Сказка как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей

Содержание

Введение 3
Глава 1.Творческие способности детей дошкольного возраста 5
Творческие способности, сущность понятия, структура 5
Глава 2.Народная сказка, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет жизни 7
Сущность народной сказки и её особенности 7
Народная сказка в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни 12
Заключение 21
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Сказка как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет жизни.docx

— 48.99 Кб (Скачать файл)
  1. Народность, Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верование, обычаи – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи  народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные  высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия  героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят  себе помощников и доброжелателей: трудящиеся всех племен могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести  в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой  освобождение людей, томящихся в  подземном царстве или в темницах чудовищ.

Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный  герой, но освободиться самим сил  не хватало. Да и интересы и желания  освободителей и освобожденных  оказывались почти одинаковыми.

Положительным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое  дерево, скрывающее беглецов от врага; река и озеро, направляющее погоню по ложному пути; птицы, извещающие об опасности; рыбы, ищущие и находящие  кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека – кошке и собаке и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе [10, C. 12].

Многие народные сказки внушают  уверенность в торжестве правил, в победе добра над злом. Как  правило, во всех сказках страдания  положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий [5, C. 10].

  1. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведения для детей по возможности стремиться к простоте, фабула – к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
  2. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.д. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Так, черта  трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и  выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя  к дворцу царя), за одну ночь посеять  лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ  и т.д.). То же самое следует сказать  и о таких чертах как физическая сила, мужество, смелость и т.п. [10, C. 15]

Образность  дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное название которых – позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши». «Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др.; или «бесконечные сказки, такие, как русская «Про белого бычка» [5, C. 10].

Намеки в  сказках применяются как раз  с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в  том, что в них дается «добрым  молодцам урок» не общими рассуждениями  и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому  дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например сказки –«Умный мальчик», «Что выучено в молодости – на камне, что выучено в старости – на снегу», «Старый человек – четыре человека» и др.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов  являются эффективным средством  воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С.Пушкин: «... вечером  слушаю сказки и вознаграждаю тем  недостатки проклятого своего воспитания».

Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения [10, C. 15-19].

 

 

    1.     Народная сказка в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни

Склонность  к творчеству присуща каждому  ребенку. По утверждению психолога  Л. С. Выготского, «творчество – норма детского развития». Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считает: «Ребенок должен жить в мире творчества. Без этого он засушенный цветок». Ведь особенностью ребенка старшего дошкольного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, потребность выдумывать и сочинять. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Это вид устных повествований с фантастическим вымыслом. Дети с огромным интересом принимают участие в таких творческих работах, как

  • продолжение сказки до логического и эмоционального конца;
  • иллюстрирование сказок;
  • создание детьми  «сказки наоборот» (в известную сказку вносятся элементы нового);
  • составление плана сказки с помощью моделирования;
  • творческие письменные работы;
  • инсценирование сказок;
  • коллективное оформление книжек-самоделок [2, C. 570].

Эти виды работ  благотворно влияют на развитие творческих способностей детей. А творческие способности  – это индивидуально-психологические  особенности личности, которые являются условием успешного выполнения деятельности, отличающейся новизной, оригинальностью, быстротой разрешения проблемных ситуаций.

При применении различных творческих упражнений в  работе над сказкой у детей  формируются необходимые читательские качества: наблюдательность, способность  к сопереживанию; развивается воссоздающее и творческое воображение. В результате наблюдений воспитателя и родители отмечают у детей хорошо развитую память, широкий словарный запас. Дети становятся скоры на выдумку, догадку, вымысел, у них появляется больше смелости в высказывании своего мнения.

Богатство и  яркость фантастических образов  народной сказки способствует развитию творческих способностей. Сказка, как особый литературный жанр, имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов [1, C. 11].

В первую очередь  в творческих рисунках на сказочные  сюжеты мы обнаруживаем смелость и  богатство воображения. Некоторые  дети, желая показать образы, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному  объекту, придают ему фантастический оттенок.

Среди многообразных  явлений действительности отдельные  дети находят и выражают свою, пережитую  и прочувствованную тему. Отражая  действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в  действиях и строит содержание, внося  в него творческую инициативу, используя  специфичные для него выразительные  средства.

Как показывает анализ рисунков, одни дети склонны  использовать ритм штрихов, пятен, линейный контур, другие тяготеют к живописному  отражению явлений действительности.

Дети находят  выразительные средства для воплощения своего замысла  – цветовые сочетания, форму композицию. В творческом рисунке они передают свое отношение к изображаемому. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности.

Действительность  – основа творческого процесса.

Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта, цвет и в то же время способности сохранять целостное впечатление от объекта, явления [12, C. 15].

В современных  условиях важная роль отводится развитию творческих способностей средствами искусства, в том числе и народной сказки.

Сказка, как  и другие виды искусства, отражает окружающую действительность в особой образной форме, художественных образах, создаваемых  выразительными средствами.

Знакомство  со сказками не только обогащает эмоциональную  сторону психики детей, но и расширяет, углубляет представления об окружающем, вызывает у них определенное отношение  к тем событиям, явлениям, которые  отражены в данных произведениях.

Основной  формой отображения, окружающей ребенка  действительности служит художественный образ. Именно художественный образ  заставляет почувствовать аналогичный  жизненный образ. Он служит воспитанию чувства прекрасного, а через художественный образ – соответствующего восприятия окружающей жизни.

Изобразительная деятельность даже у самого маленького ребенка связана с его чувствами. Эмоциональное отношение к явлению  через сказку помогает лучше запомнить, а затем воспроизвести в понятие  воспринятое.

Сказки помогают осуществлению в процессе изобразительной  деятельности более широких задач  воспитания: изображаемый ребенком образ  вновь вызывает у него чувства, испытанные ранее и тем самым способствует закреплению этих чувств. Поэтому  важно учитывать, какие чувства  вызывает у детей та или иная сказка, образ.

Очень важно  для развития творческих способностей, через изобразительное творчество поддерживать первое проявление чувства цвета, развивать его дальше, вести ребенка от восприятия контрастных сочетаний, к все более тонким и гармоничным [1, C. 11].

Известие, что  рисунки дошкольников отличаются своим  жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового  строя. В большинстве детских  рисунков видны яркие, открытые цвета: синее море, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д.

Для многих детских работ характерно яркое  декоративное богатство. Мелкая дробная  расцветка неприемлема для детей. Рисунок украшен всего несколькими  пятнами, но это оказывается достаточным  для того, чтобы создать выразительный, интересный по своему декоративному  строю, жизнерадостный образ. Жизнерадостность достигается главным образом  посредством резкого контраста  цветовых пятен.

В детских  рисунках можно встретить такие  образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневых, лиловых, темных коричневых тонов. Чаще всего  это можно наблюдать при передаче образов природы. А разнообразие колорита цветов мы видим в сказках. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного  образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок  сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к  этим образам.

Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу.

В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению  таинственность и фантастичность. Беспокойный  фон неба – оранжевое с яркими красными полосами – усиливает тревожное настроение рисунка, и изображающего черного колдуна. В этих рисунках мы видим своеобразное переплетение вымысла и правды, фантастического и реального.

Сказка является отражением объективной действительности.

Сказка – это специфическая форма познания действительности и воздействия на нее. Жизненные факты, отдельные события, воплощенные художником в образ и истолкованные им, помогают глубже разбираться в реальных жизненных процессах более пристально всматриваться в окружающий нас мир [11, C. 3].

Сказка обладает умением схватывать самое важное и существенное, сосредоточить свое внимание на жизненных фактах и процессах  наиболее выявляющих смысл отражаемого. Для сказки характерно чувство предмета, особая прозорливость в общении  с многообразным миром конкретных вещей. 

Следовательно, через сказку познается действительность и посредством художественных образов  мы получаем необычайно многообразные  и многоплановые впечатления  и знания, которые обогащают человека.

Для развития творческих способностей необходимо научить  детей владеть основными способами  творческого решения. В этом неоценимую помощь окажет показ произведений народной сказки.

В творческом процессе ребенка 5-6 лет можно выделить два этапа:

1) формирование  замысла; 

2) создание  самого рисунка. 

Момент формирования замысла в творческом рисовании  представляется очень важным. В общей  степени получаемый продукт будет  зависеть от того, как сформулирован  замысел. 

Существенное  значение приобретает здесь развитие восприятия, наблюдательности «запоминаемости» виденного. Главное заключается в том, чтобы посредством сказки содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений ребенка, развитию его воображения. Внимание к приемам передачи, форме колорита, композиции в используемых сказках дает детям возможность понять и найти выразительные средства для воплощения своего замысла [10, C. 19].

Информация о работе Сказка как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет