Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Психология – наука о внутреннем, психическом мире человека и ее практическая часть призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы, оказать психологическую помощь.
Психологическая помощь включает в себя такое направление деятельности психолога как психологическое консультирование. Консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69

Вложенные файлы: 1 файл

Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников.doc

— 625.00 Кб (Скачать файл)

    Однажды решил  он поплыть на другую сторону  земли. Там было загадочное  восемьдесят девятое царство.  Кого ни спрашивал купец, никто  там еще не был. Разные легенды  ходили про эту землю: про  двухголовую собаку, которая врагов  за сто верст чуяла, про птицу-орлана, которая видела, что на другом краю земли делается, про прекрасную царевну, которая всех женихов от себя прогоняет. До того стало купцу интересно, что решил он туда попасть.

    Путь предстоял  неблизкий. Собрал купец самых  лучших матросов, самый крепкий корабль купил, запасся припасами и поплыл. Плыли они долго, разных чудес насмотрелись, много бурь страшных выдержали. Иной раз хотелось купцу назад повернуть, к дому родному, но что-то останавливало его, вперед гнало. Устали моряки, измучились, к дому повернуть просят. Тут крик раздался: «Земля, земля!» Только сошли они на берег, как на море шторм поднялся.

    Пошли матросы  на ночлег размещаться. Купец  тем временем узнал, где можно  лавку открыть. Разложил он  товары свои по полкам. Стали к нему жители местные заходить, товарами интересоваться. А купец от всех нос воротит: мол, запах от них противный, да и одеты они уж больно грязно, манерам не обучены. Весь день купец нос платком закрывал и глаза отводил, чтобы жителей не видеть. Да еще нос задирал: мол, вы все глупые, необразованные, а я-то уж и в университетах обучался. Несподручно, мол, мне с вами разговаривать.

    Покупатели  недовольными из его лавки  выходить начали. Никто туда идти  не хочет. Призадумался купец:  «Если так и дальше будет, разорюсь я, по миру пойду. Что же делать мне?» Сидел он и горевал возле своей лавки. Проходил мимо старичок. Остановился, на купца посмотрел и сказал: «Все люди — что цветы на поляне: красивые и незаметные, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся». Сказал старичок слова эти и пропал.

    Всю ночь  купец не спал, над словами  старичка думал. Что же они  значить могут? Уж солнышко  встало, а купец все лежит, лавку  открывать не торопится. «Пойду-ка  я на поляну схожу, может, там ответ найду». Пришел он на поляну лесную, цветов там видимо-невидимо. Красивые и незаметные, душистые и почти без запаха — стоят они, на ветру качаются, к солнышку красному лепестки тянут. Заулыбался купец, повеселел, слова старичка вспомнил и понял, что они значат: цветы, как люди, разными бывают, и каждому человеку хочется любви и уважения. Если ко всем по-доброму относиться, то и люди будут тебе улыбаться и радоваться встрече.

    Постоял купец  немного на поляне, цветами полюбовался  и пошел лавку свою открывать. Открыл лавку, ждет покупателей. Зашли богато одетые, красивые люди — купец стал им улыбаться, товары разные предлагать. Ушли они довольными, обещали вернуться. К вечеру в лавку к нему стали заходить бедно одетые люди, тихие, скромные. К таким покупателям купец не спешил, широко им не улыбался. Думал, что с бедняков взять можно?

    Пришла пора  домой собираться, лавку закрывать.  Идет купец домой, радостный,  довольный. Тут вчерашнего старичка  встречает. Говорит старичок: «Вижу,  дела у тебя хорошо идут. Понял ты слова мои. Запомни еще: каждый человек — что непознанная книга: сначала неинтересен, а потом зачитаешься». Сказал старичок слова эти и пропал.

 

 

 

 

                                                                                             Приложение V

 

Способ изготовления кукол марионеток.

 

    Кукла состоит  из головы и платья, в которое  вшиты кисти рук. Одна нить  служит для управления головой,  другая нить помогает управлять  руками. Кукла может быть с  лицом и без него. Если кукла  изготовлена без лица, это позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении, состоянии находится кукла. То, какое ребенок придумывает выражение лица и настроение куклы, помогает определить его собственную актуальную проблематику.

Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером он его наделяет.

    Для изготовления  куклы-марионетки потребуются следующие  материалы:

1.  Небольшой камешек  или красивая бусинка

2.  Капсула от "Киндер-сюрприза"

3.  Вата (или синтепон)

4.  Чулки или трикотаж телесного цвета

5.  Белая ткань 50 х 50 см

6.  Цветная ткань  на верхнее платье 52 х 52 см

7.  Пакля или пряжа,  шерстяные нитки (для волос)

8.  Нитки, иголки, ножницы

9.  Толстая длинная  игла

10.  Толстая нить (лучше  ирис)

11.  Украшения.

    Ведущий рассаживает детей за большим общим столом и просит разложить на нем все те материалы, которые они принесли из дома. Затем ведущий включает спокойную музыку, предлагает детям зажать в кулачке бусинки, закрыть глаза, загадать желание и представить себе, что оно рке сбылось. Далее бусинка помещается в капсулу от "Киндер-сюрприза", и ведущий просит представить образ куклы, которая сегодня будет вызвана из Сказочной страны. Затем ведущий предлагает подумать над образом того, кого они будут шить: мужской это или женский персонаж; он будет "королевской" или "простой" крови; какой у него будет характер и т.д. Далее ведущий объясняет детям, как шьется кукла.

1.  Изготовление куклы  начинается с головы. Для этого  капсула от "Киндер-сюрприза" (с  начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит нужно сделать "кокон" побольше (использовав больше ваты или синтепона). После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на "затылке" куклы. Затем поверх облицованной основы снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т.д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался "хвостик;" из ткани или чулка не менее 5 см. Итак;, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

2.  Изготовление "нижнего  платья". Для этого возьмите  белую ткань 50 х 50 см, найдите  середину кусочка. На середине  нужно сделать маленькую дырочку  и просунуть в нее "хвостик;", который остался на голове куклы. Далее необходимо пришить "нижнее платье" к "шее" куклы.

3.  Одевание. Костюм  куклы шьется из цветной красивой  ткани размером 52 х 52 см. В кусочке  ткани надрезается середина и  вдевается "нижнее платье". Далее ткань расправляется и также пришивается к "шее" куклы. По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение изготовителей куклы. На этом этапе важно, чтобы ребенок принимал особенно деятельное участие в процессе.

4.  Когда кукла будет  полностью готова, можно ее "подвязать". Для этого берется толстая  длинная игла, заправленная толстой  нитью (лучше, если это будет  ирис). С помощью иглы голова  куклы протыкается в области  висков. Таким образом кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12—15 см (для того, чтобы ребенку было удобно ее "водить"). Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются. Для того чтобы "подвязать" руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а другой конец нити привязывается к левому запястью куклы.

Итак, кукла готова, осталось только ее "оживить": взять в  руки и начать "водить". Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку — нить, управляющую руками куклы. На этом этапе родитель помогает ребенку учить "ходить" куклу.

Можно придумать специальные  ритуалы "оживления".

Изготовление куклы-марионетки (без отделки) занимает примерно 50 минут. Если дети не успели дошить куклу или хотят сделать особую отделку или прическу, они могут сделать это дома.

 

 

 




Информация о работе Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников