Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Психология – наука о внутреннем, психическом мире человека и ее практическая часть призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы, оказать психологическую помощь.
Психологическая помощь включает в себя такое направление деятельности психолога как психологическое консультирование. Консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69

Вложенные файлы: 1 файл

Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников.doc

— 625.00 Кб (Скачать файл)

                                       «Шеренга» (разогрев)

    Задачи: Осознание  невербальных средств установление контакта, апробация их в безопасных условиях группы, предоставление шанса проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, что, прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

    Ход работы: Сейчас вам предстоит построиться  в шеренгу по цвету глаз: от  самых светлых, к самым темным. При построении запрещается разговаривать.  Итак, начали! На построение дается 2 минуты. Потом предлагается построиться по цвету волос: от самых светлых, к самым темным. Условие те же.

    Последнее  задание самое сложное: необходимо  построиться по росту, с закрытыми  глазами и не разговаривая.

    Рефлексия упражнения: Что  вы сейчас чувствуете? Что вам больше всего понравилось? Какой из этапов был самый сложный? Кто являлся лидером и помогал в организации? Что каждый из вас сделал, чтобы получилась шеренга? Какой вывод вы вынесли из этого упражнения? [16]

                          «Сотворение мира» (основное задание)

Ход работы:

Для занятия потребуются: большой лист ватмана; краски, кисти, различные крупы, макароны, спичечные  коробки, бусинки, цветная бумага, клей, нжницы; спокойная музыка.

    Сегодня мы  с вами превратимся в маленьких  волшебников. Мы сами будем создавать Сказочную страну, сами будем придумывать героев и сами будем сочинять те удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого мы возьмем волшебный лист бумаги, положим его на середину.

    Теперь по  очереди, каждый понемногу, мы должны создать Сказочную страну. Но сначала закройте глаза и представьте себе ту Сказочную страну, которую вы будете создавать на бумаге. Каждый из вас, конечно, представляет свою страну и, когда каждый из нас нарисует кусочек своей страны, у нас получится Настоящая Волшебная страна... А теперь открывайте глаза, и начинаем творить!

    Дети начинают  продумывать над созданием волшебной  страны и приступают к работе, необходимо, чтобы у каждого были  свои роли, и они не мешали  друг другу.

    Важным элементом данной работы является необычайность материалов, которые применяются, это вызывает еще больший интерес и способствует развитию творческих идей.

    Когда Сказочная  страна нарисована, мы продолжаем  работу по следующей схеме.  Теперь дети должны составить сказку про созданный ими мир.

    В Сказочной  стране обязательно кто-то живет.  И поэтому сейчас вы закроете  глаза и увидите, кто живет  в созданной нами Сказочной  стране; увидите, что происходит  с теми, кто живет в этой  стране". Дети закрывают глаза, играет музыка, примерно 1,5 минуты они представляют себе сказку. Когда дети открыли глаза, ведущий может начать сказку, например, так: "В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были..." Далее ведущий показывает глазами какому-либо ребенку, чтобы он продолжал. Если сюжет заходит в тупик, ведущий может внести "новую струю" в развитие повествования. В случае, когда сказке явно не хватает интриги или приключений, можно использовать "эффект неожиданности". Например, "но вдруг... почернело все вокруг, загрохотало и...", или "и вот, все так быстро переменилось, и они увидели...". Важно, чтобы эти слова были сказаны очень эмоционально, тогда дети быстро подхватят и разовьют Вашу идею. Если Вы чувствуете, что детям никак не закончить сказку — помогите им. Сказка тогда запомнится детям, когда она не будет слишком длинной (чтобы дети не устали) и будет иметь хороший конец.

    Данное  упражнение помогает ребенку  воплотить мечты в нечто реальное, то есть то, что было нарисовано, в сказке ожило. Создавая сказку, ребенок проявляет свой накопленный опыт и расширяет его, создавая новые образы и героев. В сказочной реальности ребенок не боится проигрывать то, что можно осуществить на яву, например, быть художником и т.п., а сказка позволяет такие превращения. Создавая сказку, дети осуществляют в ней эталонные отношения между жителями, что важно в укреплении каких-либо принципов общения, правила, создаваемые детьми.

