Содержание сенсорного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание [5, стр.98]. Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

Содержание

Введение …………………………………………………………. 3
2. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка…………………………………………………………………… 5
3. Определение сенсорных процессов …………………………….. 7
4. Цель и задачи сенсорного воспитания ………………………….. 9
5. Содержание и условия сенсорного воспитания ………………… 11
6. Методика сенсорного воспитания дошкольника ……………….. 14
7. Практическая часть………………………………………………... 17
8. Заключение ………………………………………………………… 19
9. Список литературы ………………………………………………... 20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная дошкольная педагогика.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

В каждой возрастной группе ориентировка во времени представляется по разному. В младшей дошкольной группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали утреннюю гимнастику, помылись, а сейчас будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Предлагает вопросы: «А что ты делал утром? Днем?» и т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретает эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. В средней группе, как и в младшей, ориентировка во времени развивается в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети, близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: « Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)?». Значение слов быстро и медленно раскрывают на конкретных примерах. Во время одевания педагог хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулке сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, гусеницы и жука. В старшей группе в начале учебного года закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках как: утро, день, вечер, ночь. Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают вкруг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили …», «..вчера», - заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч «Занятие по математике у нас было..» « … сегодня». В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия [2, 68]. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе. То есть, переживании длительности времени, в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по разному эмоционально - окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

 

6. Методика сенсорного воспитания дошкольника

 

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией детей учат различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета выступает как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формируется умение членить конкретную задачу конструирования, какого – либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

  1. Восприятие целостного облика предмета
  2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств.
  3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
  4. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей – обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений – отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого -либо культурного растения, важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков.

Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во – первых, от обследуемых свойств, во – вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким [6, c.304].

 

7. Практическая часть.

 

«Знакомство с формой предметов».

Задача: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.

Материалы и оборудование: Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10 – 12 см; размер предметов для вкладывания 3 – 5см.

Ход: Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, показывает предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать в начале более устойчивые предметы (кубик, брусок, пирамидку, грибок), затем катающиеся (цилиндр, яйцо, мячик.) [7. №1].

Педагог предлагает малышу опустить руку в ведерко достать какую – либо игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!», вызывая у малыша эмоциональный отклик.

Предоставив ребенку, возможность рассмотреть кубик, поиграть с ним, взрослый просит малыша положить кубик на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Затем напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что - нибудь.

В процессе игры ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. Он пытается наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко и закончить игру. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желание сложить игрушки, взрослый может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение. Особенно понравившуюся игрушку, например мячик, можно оставить для самостоятельной игры.

Иногда малыш пытается снова достать игрушки. В этом случае игра повторяется. Общая продолжительность игры не должна превышать 5-8 минут.

Игра заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Игра может проводиться с одним и тем же материалом три- четыре раза. При частичной или полной смене игрушек она бывает интересной более длительный период.

 

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, происходит совершенствование всех видов детской деятельности, формирование самостоятельности в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Согласно утверждениям известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и других, сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. 

          Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач  является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются ведущими. 
9. Список используемой литературы

 

1. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,1978. – 96с.

3. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада». - М.: Просвещение, 1983.

4. «Программа воспитания и обучения в детском саду». /Под ред. Л.Т. Фрониной. – М.: Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.

5. «Практическая психология»: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 1996.

6. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования». / Под ред. Т.Н. Дороновой., Т.И. Ерофеева. М.: Обруч, 2010. – 304с.

7. Журнал. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». №1/2010.

8. Глуханнюк Н.С., Семёнова С.Л., Печеркина А.А. «Общая психология». – М., 2002.

9. «Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений» - Ростов на Дону: из-во «Феникс», 1998. - 544с

 

 


 



Информация о работе Содержание сенсорного воспитания дошкольников