Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:49, реферат
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста интересовала педагогов, психологов всегда. В настоящее время вопросы развития творческого потенциала детей являются основополагающими многих комплексных образовательных программ. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.
Введение…………………………………………………………………………3
Творчество как деятельность………………………………………………...5
Художественное творчество и обучение детей……………………………..9
Словесное творчество дошкольников………………………………………14
Вывод……………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………...22
Одни исследователи считают, что для полноценного словесного творчества необходимо обладать умениями, формирующимися на основе мышления и воображения: видоизменять, преобразовывать представления памяти и создавать на этой основе новые образы и ситуации, определять последовательность событий, устанавливать связи между отдельными событиями, «входить» в изображаемые обстоятельства, отбирать речевые средства для построения связного высказывания (Г. Д. Кириллова).
Другие исследователи (С. М. Чемортан, О. С.Ушакова) придерживаются мнения, что, поскольку словесное творчество детей основывается на восприятии литературных произведений и представляет собой сплав подражания и продуктов собственного воображения ребенка, развитие способностей в области творческого рассказывания у дошкольников будет эффективно при анализе литературных произведений, читаемых детям, а также при выполнении заданий, стимулирующих творческую направленность деятельности дошкольников (придумать сказку на заданную тему, по предложенному началу, на свободно выбранную тему и др.).
Эффективными приемами и методами обучения творческому рассказыванию, помимо традиционных вербально-логических (речевой образец, план, вопросы, анализ и оценка творческих рассказов детей)исследователи развития словесного творчества называют приемы, стимулирующие творческую активность, воображение и заинтересованность детей:
Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития творческой личности.
Вывод
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в дошкольном возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в продуктивных видах деятельности.
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствием определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество.[20]
Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно и заинтересованно судят о явлениях культуры. Д. т. в области искусства активно содействует воспитанию эстетического вкуса детей, их художественному образованию.
Одной из творческой деятельности является детское словесное творчество.
К настоящему времени в психолого-педагогической литературе накоплен определенный опыт исследования словесного творчества детей. Вопросы развития детского словесного творчества поднимались в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Э.П. Коротковой и других, исследовавших тематику творческого рассказывания детей разных возрастных групп, выявлявших эффективные приемы обучения дошкольников творческому рассказыванию. В ряде статей авторами рассматривались вопросы обучения дошкольников творческому рассказыванию на примере таких фольклорных жанров, как сказка (Л.М. Гурович, М.М. Конина, А.Е. Шибицкая), загадка (О.Н. Сомкова), небылица-первертыш (М.В. Фадеева). [19]
Для того, чтобы дети могли жить своей счастливой детской жизнью, необходимы педагоги, умеющие разделить с детьми их детскую жизнь, то есть играть, фантазировать, шалить. И лишь тогда возможны прекрасные проявления словесного творчества, когда педагоги являются товарищами и друзьями детей. Это обязательное условие развития детского словесного творчества, поскольку душа ребёнка раскроется только в дружеском общении. Ведь творчество невозможно в пустоту. Оно всегда для кого-то. Задача педагога – создавать ситуации, в которых возникает необходимость в словесно-творческом выражении ребёнка. Пример: ребёнок заболел – дети пишут ему письмо, рассказывая о своих делах, ободряя и утешая. Творчество есть выражение сердца и подобная ситуация даёт возможность его проявить. Безусловно, для создания таких ситуаций требуется подготовленные педагоги. Такой педагог должен обладать прежде всего жаждой духовного совершенствования, филологической культурой, литературными способностями, должен уметь увлекать детей. Главное же его качество – сердечность, ибо в развитии детского словесного творчества всё делается только сердцем.[5]
ЛИТЕРАТУРА