     Рефлексия: Что вам  больше всего понравилось в  сотворенном вами мире? Может  быть, что-то кому-то хочется изменить? Что не хватает в данной композиции? Что бы вы хотели перенести из вашей волшебной страны в реальность? Что для этого нужно сделать? [18]

                            «Подарок» (завершение работы)

    Дети встают  в круг. Упражнение начинает ведущий.  Необходимо без слов с помощью  пантомимы показать и вручить  подарок соседу слева. Он, в  свою очередь, демонстрирует свой  подарок (придуманный им) и передает  соседу слева. Повторяться нельзя.

    Рефлексия: Когда подарок получает и ведущий, можно предложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, почему дарящие сделали именно этот подарок, какой подарок понравился больше всего и почему.

 

 

                               ЗАНЯТИЕ  6.   «МЫ - РАЗНЫЕ»

    Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

    Задачи: изменить отношение к непохожим людям; разработать модель конструктивного взаимодействия с самим собой и с окружающими людьми.

                         «Слушай команду» (Разминка)

    Цель: Создание непринужденной обстановки для раскрытия внутреннего потенциала, повышение уровня сплоченности коллектива.

    Звучит спокойная,  но не слишком медленная музыка. Дети свободно двигаются по  комнате. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются в разной последовательности: спокойные и энергичные. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

                                       «Сказка о Купце»

                                       (см. Приложение IV).

    Рефлексия:  Что запомнилось вам в сказке? Как вы думаете, правильно ли вел себя купец? Если нет, то в чем он не прав? Чем отличались люди невиданного острова? Что в них не устраивала купца? Что важного узнал купец? Что вам понравилось в этой сказке? Как данную сказку можно применить в обыденной жизни? Случаются ли у вас такие случаи? Чему учит эта сказка? [5]

                                «Похожие и разные» (игра)

    Ход работы: Ребята, сейчас мы проведем небольшую  игру, которая позволит нам понять  наши сходство и различия. Для  этого нам нужно поделиться на две команды. От каждой команды вызывается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходство, а другая — различия. За каждый правильный ответ я буду ставить на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий. Так как это соревнование, то будьте очень внимательны, вам нужно выиграть.

    При желании  игру можно повторить с другими  участниками.

    Рефлексия:  Что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Какие выводы мы можем сделать?

                         «Сотвори себе друга» (сказочная имидж-терапия)

    Материалы: разноцветные ленты, ткань.

    Ход работы: Мы с вами проведем небольшой  эксперимент — постараемся узнать, как выглядят те люди, которые нам нравятся и которые не нравятся. Мы разделимся на две команды. Каждая команда должна будет придумать одежду из лент и ткани для человека, который нравится или не нравится. Из каждой команды нужен один доброволец. Одна команда будет придумывать одежду для человека, который нравится, а другая для того, кто не нравится.

    Рефлексия:  Понравилась или не понравилась  вам игра? Что особенно запомнилось?  Какие выводы мы можем сделать,  глядя на наряды двух людей? Похожи ли между собой два одетых человека («приятный» и «неприятный»)? Что можно сказать про людей, которые будут одеты подобным образом? (Перечислить личностные качества.) Чем похожи эти люди на каждого из вас? Найти сходства и отличия.

    Выводы: «неприятного» человека дети одевают в темные цвета, очень небрежно, как бы стараясь его спрятать. «Приятного» человека одевают очень тщательно, в яркие, красивые цвета. Темные цвета ассоциируются со злостью, вредностью, лживостью человека. Яркие цвета напоминают о доброте, веселье, мягкости, честности человека. Бывает ли такое, что хороший человек надевает черную одежду, а злой и вредный — красивую и разноцветную? Делаем вывод, что по одежде судить о человеке нельзя («Встречают по одежде, а провожают по уму»). Нет только плохих или хороших людей, в каждом человеке есть хорошее и плохое.

