Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:49, реферат
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста интересовала педагогов, психологов всегда. В настоящее время вопросы развития творческого потенциала детей являются основополагающими многих комплексных образовательных программ. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.
Введение…………………………………………………………………………3
Творчество как деятельность………………………………………………...5
Художественное творчество и обучение детей……………………………..9
Словесное творчество дошкольников………………………………………14
Вывод……………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………...22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Творчество как
деятельность………………………………………………
Художественное творчество и обучение детей……………………………..9
Словесное творчество дошкольников………………………………………14
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития творческих
способностей детей дошкольного
возраста интересовала педагогов, психологов
всегда. В настоящее время вопросы
развития творческого потенциала детей
являются основополагающими многих
комплексных образовательных
Меняющиеся условия жизни, прогрессивное развитие науки и техники, общественное развитие нередко требуют от человечества изменения к действительности, поэтому современный мир требует воспитания творческой, инициативной личности, и развивать ее необходимо с раннего детства.
Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Творческий процесс – особая форма перехода от известного к неизвестному, к новому. Поисковая деятельность детей, ведомая взрослым, должна быть направлена на решение необычных задач. Чем разнообразнее, вариативнее будут действия детей, тем гибче, самостоятельнее их поисковая деятельность.
Творчество и творческое мышление взаимосвязаны. Творческое мышление – это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Некоторые исследователи подчеркивают: мышление и воображение – равно необходимые компоненты творчества. Доктор психологических наук О.М.Дьяченко считает: развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов. [15]
Одним из видов творческой деятельности является словесное творчество. Под словесным творчеством дошкольников понимается продуктивная деятельность детей, выражающаяся в создании устных сочинений — сказок, рассказов, стихов и т. д. В этом творчестве проявляется стремление детей выразить в слове свое отношение к произведениям искусства, свое мироощущение. Словесное творчество дошкольников изучали Дж. Родари К. И. Чуковский, О. Н. Гречина, М. В. Осорима, О. М. Дьяченко и другие ученые.
Актуальность данной работы: изучение специфики развития и проявления детского словотворчества как вида творческой деятельности дошкольников.
творчество как деятельность
«Творческой деятельностью
мы называем такую деятельность человека,
которая создает нечто новое, все равно
будет ли это созданное творческой
деятельностью какой-нибудь вещью внешнего
мира или известным построением ума или
чувства, живущим и обнаруживающимся только
в самом человеке», - писал Л.С.Выготский
в книге «Воображение и творчество в дошкольном
возрасте». Выготский выделял два вида
деятельности. Один вид деятельности –
воспроизводящий, или репродуктивный,
связанный теснейшим образом с нашим предыдущим
опытом. Так же существует деятельность
комбинирующая прежний опыт с вновь поступившей
информацией или творческая. Эту творческую
деятельность психология называет воображением
или фантазией. Воображение как основа
творческой деятельности одинаково проявляется
во всех сторонах культурной жизни, делая
возможным художественное, научное и техническое
творчество. Все окружающие нас предметы,
сделанные руками человека, весь мир культуры
является продуктом человеческого воображения
– творчества. Высшие достижения творчества
решают глобальные проблемы человечества,
но творчество и необходимое условие
существования человека в каждодневной
окружающей нас жизни при непосредственном
решении рутинных задач. Оно так же является
слагаемым опыта, как отдельных личностей
(.... и гениев), так и групп, и поколений
людей.
Суть первой формы заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека - его страхах, умении и знании. .Воображение способно создавать новые и новые комбинации, комбинируя сначала первичные элементы действительности (кот, цепь, дуб), затем вторично комбинируя уже образы фантазии (русалка, леший) и т.д. Последними же элементами, из которых создается самое отдаленное от действительности фантастическое представление, всегда будут впечатления действительности. Исходя из последнего, Выготский формулирует закон: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. А значит, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство.
Отсюда Выготский делает вывод: чтобы создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширять его опыт.
Суть второй формы состоит
в связи между готовым
Объясняя это положение, Выготский приводит пример, когда по отдельным фактам истории или путешествий можно представить картину Великой французской революции или африканской пустыни. Благодаря этому воображение становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего не видел, может выходить далеко за пределы своего собственного опыта, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. Здесь опыт опирается на воображение.
Суть третьей формы заключается в эмоциональной – чувственной - связи между деятельностью воображения и реальностью. Чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, логикой самих образов. Учитывая эту особенность, психологи выявили закон общего эмоционального знака, когда впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой без всякой очевидной связи по сходству или смежности.
Но, с другой стороны, существует и обратная связь – когда воображение влияет на чувства. Это называется законом эмоциональной реальности воображения. Те эмоции, которые вызываются художественными фантастическими образами из книг или театральной постановки, совершенно реальны и переживаются по-настоящему глубоко и серьезно. Психологической основой этого является расширение, углубление и творческая перестройка чувства.
Четвертая форма заключается в том, что фантазия, воплотившись в вещи, начинает реально существовать.
Построение фантазии может
быть чем-то совершенно новым, не бывшим
в опыте человека и не соответствующим
реально существующему
Выготский также отмечает, что художественные произведения могут производить воздействие на общественное сознание людей за счет того, что обладают своей внутренней логикой. Образы фантазии комбинируются не случайно, как в мечтах или сновидениях, а следуют их внутренней логике, которая обусловлена связью, устанавливаемой произведением между своим и внешним миром соединенные внутренней логикой.[16]
Фантазируя, дети выделяют объективные
закономерности окружающего. Воображение
помогает дошкольнику найти
художественное творчество и обучение детей
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр.[17]
Исследования лаборатории эстетического воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР показали тесную связь между обучением и творчеством детей.
Чтобы понять эту связь
следует рассмотреть эти
Обучение. На каждом этапе общественного развития педагоги и психологи отбирали все, что доступно восприятию и воспроизведению ребенка, что будет готовить к будущей деятельности, определяли эталоны, на которые ребенок ориентируется в своих действиях. Таким образом, определяется содержание обучения, необходимый объем знаний, умений и навыков, который дети использует для художественного воплощения.
Обучение – это двухсторонний процесс, так как помимо процесса передачи определенных знаний и навыков в художественной деятельности, педагог ориентируется на индивидуальные художественные возможности. При выборе педагогических приемов и методов необходимо учитывать реакцию детей на них. Лишь побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно спел, нарисовал, прочитал стихотворение, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремится ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения, способен ли их преодолеть. [12]
Усвоение ребенком способов восприятия, направленных на самостоятельное обследование предметов, их форм, вслушивание в звуки певческой и поэтической речи, различение их свойств – все это активизирует обучение, развивает художественно- сенсорные способности.
Складывающиеся интересы,
художественные способности выступают
как предпосылки к
Детское творчество. Творчество как деятельность предоставляет новые возможности для развития художественных способностей. Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Детское творчество полностью не подходит под это определение. Но оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения и имеет общественно-педагогическую ценность. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. в своем художественном творчестве открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.