Словесные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу воспитателя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности детей.

Содержание

1. Понятие о методах и принципах обучения
2. Наглядные методы
3. Практические методы
4. Игровые методы
5. Словесные методы
6. Понятие об организационных формах обучения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 30.89 Кб (Скачать файл)

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с  книгой.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение  содержания учебного материала. Этот метод  применяется на всех этапах дошкольного  обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

По целям выделяется несколько  видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка детей к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения  преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение  по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и  убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель  в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания  для дальнейшей самостоятельной  работы по этой теме..

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация  внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения  главного, резюмирования.

К рассказу, как методу изложения  новых знаний, обычно предъявляется  ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать  идейно-нравственную направленность  преподавания;

- содержать только достоверные  и научно проверенные факты;

- включать достаточное  количество ярких и убедительных  примеров, фактов, доказывающих правильность  выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику  изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и  доступным языком;

- отражать элементы личной  оценки и отношения воспитателя  к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных  наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии  коренных причин и следствий в  явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого  формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия  причинно-следственных связей, аргументации  и доказательств;

- использования сравнения,  сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики  изложения.

Объяснение как метод  обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

Беседа диалогический  метод обучения, при котором учитель  путем постановки тщательно продуманной  системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала  или проверяет усвоение ими уже  изученного.

Беседа относится к  наиболее старым методам дидактической  работы. Ее мастерски использовал  Сократ, от имени которого и произошло  понятие “сократическая беседа”.

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности детей, места беседы в дидактическом  процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение  имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у детей знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у детей состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут  быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным воспитателем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются воспитателем всему классу, чтобы все дети готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными  так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать  альтернативных вопросов, требующих  однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет  следующее преимущество:

- активизирует детей;

- развивает их память  и речь;

- делает открытыми знания  детей;

- имеет большую воспитательную  силу;

- является хорошим диагностическим  средством.

Недостатки метода беседы:

- требует много времени;

- содержит элемент риска  (дошкольник может дать неправильный  ответ, который воспринимается  другими детьми и фиксируется  в их памяти);

- необходим запас знаний.

6. Понятие об  организационных формах обучения

Осуществление обучения требует  знания и умелого использования  разнообразных форм организации  учебного процесса, их постоянного  совершенствования и модернизации (обновления). Но на вопрос, что такое  форма организации обучения как  педагогическая категория и в  чем состоит ее сущность, в дидактике  нет достаточно четкого определения. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным  представлением о данной категории. Это ведет к терминологической  путанице, когда даже в отдельных  научно-методических публикациях понятие  о формах учебной работы и понятие  метода обучения употребляются как  синонимы. Понятно, что в науке  это недопустимо. Поскольку, однако, категории "метод" и "формы организации" обучения смешиваются, то их сопоставление  и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться  в сущности последней категории. Метод обучения выступает как  способ обучающей работы воспитателя  и организации учебной работы детей по решению таких дидактических  задач, как овладение теоретической  и мировоззренческо-нравственной стороной изучаемого материала, выработка умений и навыков по применению усвоенных  знаний на практике, проверка и оценка знаний детей и т.д. Для решения  каждой из этих задач используются определенные методы. Понятие метод  обучения характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса. Понятие же формы организации  обучения, или, как еще говорят, организационной  формы обучения, имеет иной смысл. Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая  категория обозначает внешнюю сторону  организации учебного процесса, которая  связана с количеством обучаемых  детей, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, учитель может обучать  группу детей, то есть заниматься с  целым коллективом, но он может проводить  занятия с одним учеником (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Далее, занятия можно  проводить в детском саду и  можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что характеризует  форму обучения с точки зрения места его проведения. Все это  необходимо иметь в виду, осмысливая сущность организационных форм обучения.

Список использованной литературы:

1. Дошкольная педагогика /под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. М., 1986.

2. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика. М, 1998.

3. Левин-Ширина Ф.С., Менджерицкая  Д.В. Воспитание и обучение  в д/с. М., 1975.

4. Пидкасистый И.П. Педагогика. М, 1999.

5. Усова А.П. Обучение  дошкольников. М., 1969

 

Скачать работу "Методы и формы организации  обучения детей дошко



Информация о работе Словесные методы