.  
В среде современных подростков довольно часто встречается агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.  
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию подростка. 

 

Список литературы 

    1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - № 6. – С.112-121 
    2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского, - М. Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс ,2000. 

3.       Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков / автореферат диссертации кандидата психологических наук, - Санкт-Петербург, 1992.

4.       Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - Москва & Архангельск, 1993 

5.       Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001  
6.       Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - Санкт-Петербург, 1997 

7.       Лановенко И.П. Борьба с групповыми правонарушениями. - Киев, 1981, 

8.       Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, - 1972,

 № 6 

9.       Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - Москва, 1988 

10.  Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.– 1996. - №5. – С.3-18. 

11.  Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40  
12.  Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - Минск: Университетское, 1991 

13.  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М. - Воронеж, 1996.  
14.  Степанов В.Г. Психология трудного школьника, - Москва, 1998.  
15.  Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. - 1984, - № 5,  
16.  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994 


Информация о работе Ситуационные причины агрессивного поведения