Словесные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу воспитателя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности детей.

Содержание

1. Понятие о методах и принципах обучения
2. Наглядные методы
3. Практические методы
4. Игровые методы
5. Словесные методы
6. Понятие об организационных формах обучения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 30.89 Кб (Скачать файл)

лан:

1. Понятие о методах  и принципах обучения

2. Наглядные методы 

3. Практические методы 

4. Игровые методы 

5. Словесные методы

6. Понятие об организационных  формах обучения 

Список использованной литературы

1. Понятие о  методах и принципах обучения

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу воспитателя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности детей. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность детей (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует детей к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал. Как видно, и здесь сочетается обучающая работа воспитателя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность детей. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы воспитателя и организации учебно-познавательной деятельности детей по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у детей практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ воспитателя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных воспитателем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

Не менее сложным и  вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что дети все должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.

В 20-е годы предпринимались  также попытки насаждения в д  так называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной подготовки детей. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.

2. Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых  усвоение учебного материала находится  в существенной зависимости от применяемых  в процессе обучения наглядного пособия  и технических средств. Наглядные  методы используются во взаимосвязи  со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две  большие группы: метод иллюстраций  и метод демонстраций.

метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок  на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств  наглядности на иллюстративные и  демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности  отнесения отдельных средств  наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых  технических средств в учебный  процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности  наглядных методов обучения.

При использовании наглядных  методов обучения необходимо соблюдать  ряд условий:

а) применяемая наглядность  должна соответствовать возрасту детей;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует  постепенно и только в соответствующий  момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый  предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать  пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность  должна быть точно согласована с  содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в  наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

3. Практические  методы

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей. Этими методами формируют  практические умения и навыки. К  практическим методам относятся  упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического  действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов  и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит  от особенностей учебного предмета, конкретного  материала, изучаемого вопроса и  возраста детей.

Упражнения по своему характеру  подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них дети совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности  детей при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению  известного с целью закрепления  воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях тренировочные  упражнения;

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности  применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания детей. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени  на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки  умений в их применении. Использование  их способствует развитию логического  мышления, культуры письменной речи, самостоятельности  в работе. Письменные упражнения могут  сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям  относятся работы детей по составлению  схем, чертежей, графиков, технологических  карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при  проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются  обычно одновременно с письменными  и решают единые учебные задачи. Применение их помогает детям лучше  воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические  работы в зависимости от степени  самостоятельности детей при  их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям  относятся практические работы детей, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических  знаний детей в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому  воспитанию детей.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход детей  к их выполнению; соблюдение дидактической  последовательности в выполнении упражнений сначала упражнения по заучиванию и  запоминанию учебного материала, затем  на воспроизведение применение ранее  усвоенного на самостоятельный перенос  изученного в нестандартные ситуации на творческое применение, с помощью  которого обеспечивается включение  нового материала в систему уже  усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые  упражнения, которые формируют у  детей способность к догадке, интуицию.

4. Игровые методы

Игровых методы обучения нацелены на то, чтобы научить детей  осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы  собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Дети повторяют  в играх то, к чему относятся  с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Отечественные психологи  и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого  опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей  социализации».

Игра воспроизводит  стабильное и новационное в жизненной  практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в  них заложены устойчивые традиции и  нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки  игры, которая способствует тому, чтобы  ребенок верил или не верил  во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов - аксессуаров, то ли в самой интриге игры.

Из раскрытия  понятия игры педагогами, психологами  различных научных школ можно  выделить ряд общих положений:

Игра выступает  самостоятельным видом развивающей  деятельности детей разных возрастов.

Игра детей  есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается  широкий простор для личного  творчества, активности самопознания, самовыражения.

Игра - первая ступень  деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления детей.

Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Игра - свобода  самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра - главная  сфера общения детей; в ней  решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений  людей.

Многие исследователи  пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале дошкольного  обучения обнаруживается в игровой  деятельности детей. В ней своеобразными  путями осуществляется формирование психических  процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания  и т.д. Игровое обучение не может  быть единственным в образовательной  работе с детьми. Оно не формирует  способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность дошкольников.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно  включаемых в раздел дидактики.

Существует несколько  групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные  игры, как манипуляции с игрушками  и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму,  цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа - игры  творческие, сюжетно-ролевые, в которых  сюжет - форма интеллектуальной  деятельности.

III группа игр,  которая используется как средство  развития познавательной активности  детей - это игры с готовыми  правилами, обычно и называемые  дидактическими. Как правило, они  требуют от дошкольника умения  расшифровывать, распутывать, разгадывать,  а главное - знать предмет. 

IV группа игр  - строительные, трудовые, технические,  конструкторские. Эти игры отражают  профессиональную деятельность  взрослых.

V группа игр,  интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на  психическую сферу. Основанные  на соревновании, они путем сравнения  показывают играющим дошкольникам  уровень их подготовленности, тренированности,  подсказывают пути самосовершенствования,  а значит, побуждают их познавательную  активность.

Лучшие дидактические  игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и  умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический  опыт детей. Но приобретение опыта требует  большого времени.

Результативность  дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы  игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие  умение выделять основные, характерные  признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов  по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие  умение владеть собой и т.д.

5. Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов  обучения. Были периоды, когда они  являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали  против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко  называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные  методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью  слова учитель может вызвать  в сознании детей яркие картины  прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства детей.

Информация о работе Словесные методы