    Исходя из сказочной имидж-терапии, мы показали детям в первую очередь, что не внешний вид говорит о человеке, а внутренний, но при этом сами дети, создавая костюмы, расставили приоритеты на том, что неопрятный человек им неприятен, а чистый и аккуратно одетый человек – это хороший, приятный человек. Соответственно, на этом моменте мы тоже должны сделать акцент, чтобы выделить важность опрятного внешнего вида в общении с людьми. [27]

                          «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (игра)

Ход работы. Ребята, наше занятие на сегодня закончилось. Посмотрите внимательно на вашего соседа слева. Подумайте, чем он сегодня похож и непохож на вас. Каждый из нас скажет своему соседу такую фразу: «Мы с тобой сегодня похожи… и непохожи…» и передаст клубочек соседу. Говорить будем по очереди, я начну первой.

Детям с заниженной самооценкой первоначально необходимо знать, что они такие же, как  и их одноклассники, и совсем не хуже, но при этом у них есть свои плюсы и минусы, есть свои таланты, свои положительные качества. Для этого, мы приводим сравнение, чтобы еще раз убедить детей, что нет плохих или хороших, все индивидуальны и особенны по-своему.

 

                                  ЗАНЯТИЕ  7.   «ЛЮДИ И КУКЛЫ»

    Цель: Повышение  самооценки, развитие позитивной  Я-концепции.

    Задачи: Психодиагностика, развитие интереса к себе, развитие  саморегуляции и самоуправления.

 

                                          «Атомы» (разогрев)

    Ход работы. Все участники становятся в  круг. «Представим себе, что вы  все атомы. Атомы постоянно  двигаются и время от времени  объединяются в молекулы. Число  атомов в молекуле может быть  разное. Здесь оно будет зависеть  от того, какое число я назову. Все мы сейчас начнем быстро двигаться по классу, и я время от времени буду говорить какое-то число. И тогда атомы должны будут объединиться в молекулы соответственно этому числу».

    Рефлексия:  По окончании упражнения психолог  может спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?», «Что вам понравилось?» и т.д.

Изготовление марионетки (основное задание)

    Задачи: Психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение  самооценки, развитие саморегуляции  и самоуправления.

    Необходимые  материалы: Два куска ткани размером примерно 50×50. Футляр от киндер-сюрприза, как основа для головы. 4-5 мелких предметов: бусинки, кнопки, бисер. Эти бусинки помещаются в футляр от киндер-сюрприза. Каждый предмет наделяется качеством, которого у подростка нет, но которое ему хотелось бы иметь и развивать в себе (эффект «мозгов» Страшилы из сказки «Волшебник изумрудного города»). При движении марионетки мелкие предметы в футляре будут шуметь, создавая тем самым эффект действия заложенных качеств, их присутствия. Вата для головы и рук. Чулок для головы и рук. Нитки, мочалка, лента или пряжа для изготовления волос. Пуговицы или клеящаяся бумага для изготовления глаз и рта. Нитки типа ирис, для подвязывания марионетки. Ножницы, клей, иглы. Украшения для марионетки.

    Ход работы. Вам нужно изготовить свой автопортрет марионетку. Портретное сходство не обязательно, важно, чтобы кукла передавала основные черты характера, того, кто ее делает.

Далее идет изготовление кукол-марионеток, психолог участвует  в изготовлении, тем самым, показывая все этапы работы. Не стоит тратить время на украшение марионетки, это дети должны будут сделать дома. Время работы – 30 минут. Эта работа проходит под музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной, гармонизирующей эмоциональное состояние.

    Обсуждение. Участники  возвращаются в круг. У каждого  в руках своя марионетка. Необходимо  представить ее, назвать ее имя,  рассказать о ее характере,  предназначении и д.р. Важно,  чтобы участники познакомились  со всеми марионетками. Подростки  должны рассказать также о тех чувствах, которые у них вызывают их марионетки.

    Способ изготовление  марионеток (см. Приложение Д). [1], [6]

 

                              «Представление марионеток»  (завершение работы)

    Задачи: Осознание  регулятивных ресурсов, гармонизация эмоционального состояния группы, снижение напряженности, в том числе и телесной, более глубокое знакомство друг с другом и с самим собой.

    Ход работы. Участники становятся в круг, держа в руках марионетки. «Сейчас  каждый из вас должен представить свою марионетку по очереди всем другим. Марионетки должны познакомиться друг с другом, и сказать друг другу, чем одна нравится другой. Будьте внимательны, вы должны познакомиться со всеми марионетками».

Информация о работе Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников