Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:30, курсовая работа
В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей
Введение 3
Глава 1.Творческие способности детей дошкольного возраста 5
Творческие способности, сущность понятия, структура 5
Глава 2.Народная сказка, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет жизни 7
Сущность народной сказки и её особенности 7
Народная сказка в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни 12
Заключение 21
Список использованных источников
В рисовании
на темы сказок требуется передача
характера ситуативных
По своей тематике сказки должны быть близки и понятны детям. Дети должны иметь запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в картине.
Подбор произведений содействует нахождению и обогащению способов передачи детьми в рисунках своих замыслов. Помимо того, что произведение художественно и доступно по своему сюжету, оно должно быть понятно самой своей художественностью, т.е. должно производить эстетическое воздействие.
Эстетическое воздействие могут оказывать на детей такие произведения, выразительные средства которых доступны их восприятию. Произведения обогащают замыслы детей, содействуют развитию умения образно видеть.
Поэтому необходима предметность, конкретность рисунков, особая эмоциональность, обеспечивающаяся цветом и динамикой.
При изучении влияния сказки на детское изобразительное творчество большое значение приобретает вопрос об эстетическом восприятии искусства. Только при условии эстетического восприятия искусства можно говорить о влиянии искусства на развитие творчества [1, C. 11].
Повествование в сказке развертывается по прямой линии: один эпизод вытекает из другого и все они связаны между собой. В сказках нет многословных описаний, даны скупые, но яркие характеристики; чаще всего образ показан в действии. Образы сказок, несмотря на фантастические элементы, просты, реальны, связаны с жизнью, знакомой детям.
Воссоздать
рисунки можно только по тексту такого
произведения, где картины действительно
подразумеваются и
Основные
персонажи, участвующие в этих сказках,
доступны для изображения ребенком
старшего дошкольного возраста. Эти
сказки дают возможность в своих
рисунках объединить несколько предметов
в несложный сюжет, т.е. выразить
взаимоотношения между
Подведя итог вышесказанному можно сделать вывод, что сущность народных сказок заключается в том, что сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказка несет в себе народную мудрость. В ней заключены идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорении природы, радостном труде. Сказки основаны на реальном и фантастическом.
Выделяют жанры сказок: сказки о животных; волшебные сказки; бытовые новеллистические сказки, авантюрные сказки.
Также выделяют особенности народных сказок: народность, оптимизм, забавность, дидактизм.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказки – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Богатство и яркость фантастических образов народной сказки способствует развитию творческих способностей. Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способности сохранить целостное впечатление от объекта и явления.
Заключение
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека [11, C. 3].
Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Характерная
для современного этапа развития
общества гуманизация образовательного
процесса, обращение к личности ребенка
стимулирует необходимость
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей 5-6 лет жизни будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Также важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям [4, C. 21].
Список использованных источников
Информация о работе Сказка как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет